- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Трапезундское Евангелие

Миниатюра "Сошествие в ад" и двухярусная миниатюра "Брак в Кане Галилейской" (верхняя часть) и "Чудо в Кане Галилейской" (РНБ. Греч. 21, л. 1 об.-2)

Трапезундское Евангелие (ℓ 243 по Грегори-Аланду) — византийская иллюминированная рукопись на греческом языке, сборник текстов (лекционарий) из евангелий. Палеографически датируется XI веком, и 15 пергаменных листов (33 на 36,5 см) — X веком или ранее.

Текст в две колонки по 18 строк литургическим унциалом. Содержит 15 иллюстраций. Пергамен. Чернила, киноварь, краски, золото.

Греч. 21: 14 л. Листы 4, 11, 12 сохранились фрагментарно. 15 миниатюр, из них 6 в полный лист; 6 полихромных с золотом орнаментальных инициалов. Рукопись была подарена в 1858 г. митрополитом Трапезундским Констанцием императору Александру II (в составе хранящегося ныне под шифром Греч. 69 неиллюминованного минускульного Лекционария XI в., в который были вплетены в соответствии с литургической последовательностью листы Трапезундского евангелия). Поступила в ИПБ в 1858 г.

Греч. 21а: 1 л. 1 миниатюра в тексте и 2 полихромных с золотом орнаментальных инициала. Фрагмент приобретен Библиотекой в 1902 г. у А. И. Пападопуло-Керамевса.

Трапезундское евангелие является одной из наиболее известных греческих иллюминованных рукописей в российских хранилищах. Долгое время исследователи связывали место создания Трапезундского евангелия с восточными провинциями Византийской империи и датировали VIII, IX, X, XI вв. В настоящее время получила признание точка зрения Б. Д. Фонкича, который на основании почерковедческого анализа высказал убедительное предположение о том, что Трапезундское евангелие создано в Константинополе. Это помогло обосновать датировку рукописи Х в. Художественный стиль миниатюр Трапезундского евангелия выделяется на фоне византийской живописи середины и второй половины Х в. особой экспрессивностью, выразительностью погруженных в духовные переживания образов, что достигается такими художественными средствами, как искажение пропорций и нарушение пространственных связей в предметном окружении фигур.

Книга была богато украшена золотом и драгоценными камнями для трапезундского императора Андроника II (1240—1266). В 1858 году была подарена митрополитом Трапезунда императору Александру II, которые передал её в Императорскую публичную библиотеку (в настоящее время — Российская национальная библиотека), где книга с тех пор и оставалась (Codex Gr. 21, 21a).

Изучалась и описывалась Э. Г. Муральтом, который в течение 26 лет работал библиотекарем Императорской публичной библиотеки.

Книга не цитируется в критических изданиях греческого Нового Завета (UBS3) из-за невысокой текстологической ценности.