- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Гурий Никитин

Гурий Никитин (ок. 1620, Кострома — 1691, там же) — крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Под его руководствам был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия — росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова, над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653).

Известные работы

Росписи

Соборы и церкви Ростовского кремля

Биография

Родился в 1620-е годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками. В 1653 году, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).В 1660 году был вызван для работ в Москву. В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661—1662 годах они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 году, Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 года по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского. В 1670 и 1671 годах он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».

В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 году под его руководством была исполнена стенопись в Церкви Ильи Пророка в Ярославле, а в 1685 году — в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений второй полодвины XVII века, Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», то есть вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Для работ Гурия Никитина всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой внутренней значительности.


Превью: росписи в Ипатьевском монастыре, Кострома.