- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Примерный план стилистического анализа художественного произведения

Балетная школа. Эдгар Дега

Еще немного про анализ: 

Для успешного приобретения навыков анализа  студент должен:

Примерный план стилистического анализа художественного произведения (живопись)

  1.  Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
  2.  Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
  3.  Данные каталога (формат, техника, материалы).
  4.  Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
  5.  Анализ средств художественной выразительности:

     Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).

     Колорит (теплый, холодный, мягкий, контрастное цветовое решение, декоративная живопись, тональная и др.).

     Фактура живописного слоя, красочного слоя, характеристика мазка (сплавленный мазок, свободный широкий мазок, пастозное письмо, корпусное письмо, лессировки и др.).

     Рисунок (роль рисунка в данном произведении, четкость или размытость силуэтов, конструктивность рисунка и др.); живописные приемы, характерные только для данного автора или произведения; индивидуальность творческая, в чем она проявляется.

  6.  Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
  7.  Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие данного пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
  8.  Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
  9.  Резюме.

Примерный план стилистического анализа художественного произведения (графика)

  1.  Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
  2.  Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
  3.  Данные каталога (формат, техника, материалы).
  4.  Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
  5.  Анализ средств художественной выразительности:

     Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).

     Роль цвета в произведении (монохромное, полихромное, тонированная основа, декоративная функция цвета, живописный цвет).  Характеристика графических средств выразительности (штрих, линия, пятно, точка).

     Рисунок (роль рисунка в данном произведении, четкость или размытость силуэтов, конструктивность рисунка и др.); характеристика индивидуальной авторской манеры.

  6.  Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
  7.  Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие данного пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
  8.  Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
  9.  Резюме.

Примерный план стилистического анализа художественного произведения (скульптура)

  1.  Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
  2.  Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
  3.  Данные каталога (место положения, размер, техника, материалы).
  4.  Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
  5.  Анализ средств художественной выразительности:

     Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).

     Роль цвета в художественном произведении (цвет и фактура материала, окрашенная поверхность, тонирование, патина, декоративный цвет).

     Анализ фактуры, пластичности, тектоники (фактура материала, работа с поверхностью, пластичность, тектоничность, атектоничность, соотношение объемов отдельных элементов).

     Силуэт, абрис на фоне окружающей среды, роль постамента (если имеется) и причина отсутствия (если нет).

     Взаимодействие скульптуры и окружающей среды (слитность, противостояние, дополнение).

  6.  Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
  7.  Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие этого пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
  8.  Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
  9.  Резюме.