- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Специфика основных фондов в сфере культуры

Материальные ресурсы в сфере культуры — основные и оборотные фонды.

Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования).

Оборотные фонды— часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.

Специфика рынка капитала (основных фондов)

В рамках культурной деятельности можно определить несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Одной из них является рынок капитала, в частности основных фондов организаций культуры. Объектами предложения на этом рынке являются здания и сооружения, приспособленные для использования театральными, концертными или цирковыми коллективами, музеями и библиотеками и т. п., а также необходимое для их деятельности оборудование.

Оснащение организаций культуры основными фондами имеет свои особенности. Чаще всего при инвестициях в основные фонды издержки производства культурных благ либо просто возрастают, либо снижаются явно медленнее, чем увеличивается стоимость фондов. Это связано с тем, что развитие материально-технической базы указанных организаций осуществляется, главным образом, за счет расширения и совершенствования пассивной части основных фондов — зданий и сооружений.

С другой стороны, рост фондовооруженности, хотя и не заменяет труд в этой сфере (и даже может привести к увеличению обслуживающего персонала для эксплуатации сложной техники), но способствует повышению эффективности его использования за счет расширения возможностей воздействия на потребителя. Все это означает, что рост издержек производства культурных благ, связанный с инвестициями в основные фонды организаций культуры, обуславливает, как правило, повышение качества продуктов культуры.

Заметим здесь, что стандартный рыночный механизм требует, как известно, наличия достаточно большого числа однородных товаров. Между тем в рассматриваемой сфере данное условие кажется невыполнимым. Например, театрально-концертные, музейные здания и цирки, как правило, уникальны, существуют в небольшом количестве, функционируют в ограниченном пространстве. И чаще всего организации культуры соседнего населенного пункта не могут вступить в конкуренцию и участвовать в формировании спроса и предложения. В некоторой степени это может относиться и к оборудованию, изготовленному специально для конкретного театрального, концертного или циркового здания, музея либо библиотеки.

Все это обуславливает неоднородность рынка. Дефицит основных фондов в одном населенном пункте может существовать одновременно с их избытком в другом. Во многом это определяется сложившейся сетью существующих организаций культуры, но в то же время ситуация может изменяться и в соответствии с существующим спросом со стороны отдельных творческих коллективов. Отсутствие таковых в определенный момент времени приводит к избытку предложения на рынке основных фондов и вызывает падение их цены (в первую очередь, понижается арендная плата, которая более мобильно реагирует на изменение ситуации на рынке, чем цена продажи). И наоборот, дефицит основных фондов приводит к возникновению монополии владельцев, которые получают возможность взвинчивать цены на собственность, находящуюся в их управлении.

(В нынешних условиях арендная плата, взимаемая «хозяевами» недвижимости, оказалась настолько взвинченной, что преврати­ла сдачу помещений организациями культуры в весьма существенный источник их финансовых ресурсов, сравнимый с размером государственных субсидий и величиной доходов от основной деятельности.)

Субъектами экономических отношений (продавцами и покупателями) на этом специфическом рынке выступают: государство в лице федеральных и региональных органов культуры, общественные организации, предприятия, частные лица и сами организации культуры, вне зависимости от их организационно-правового статуса. Причем процесс купли-продажи может осуществляться в самых различных формах. Это может быть непосредственно продажа и переход прав собственности в другие руки, это может быть аренда помещений на различных условиях, а также аренда с правом выкупа — лизинг и т. п.

Для того чтобы можно было легче понять, из чего складывается и как формируется цена основных фондов на рынке капитала, целесообразно рассмотреть своего рода цикл их функционирования, включающий в себя:

— создание основных фондов (строительство зданий и сооружений, производство соответствующего оборудования);

— текущую эксплуатацию основных фондов;

— капитальный ремонт, восстановление и реставрацию основных фондов.

Участниками первой стадии цикла являются специализированные строительные организации и предприятия материально-технического снабжения, изготовляющие оборудование для организаций культуры. Заказчиком этих работ может быть общество в лице государственных, общественных и других организаций или частное лицо. На этом этапе стоимость фондов определяется суммой затрат на их строительство или производство, которая, в свою очередь, кроме издержек производства, также зависит от платежеспособного спроса на основные фонды со стороны заказчиков и предложения строительно-монтажных организаций, предприятий специализированной промышленности.

Поскольку законы этого рынка идентичны законам рынка в реальном секторе экономики, будем считать цену производства известной величиной, с которой основные фонды попадают на собственный рынок. Цена на этом рынке формируется уже с учетом будущих доходов организации культуры и величины их эксплуатационных расходов, необходимых для содержания зданий и оборудования. Кроме того, на эту цену оказывают влияние величина спроса, т. е. наличие организаций культуры или отдельных коллективов, нуждающихся в помещении, а также платежеспособность указанных производителей культурных благ.