- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Основные фонды сферы культуры

В рамках культурной деятельности можно определить несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Одной из них является рынок капитала, в частности основных фондов организаций культуры. Объектами предложения на этом рынке являются здания и сооружения, приспособленные для использования театральными, концертными или цирковыми коллективами, музеями и библиотеками и т. п., а также необходимое для их деятельности оборудование.

Оснащение организаций культуры основными фондами имеет свои особенности. Чаще всего при инвестициях в основные фонды издержки производства культурных благ либо просто возрастают, либо снижаются явно медленнее, чем увеличивается стоимость фондов. Это связано с тем, что развитие материально-технической базы указанных организаций осуществляется, главным образом, за счет расширения и совершенствования пассивной части основных фондов — зданий и сооружений.

С другой стороны, рост фондовооруженности, хотя и не заменяет труд в этой сфере (и даже может привести к Увеличению обслуживающего персонала для эксплуатации сложной техники), но способствует повышению эффективности его использования за счет расширения возможностей воздействия на потребителя. Все это означает, что рост издержек производства культурных благ, связанный с инвестициями в основные фонды организаций культуры, обуславливает, как правило, повышение качества продуктов культуры.

Заметим здесь, что стандартный рыночный механизм требует, как известно, наличия достаточно большого числа однородных товаров. Между тем в рассматриваемой сфере данное условие кажется невыполнимым. Например, театрально-концертные, музейные здания и цирки, как правило, уникальны, существуют в небольшом количестве, функционируют в ограниченном пространстве. И чаще всего организации культуры соседнего населенного пункта не могут вступить в конкуренцию и участвовать в формировании спроса и предложения. В некоторой степени это может относиться и к оборудованию, изготовленному специально для конкретного театрального, концертного или циркового здания, музея либо библиотеки.

Все это обуславливает неоднородность рынка. Дефицит основных фондов в одном населенном пункте может существовать одновременно с их избытком в другом. Во многом это определяется сложившейся сетью существующих организаций культуры, но в то же время ситуация может изменяться и в соответствии с существующим спросом со стороны отдельных творческих коллективов. Отсутствие таковых в определенный момент времени приводит к избытку предложения на рынке основных фондов и вызывает падение их цены (в первую очередь, понижается арендная плата, которая более мобильно реагирует на изменение ситуации на рынке, чем цена продажи). И наоборот, дефицит основных фондов приводит к возникновению монополии владельцев, которые получают возможность взвинчивать цены на собственность, находящуюся в их управлении.

Субъектами экономических отношений (продавцами и покупателями) на этом специфическом рынке выступают: государство в лице федеральных и региональных органов культуры, общественные организации, предприятия, частные лица и сами организации культуры, вне зависимости от их организационно-правового статуса. Причем процесс купли-продажи может осуществляться в самых различных формах. Это может быть непосредственно продажа и переход прав собственности в другие руки, это может быть аренда помещений на различных условиях, а также аренда с правом выкупа — лизинг и т. п.

Для того чтобы можно было легче понять, из чего складывается и как формируется цена основных фондов на рынке капитала, целесообразно рассмотреть своего рода цикл их функционирования, включающий в себя:

 

Участниками первой стадии цикла являются специализированные строительные организации и предприятия материально-технического снабжения, изготовляющие оборудование для организаций культуры. Заказчиком этих работ может быть общество в лице государственных, общественных и других организаций или частное лицо. На этом этапе стоимость фондов определяется суммой затрат на их строительство или производство, которая, в свою очередь, кроме издержек производства, также зависит от платежеспособного спроса на основные фонды со стороны заказчиков и предложения строительно-монтажных организаций, предприятий специализированной промышленности.

Вторая группа факторов (условия аренды и кредитования, состав и величина налогов, страхование и т. п.) достаточно изменчива, причем по разным причинам экономического или политического характера. Гораздо более сложной для измерения является третья группа факторов, отражающая социальную значимость, социальную полезность культурной деятельности, осуществляемой именно данной организацией в это время и в этом месте. Указанный фактор может стать решающим и обусловить, например, безвозмездную передачу основных фондов в пользование или даже в собственность какой-либо организации культуры. В целом же величина спроса зависит от таких факторов, как наличие организаций культуры, имеющих потребность в помещении; наличие у них источников финансирования или собственных финансовых средств; соответствие их деятельности социальным задачам общества, что обуславливает поддержку государства.

Вторая стадия цикла может показаться выходящей за рамки рынка основных фондов, т. к. факт купли-продажи уже свершился, фонды получили свою цену, и то, что происходит с ними потом, уже не представляется важным. На самом же деле процесс купли-продажи на этом этапе не кончается. Одной из особенностей основных фондов организаций культуры является то, что они регулярно сдаются в аренду, и на разных условиях, постоянно оставаясь, таким образом, на рынке. В некотором смысле меняющийся показатель арендной платы может рассматриваться как оценка спроса на эти фонды.

Кроме того, именно производство и потребление конечного продукта — соответствующих культурных благ — играет существенную роль в формировании спроса и предложения и установления, в конечном счете, рыночного равновесия. Так, будущие доходы организаций культуры главным образом зависят от посещаемости спектаклей, концертов, представлений или музейных экспозиций. Этот фактор оказывает влияние на величину спроса и одновременно определяет платежеспособность самой организации культуры. С другой стороны, производимые культурные блага в очень большой степени определяют социальную полезность результатов деятельности данной организации культуры, а значит, величину ее поддержки со стороны государства.

При этом особенности культурных благ обуславливают и специфику экономического равновесия на рынке основных фондов. Дело в том, что необходимость творческого поиска, а следовательно и право на неуспех у зрителей, являются законом существования искусства и, в свою очередь, приводят к неполной заполняемости зрительного зала (что в определенных рамках является нормальным). А это означает возможность дисбаланса между предложением и спросом (если за единицу продукта принимать место в зрительном зале). К такому же результату приводит и необходимость в помещениях, оборудовании, не используемых в данный момент (в связи с особенностями репертуара, сезонностью работы и т. д.).

Последняя стадия цикла — капитальный ремонт и восстановление основных фондов, которые позволяют им вновь возвращаться на рынок с прежней или даже возросшей стоимостью.

Специфика основных фондов организаций культуры определяет и решение вопроса о собственности. Если здание является памятником культурного наследия, историческим достоянием, прямой обязанностью государства является создание таких условий, при которых основным фондам будут обеспечены сохранность и эффективное использование. Государственная активность должна способствовать сохранению зданий и сооружений культурного назначения независимо от их принадлежности тому или иному собственнику. Срок эксплуатации таких зданий обычно очень высок. За период их функционирования в них могут работать различные коллективы — преуспевающие или, наоборот, влачащие жалкое существование, но состояние основных фондов не должно зависеть от финансового положения занимающего их коллектива. Необходимо также учитывать, что основные фонды культуры обладают высокой социальной полезностью.

Если на стадии строительства новых зданий финансирование практически полностью осуществляется государством, то на стадии их эксплуатации участие в финансировании должны принимать и организации культуры. Отсюда вытекают и два направления государственной активности. С одной стороны, обязанностью государства является выделение соответствующих финансовых и материальных ресурсов, с другой, государственная активность Должна стимулировать администрацию творческого коллектива использовать собственные доходы на модернизацию и реконструкцию используемых фондов, а также на участие в оплате собственных эксплуатационных расходов (например, с помощью налоговых льгот или освобождения от налогов средств, идущих на содержание основных фондов).

Влияние государства на величину затрат на основныe фонды различно для каждого вида спроса. Так, при проведении разовых выступлений размер арендной платы формируется без учета эксплуатационных расходов на содержание фондов (как правило, это стоимость отмены спектакля или концерта). То есть цену аренды для творческого коллектива определяет индивидуальная полезность данной площадки для потребителя. Следовательно, участие общества в покрытии расходов в данном случае сводится к минимуму. Другая ситуация складывается для спроса второго вида (т. е. при гастрольных или выездных спектаклях). Недостаток основных фондов на той или иной территории, нехватка собственных творческих коллективов или их невысокий профессиональный уровень, а также необходимость большего разнообразия в предоставлении культурных благ определяют высокую социальную значимость таких выступлений. И чем ниже индивидуальная полезность таких выступлений для самих коллективов (низкие доходы, сложные условия работы), тем выше должна быть доля государственного финансирования гастрольной деятельности, в том числе и в оплате аренды помещения.