- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Виды и техники углубленной гравюры

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

В зависимости от того, каким способом наносится углубленный рисунок на поверхность гравировальной доски, определились основные разновидности  глубокой гравюры:

• гравюры, выполненные с печатных досок, гравированных механическим способом, без использования процесса травления, это:

— резцовая гравюра,
— меццо-тинто,
— пунктирная манера,
— гравюра сухой иглой,
— частично карандашная манера.

• гравюры, выполненные с использованием процесса травления:

— травлёный штрих,
— акватинта,
— резерваж,
— лавис,
— мягкий лак
— и в отдельных случаях карандашная манера, в которой сочетаются приемы  кислотного и механического гравирования.

Все эти манеры (разновидности) глубокой печати, каждая в отдельности или в сочетании друг с другом, могут быть использованы в создании цветной углубленной гравюры с одной или с нескольких досок. Распознавание такого оттиска заключается в определении манеры или сочетания манер, используемых в гравировании, в определении количества досок (печатных форм), используемых при печати, и характера набивки этих досок офортной краской.

* * *

Из трех видов художественной печати, характеризующих различные техники гравюры, глубокая печать вобрала в себя наибольшее количество манер, отличающихся друг от друга специфическими особенностями гравирования печатной формы. Предваряя подробный разбор и описание характерных признаков каждой манеры в отдельности, необходимо отметить, что их специфика определяется не способом гравирования (что их отличает друг от друга), а, главным образом, особенностями глубокой печати с металла (что их объединяет в одну группу).

Приступая к определению и распознаванию техники оттиска, в первую очередь необходимо выявить признаки, по которым данная гравюра может быть отнесена к произведениям, выполненными в технике глубокой печати.

Если сравнить оттиск глубокой печати с литографией (плоская печать) и  ксилографией (высокая печать), то можно сразу отметить, что офорт (глубокая печать) отличается глубиной тона, особой бархатистостью поверхности, очень широким тональным диапазоном изображения. Краска, вынутая из глубины формы влажной бумагой под большим давлением валов офортного станка, ложится на поверхность выпуклыми штрихами и точками, она возвышается небольшим рельефом над уплотненной поверхностью бумаги, что особенно заметно при боковом освещении. В зависимости от глубины штрихов и количества их на поверхности печатной формы, на оттиск переносится разный по толщине слой краски, что создает графический рельеф, характерный только для этой техники. Внешне это можно определить, осветив боковым светом оттиск или на ощупь, почувствовав толщину слоя краски кончиком упругой иглы.

Характерным признаком, определяющим глубокую печать, является отдавливание на бумаге краев офортной доски. В процессе подготовки  печатной формы к работе после полирования поверхности металла края гравировальной доски отпиливаются под острым углом к оборотной стороне.

Это обеспечивает плавный наезд вала офортного станка на форму, предохраняет бумагу от разрыва по периметру, в результате чего границы оттиска обрамляются четко отдавленными фасками. Фактура бумаги на поверхности оттиска резко отличается от фактуры полей, не раздавленных металлом. На изобразительной плоскости бумага гладкая и плоская, в то время как на полях гравюры она шероховатая и рыхлая. Красивая шероховатая фактура полей образует естественное обрамление оттиску. Как правило, художники стремятся сохранить этот изысканный контраст, прибегая к оформлению в паспарту лишь в крайних случаях, когда испорчены поля гравюры или они имеют недостаточную ширину.

Перечисленные признаки характеризуют гравюру, выполненную в технике глубокой печати. В пределах этой техники существуют различные способы и приемы гравирования печатной формы, которые открывают широкие возможности использования изобразительных средств углубленной гравюры для создания художественного произведения. Эти разновидности одной графической техники называются манерами. У каждой манеры существуют свои способы гравирования, которые при печати раскрывают присущие только им характерные внешние признаки. По этим признакам специалисты определяют, к какой манере можно отнести ту или иную гравюру.