- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Особенности периодов в истории искусств Древнего Востока

Мумифицированный египтянин 35-го века до н.э.

Египет

Сравни­тельная таблица истории Древнего Египта, в которой сопостав­лены датировки, принятые в трудах П. А. Клейтона, П. Монте и М. Э. Матье.

tab1 tab2 tab3

Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Доисторический Египет

Собственно больше о доисторическом Египте ничего не известно. 

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

А вот тут уже повеселее. Методичко:

Политика: 

Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.).

Додинастический период принято делить на два больших подпериода —

Завершает его правление так называемой нулевой династии (культура Негада III (семанийская культура), когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).

Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей, которые позднее, в период греко-римского владычества, стали называться по-гречески «номами».
Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений.

Отдельные общины еще в 5 веке начали применять для работ по искусственному орошению полей рабов – вначале еще немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э. Юг подчинил себе Север. Возникло единое египетское государство.

Население, оружие: На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.

Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.

Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

Устройство захоронений I и II культур.

Погребения вначале также имели форму простой овальной ямы, выстланной циновками в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что все они мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в архитектуре Древнего Египта обнаруживается известная общность в планировке и оформлении дома, храма, гробницы, равно как понятна и связь в развитии погребений доклассового периода с развитием жилищ. Так, по мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются кирпичом. Такие гробницы появляются у наиболее обеспеченной верхушки общества, рядовые же общинники по-прежнему погребались в овальных ямах.

Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившего различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребении. Особое внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, поскольку считалось, что «вечное» существование его духа обеспечивало благоденствие всей общины. В Иераконполе была найдена гробница такого вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью.

Уже в это время в Египте существовала вера в загробное существование, связанная с магическими представлениями первобытно-общинного строя. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному. Поэтому умерший снабжался теми предметами, которые служили ему при жизни.

Могилы I культуры, как и наиболее ранние жилища, имели овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. В период II культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ верхушки общества. Стены этих могил выкладывали кирпичом-сырцом, а сверху их перекрывали ложным сводом из необожженного кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В конце II культуры над могилами начали устраивать и наземные сооружения в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой, с наклонным профилем стен.

Население Египта называет теперь эти постройки по-арабски «мастаба», что значит скамья. Название это вошло и в науку. Со временем в мастаба стали устраивать небольшое культовое помещение с жертвенником перед так называемой «ложной дверью», то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» покойного.

В период II культуры в захоронениях встречаются орудия из меди и такие изделия, как сосуды и бусы, дающие возможность судить о том, что египтяне уже умели полировать и сверлить камень, разрезать слоновую кость, изготовлять глиняную утварь, плести циновки, прясть и ткать лен.

Скульптура I и II культур. В древнейших захоронениях найдены небольшие (иногда всего 3 см длины) статуэтки животных из глины, слоновой кости и различных пород камня. Фигурки эти отличаются верной, хотя и обобщенной передачей наиболее характерных черт каждого животного: сидящей обезьянки, лежащего льва, собаки, вола.

Расписные сосуды и росписи I и II культур. Особенно интересны сосуды из глины, наиболее ранние из которых расписаны несложным белым орнаментом по красному фону глины, а более поздние — рисунками, которые исполнены красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосуда и отражают древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Очень часто эти условные, прорисованные только линией изображения передают плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, и схематичные фигуры людей, совершающих культовые действия. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка роспись из гробницы вождя в Иераконполе (Ком-эль-Ахмаре), к югу от Фив, повествующая, по-видимому, о загробном странствовании души умершего. Часть этой росписи связана и с охотничьими обрядами. Отсутствует строго композиционное расположение изображений, если не считать, что ладьи и фигуры охотников и животных направлены в одну сторону, что создает впечатление кругового движения. Линия почвы не показана, и поэтому отдельные фигуры как бы висят в пространстве. В самом низу росписи даны сцены схватки воинов, вооруженных палицами.

Палетки. Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые палетки, тонкие и плоские пластины из серо-зеленого шифера, которые служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников. Палеткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, пантер, рыб, в чем нашли отражение пережитки древних охотничьих обрядов. Со временем палетки стали делать овальными и большими, поверхность их украшать рельефами, которые продолжали носить магический характер и вместе с тем рассказывали о конкретных событиях.

Примером памятника, показывающего новые формы искусства, является большая шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см, датируется концом IV тыс. до н. э), сооруженная в память победы Южного Египта над Северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Мы видим на одной стороне царя в короне Южного Египта, убивающего северянина, а внизу – убегающих северян. На другой стороне плиты  наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу – царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага; на средней части этой стороны – символическая сцена культового, но неясного содержания.

Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой, – отныне так будут строиться стенные росписи и рельефы в искусстве рабовладельческого Египта.

Вообще основные особенности этих канонов на плите Нармера уже имеются, причем ясен и путь их сложения. С одной стороны, здесь отлились новые черты, показывающие овладение художником более высоким мастерством в передаче действительности: пропорции фигур почти правильны, отмечены мускулы, положение каждого человека четко охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены приемы, идущие из далекого прошлого, – показ социального различия действующих лиц разницей в масштабах их фигур, изображение различных частей тела человека, животного и птицы с разных точек зрения. Характерно при этом, что введенное отныне постоянное применение подобного канона для изображения людей не распространяется на плите Нармера на двух человек, сдерживающих головы фантастических зверей на средней сцене второй половины плиты и изображавших, видимо, пленных северян-рабов; в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежавших к низшим слоям населения.

Плита Нармера показывает сложившийся классовый характер египетского искусства, явно выраженный в ней стремлением возвеличивать образ царя всеми доступными средствами – непомерным усилением масштабов его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием тесной связи царя с божеством. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли – дельты Нила.

Таким образом, плита Нармера является памятником, который показывает завершение развития искусства доклассового периода египетского общества и в то же время начало искусства рабовладельческого Египта.

Нулевая династия (еще про политику)

В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историкМанефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.

Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение соколаГора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.

Скульптура I и II династий.В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Образцом мелкой пластики конца II культуры, самой ранней портретной скульптурой, является небольшая статуэтка из Абидоса, изображающая, судя по головному убору, старого царя (хранится в Британском музее в Лондоне).

Термины к теме:

• Ном

• Палетка

• Кирпич-сырец

Карты к теме: • Карта Египта в IV тысячелетии до н. э. – уметь показать Верхний и Нижний Египет

Персоналии к теме: • Нармер

Галерея

Раннее царство

Самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Что нужно: Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в архитектуре и искусстве. Сложение в искусстве канона (конвенции) в соответствии с образом правителя. Погребальная архитектура эпохи Раннего царства: появление новой формы погребального сооружения – мастабы. Конструкция и устройство мастабы. Некрополи в Саккаре и Абидосе, гробница царицы Мер-Нейт. Жилая архитектура эпохи Раннего царства: дома, дворцы; саркофаги, модели, изображения на рельефах (стела Джета), как основной источник сведений об утраченной жилой архитектуре Раннего царства. Круглая скульптура и рельефы эпохи Раннего царства.

Около 3120 до н. э. — начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер Хор Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Хет-ка-Птах» — «Храм ка Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы) около города Тине.

После смерти Менеса правят ещё 7 или 8 царей I династии — «Последователи Хора (бога-сокола)

Около 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.

Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в Додинастический период. Происходит официальная культовая канонизация изображения, творчески развиваются приёмы мастерства.

Жилища первых фараонов — это большие строения со множеством комнат, в одной из которых находился трон, установленный на возвышении под балдахином. Фасад царского дворца уже с начала правления единого фараона обоих Египтов был прорезан двумя дверьми соответственно двум царствам — Верхнему Египту и Нижнему Египту.

Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Первоначально храмы представляли собой небольшие дома, воздвигнутые на невысокой насыпи внутри четырёхугольной изгороди с шестами для флагов по обе стороны от входных ворот.

Консервативность облика культовых построек обусловила то обстоятельство, что и позже, при развитии монументального каменного зодчества, святилища богов и молельни для празднеств или иных ритуальных обрядов сохраняли древнейший облик. Не только ряд декоративных средств, но и некоторые основные конструктивные приемы построек древнейших тростниковых святилищ стали обязательными и при этом характернейшими элементами декорировки даже каменных сооружений в течение всей истории Древнего Египта. Таково, например, было происхождение постоянной формы египетского карниза, выступов дверей, некоторых орнаментальных фризов и пр.

Первоначально службу в храме перед изображением божества совершал исключительно сам фараон. Затем эти функции стали выполнять жрецы, которых египтяне называли «слугами бога». В связи с развитием священных обрядов и увеличением числа жрецов появилась необходимость строить внутри храмовой ограды обширные помещения для них, часовни, приделы для второстепенных божеств и, наконец, хранилище для приношений. Ввиду накопления в хранилищах большого количества драгоценностей ограда утолщается, и древнеегипетский храм ещё при I династии приобретает характер небольшого укреплённого поселения, как бы «царского городища».

Зодчие Раннего царства придерживались одной основной идеи во всех сооружениях: храмы, городища с дворцами фараонов и усыпальницы фараонов выстроены как бы по одному плану. Отличает их только материал: для дворца фараона, т.е. его временного жилища использовали не только кирпич, но и дерево, тростник, глину; умершему же фараону, ставшему вечно живущим божеством, возводили «жилища» из более прочного материала, из кирпича и камня. Вечное пристанище для усопшего фараона должно быть недоступной людям, поэтому заграждается вход в неё, а склеп располагается в подземелье, под высоким курганом. При гробницах начали строить заупокойные храмы, где совершались обряды поклонению усопшему как божеству.

Изображения дворцовых фасадов «серех» сохранились на ряде памятников I династии, лучшим из которых является известная стела царя Джета, найденная в Абидосе (Лувр).

Имя Джета — иероглиф большого змея — вписано здесь в прямоугольник над дворцовым фасадом. Выше помещена фигура бога Гора в образе сокола — одного из древнейших божеств, земным воплощением которого считались фараоны. То, что фасад дворца был избран эмблемой царя, объясняется тем значением, которое придавалось дому фараона как жилищу живого божества.

Мастаба́ (араб. مصطبة‎ «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.

В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.

Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.

Восстановить общий облик жилищ различных слоев населения все же возможно благодаря найденным при раскопках остаткам таких жилищ, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов, а также вследствие того, что формы этих жилищ отразились в дошедших до нас культовых сооружениях и предметах.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесенный стеной из кирпича-сырца. Перед входом в дом обычно устраивали навес.

В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Образцом мелкой пластики конца II культуры, самой ранней портретной скульптурой, является небольшая статуэтка из Абидоса, изображающая, судя по головному убору, старого царя.

Скульптура. Обряд мумификации еще не достаточно развит, поэтому в гробницу помещают статую покойного, чтобы душа могла воплотиться в ней. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Именно в период Раннего царства вырабатываются основные типы статуй: сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» — ритуальным бегом, символизирующим обновление физической мощи фараона. Пример скульптуры этого периода: статуя фараона Хасехема, сидящего на троне в ритуальном одеянии.

От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур. Еще в период до I династии или в начале ее правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого царя в верхнеегипетской короне. Но еще при П. династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела.

Поскольку статуи имели культовое назначение, их облик — положение, раскраска и т.п. — был обусловлен определенными правилами, которые были обязательны для ваятеля и которые хотя и были частично выработаны в додинастическом искусстве, но закрепились только в искусстве Раннего царства.

Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное единство. Создание этих изображений также было постепенно закреплено определенными правилами. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется странное на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повернуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее отлична от нашей.

Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии, но последовательно не проводился. Только накануне I династии он отлился в четкое правило, сохранявшее силу на протяжении всего дальнейшего развития древнеегипетского искусства. Возможно, тут сказалось консервативное влияние религии: прием был закреплен в качестве традиционного для религиозных изображений.

Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения. Некоторая неуверенность, наблюдавшаяся в изображениях на плоскости в период начала I династии, сменилась затем уверенностью, стройностью композиции.

Галерея

Термины к теме:

• Мастаба

• Серех

• Кирпич-сырец

• Хеб-сед

Карты к теме: • Карта Египта эпохи Раннего царства (от Дельты до последнего порога) – уметь показать на карте Саккара (некрополь Мемфиса) и Абидос

Персоналии к теме:

• Джет

• Хасехем

Древнее царство — ок. 2707 —  2150 до н. э.. Правление фараонов III—VI династий. Архитектура.

Чего надо : Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация, развитие бюрократического аппарата, «золотой век» Египетского искусства. Особенности жилой архитектуры Древнего царства, основные формы: дворец, дом, хижина, долгая жизнь традиций, переход элементов деревянной и тростниковой архитектуры в каменную. Развитие заупокойной архитектуры от комплексов Раннего царства до комплексов Древнего царства. Устройство мастабы Раннего и Древнего царства: сравнительная характеристика. Особенности развития архитектуры заупокойного комплекса правителя в эпоху Древнего царства, основные этапы: комплекс Джосера (3 династия), комплексы Снофру (4 династия) в Дашуре и Медуме, комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе (4 династия). Погребальный комплекс фараона Джосера в Саккара: значение, план, архитектурные сооружения и их декор. Погребальные комплексы фараона Снофру в Дашуре и Медууме: общая планировка, устройство и форма пирамид. Комплекс пирамид в Гизе: общая планировка, разница пирамид и элементов комплексов у фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Техника строительства пирамид: официальные научные версии и прочие версии. Путешествия к пирамидам и описания впечатлений – от Геродота до наших дней. Восприятие пирамид в средние века и эпоху Возрождения. Египетский поход Наполеона и пирамиды в Гизе. Описание пирамид в Гизе российским путешественником А.С. Норовым. Пирамиды в акварелях и рисунках путешественников. Храмы богам в архитектуре Древнего царства. Солнечные храмы и их устройство: солнечный храм Ниуссера.

Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.

Отделение Древнего царства от предшествовавшего ему Раннего царства, или раннединастического периода, является условным: III династия, с которой начинается Древнее царство, родственна II, а столицей Египта оставался Мемфис.

Cущественные изменения произошли в архитектуре: вместо мастаб в качестве усыпальниц фараонов начали возводиться египетские пирамиды, на постройку которых (как и других сооружений монументальной архитектуры) мобилизировались массы крестьян и ремесленников.

Централизация страны только начиналась, и центральная власть имела мощный противовес в лице покорённых, но не растерявших до конца своего могущества региональных элит, а также жречества. Номархи, формально считавшиеся наместниками фараона, сохраняли значительную власть на местах, включая собственные военные отряды, а впоследствии даже основывали свои собственные локальные династии, зависимость которых от центрального правительства ограничивалась формальным признанием верховенства и выплатой налогов.

По сути, Египет времён Древнего царства был достаточно рыхлым объединением самоуправляющихся сельскохозяйственных общин, точками соприкосновения между которыми были лишь выплата налогов на содержание администрации, создание общего «страховочного» резерва зерна на случай неурожая, участие в совместных ирригационных проектах и иных общественных работах, вроде строительства царской усыпальницы, что считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы. В хозяйственную деятельность самих общин центральная власть практически не вмешивалась, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю.

Как это часто было в аграрных цивилизациях Востока, власть фараона (то есть, его «профессиональные обязанности», а не личность) обожествлялась, так как строгое соблюдение им предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов, влияющих на земледелие — отсюда обожествление фигуры правителя как воплощения бога Хора и сына бога Ра, в силу своей должности наделённого мистической силой.

Однако, как только сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, вина за природный катаклизм была возложена в массовом сознании на центральное правительство и лично фараона, в стране начались беспорядки и вскоре Древнее царство прекратило своё существование, начался Первый переходный период с распадом на 42 отдельных округа-нома.

Особенности жилой архитектуры Древнего царства, основные формы: дворец, дом, хижина, долгая жизнь традиций, переход элементов деревянной и тростниковой архитектуры в каменную.

Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры.

В то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы — «дома вечности» — явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

Развитие заупокойной архитектуры от комплексов Раннего царства до комплексов Древнего царства. 

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.

Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. По видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальницы фараона III династии Джосера (около 3000 лет до н.э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача.

Устройство мастабы Раннего и Древнего царства: сравнительная характеристика.

Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Особенности развития архитектуры заупокойного комплекса правителя в эпоху Древнего царства, основные этапы: комплекс Джосера (3 династия), комплексы Снофру (4 династия) в Дашуре и Медуме, комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе (4 династия).

Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 X 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 л и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень.

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества. Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды.

Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снофру (около 2900 г. до н.э.) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизэ 29 — 28 вв. до н.э., причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны . IV династии Хуфу (которого греки называли Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

Наиболее грандиозная из трех — пирамида Хуфу, построенная, вероятно, зодчим Хемиуном, — является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания — 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонны каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300000 таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн.

Каждая из пирамид в Гизэ, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизэ показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий.

Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизэ дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизэ является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизэ впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней.

Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700 — 2400 гг. до н.э.). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных памятников их предшественников. Они намного уступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, а частично даже из бута.

Существенным отличием заупокойных царских ансамблей V и VI династий является большая близость их планировок.

Погребальный комплекс фараона Джосера в Саккара: значение, план, архитектурные сооружения и их декор. 

Эта шестиступенчатая пирамида (размерами 125 м на 115 м и высотой приблизительно 62 м.) была первой пирамидой в Древнем Египте. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком, так что её размеры составляют на сегодняшний день 121 м × 109 м, а высота 61 м. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах древнего мира.

В конструкции пирамиды имеется особенность, не встречающаяся позже в пирамидах фараонов — гигантская по ширине и глубине вертикальная шахта, со своеобразным огромным составным из гранитных «шпал» саркофагом. Шахта перекрыта сверху куполом. Саркофаг имеет вверху круглое отверстие с пробкой, что роднит его с неолитическими дольменами, и покоится на обломках какого-то мраморного сооружения, которое было украшено резьбой в виде звезд. Происхождение этих обломков — объект пристального исследования археологов, так как считается, что саркофаг в современном очень хорошем состоянии мог быть собран именно на обломках, но никак не на разрушившемся позднее, сооружении.

Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 X 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 л и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение.

Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и ранние мастабы. В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка). Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями.

Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и художественными возможностями.

И вообще вот тут есть подробнее

Галерея:

Скульптура, рельефы и росписи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии

Что: Окончательное сложение канона в изобразительном искусстве. Архитектура – как основа для всех видов изобразительного искусства. Основные виды круглой скульптуры в эпоху Древнего царства, ее местоположение и назначение, материалы, характер работы мастера, положение скульптора в обществе. Статуи фараонов и их особенности (позы, передача движения, возраста, проблема сходства): скульптура Хефрена с Гором, скульптурная группа Микерина с Хатор и богиней 7-го нома, скульптурная группа Мерира-анххнес с Пепи II на коленях. Статуи вельмож (виды, позы, занятия, передача движения, возраста, проблема сходства, разница в одежде и раскраске мужских и женских статуй): скульптура зодчего Хемиуна, скульптуры Рахотепа и Нофрет, скульптурная группа Сенеба с женой и детьми, две статуи писца Каи, деревянная статуя вельможи Каапера, медные статуи Пепи I и II. Общее и особенное в статуях фараонов и вельмож. «Резервные головы». Изображения животных в скульптуре Древнего Царства. Маленькие статуэтки работников и слуг (типы, особенности раскраски, проблема передачи движения). Основные виды рельефа (барельеф, углубленный рельеф) и росписи (росписи и вкладка цветных паст) в эпоху Древнего царства, цвета и краски для росписей, темы, формальные особенности, местоположение в заупокойном комплексе. Рельефы и росписи из погребальных комплексов 5–6 династий. Проблема канона в рельефах и росписях (канон в композиции, изображении фигур, передаче действия и его последовательности).

Матье, стр. 80
Всеоб. ист.иск. 143 (текстовая)

Тормозящая роль канона мешала художникам преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел. Это можно хорошо видеть, например, на статуе вельможи Ранофера он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона — поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.

 

Среднее царство — Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии

Что надо: Распад Египта, первый переходный период, расцвет провинциальных художественных центров. Новое объединение Египта под властью фараонов с юга и новой столицей в Фивах, ориентация на подражание Древнему царству. Особенности развития заупокойной архитектуры при 11 и 12 династиях в Фивах и провинциальных центрах. Комплекс Ментухотепа I и его роль в развитии архитектуры Среднего и Нового царств, декларативный характер постройки, роль колонн во внешнем и внутреннем убранстве храма, появление перистиля и гипостиля. Переснос столицы из Фив в эль-Лишт и возобновление строительства пирамид при 12 династии, постройки Сенусерта III и Аменемхета III, особенности конструкции и стройматериалов пирамид Среднего царства по сравнению с Древним царством. Жилое и храмовое строительство, город Кахун и специфика «пирамидных городов». Особенности скульптуры, рельефов и росписей из столичных мастерских и местных центров. Официальные статуи фараонов – новые функции: статуя-декларация, статуя-знак на границе и т. п. Образ фараона в литературе эпохи Среднего царства. Изменение внешнего облика статуй в связи с изменением функций. Статуи Ментухотепа, Аменемхета III и Сенусерта III, сравнительная характеристика. Новые настроения в литературе и их влияние на нарастание индивидуального начала в изобразительном искусстве («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своим духом»). Расцвет мелкой пластики в первый переходный период и эпохи Среднего царства – многофигурные композиции из дерева, модели мастерских, лодок и т. п. Рельефы и росписи эпохи Среднего царства – расцвет настенной живописи, изменения канона (композиция, пропорции, цвет, сюжеты) в росписях гробниц вельмож в Бени-Гасане. Расцвет декоративно-прикладного искусства.

Второй переходный период — тоже поискать где-нибудь

Новое царство —  Архитектура и изобразительное искусство Нового царства при фараонах 18 династии (до Аменхотепа IV), XVI–XV вв. до н. э

Надо знатьВторой переходный период, экономические сложности, завоевание гиксосами северной части Египта. Новое объединение Египта во главе с фараонами из Фив и со столицей в Фивах. Религиозная реформа и роль культа Амона-Ра в формировании нового образа царя, новых принципов в архитектуре и искусстве, проблема увеличения влияния жречества на царскую власть. Тип храма Нового царства – подробный разбор композиции и объяснение назначения частей (аллея, пилон, перистиль, гипостиль, молельня). Строительство храмов Фиванской триаде в Луксоре и Карнаке, общая планировка и характерные особенности этих храмовых комплексов. Строительство заупокойных храмов в Долине царей, их планировка. Заупокойный комплекс Хатшепсут: планировка, идеология, особенности декора. Заупокойные комплексы вельмож в районе Фив. Светское строительство на восточном берегу Нила, дворцы, дома вельмож, характер планировки и декора. Основные этапы развития круглой скульптуры от эпохи правления Тутмоса I и Хатшепсут до эпохи правления Аменхотепа III. Ушебти. Принципы художественного убранства храмов и заупокойных комплексов. Новые сюжетные мотивы в рельефах и росписях. Новые формальные особенности в рельефах и росписях – новые композиции, способы передачи пространства (несколько фигур на одном участке фона, перекрывающих друг друга), новые колористические особенности (оттенки цвета, попытки моделировки объема, прозрачные ткани). Воспевание природы в росписях при 18 династии и любовная и описательная лирика, как параллельное явление в литературе эпохи. Нарастание декоративного начала в изобразительном искусстве. Особенности изображений, иллюстрирующих тексты в папирусных свитках. Декоративно-прикладное искусство при 18 династии. Саркофаги.

Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»)

Что: Характеристика внутриполитической ситуации в Египте к концу правления Аменхотепа III: сосредоточение фактической власти в стране в руках фиванских жрецов Амона-Ра. Приход к власти Аменхотепа IV и проведение им религиозной реформы: провозглашение культа Атона (единый бог, фараон – единственный истинно познавший его, запрет других культов, понятие «истины») и влияние религиозной реформы на изобразительное искусство и архитектуру Амарнского периода. «Солнечные гимны» и их содержание. Искусство первых лет правления Аменхотепа IV (в Фивах) и его особенности: скульпторы «перестраиваются» на новый канон. Принятие фараоном Аменхотепом IV имени «Эхнатон», перенос столицы из Фив в Ахетатон (тель-эль-Амарна), разрыв со жрецами Амона-Ра. Архитектура Ахетатона: общая планировка, особенности строительства (быстро, из непрочных материалов). Особенности храмового строительства в Ахетатоне в связи с характером нового божества (много открытых помещений). Особенности жилого (дворцы, дома вельмож) строительства в Амарнском искусстве. Особенности погребальной архитектуры амарнского периода (восточный берег Нила). Круглая скульптура первых лет правления и скульптура из Ахетатона – общее и особенное. Скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей из мастерских скульпторов в Ахетатоне. Использование масок, снятых с лиц, в скульптуре амарнского периода. Рельефы и росписи Ахетатона, рельефы на стелах: новые сюжеты (сцены семейных отношений, любви), новые способы передачи фигур (плечи в профиль, складки на животе), новый образ фараона в официальном искусстве (без идеализации, особые пропорции и анатомия). «Амарнский стиль» в скульптурах и рельефах вельмож эпохи правления Эхнатона.

Амарнский период — термин в египтологии, которым обозначают время правления в Древнем Египте фараонов Эхнатона и Сменхкары в XIV—XIII века до н. э., в поздний бронзовый век. Тут https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0

Поздний период, или Позднее (Новое) царство

Эпоха наивысшего расцвета древнеегипетской государственности, известная наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия цивилизации фараонов, подданными которых являлись 20 % мирового населения. Новое царство — период правления трех знаменательных династий — XVIII, XIX, XX.

Хронологические рамки эпохи определяются 1550—1069 гг. до н. э. Новое царство наследовало II переходному периоду — времени исторического упадка Древнего Египта и завоевания страны семитскими народами гиксосов, — и предшествовало III переходному периоду. Основателем Нового царства являлся фараон Яхмос I.

Гробница Тутанхамона и искусство конца правления 18 династии

Чтооооо: Особенности развития искусства последних фараонов 18 династии после Амарнского периода (смешение до-амарнских и амарнских традиций): Сменхкара, Эйя, Тутанхамон. История открытия гробницы Тутанхамона, личности лорда Карнарвона и Говарда Картера и их роль в открытии и изучении гробницы. Особенности планировки и размещения погребального инвентаря в гробнице, обзор основных памятников и их особенностей.

Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства, конец XIV– середина XI вв. до н. э. (19 и 20 династии)

Что нужно: Общая характеристика обстановки в стране в правлении последних представителей 18 династии. Приход к власти 19 династии и возобновление завоевательных походов Египта; роль наемной армии в государстве; роль Фив и жрецов Луксора и Карнака в государстве, возобновление почитания Амона-Ра и фиванской триады. Приход к власти 20 династии и переезд двора на Север, в Пер-Рамзес; почитание старых и иноземных культов. Архитектурные комплексы времени правления Рамсеса II и Рамсеса III – общее и особенное; влияние переднеазиатской (в частности – хеттской) архитектуры на египетскую. Строительство в Луксоре и Карнаке при фараонах 19–20 династий. Новый тип заупокойного храма и сопоставление его с храмами 18 династии: Рамессеум, храм Рамсеса III в Мединет-Абу, храм Сети I в Абидосе. Скальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле: особенности планировки, устройства, декора. Строительство Асуанской плотины и история спасения храмов Абу-Симбела. Гробницы 19–20 династий в Долине царей и Долине цариц: общее и особенное по сравнению с гробницами 18 династии. Гробница Нефертари: особенности планировки и декора. Особенности круглой скульптуры, рельефов и росписей в эпоху правления фараонов 19–20 династий: сочетание в изобразительном искусстве до-амарнских и амарнских черт.

Третий переходный период — ?

Поздний период

Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени

Что надо: Особенности существования египетского государства в I тысячелетии до н. э. – взаимодействие со многими народами, взаимовлияние культур. Север и Юг – как два равноправных центра Египта; роль фиванских святилищ в жизни государства. Особенности египетской архитектуры в Позднее время (темпы и масштабы строительства снижаются), особенности организации погребальных комплексов (встречается использование старых вместо возведения новых). Искусство Египта в эпоху правления ливийской, эфиопской и саисской династий – характерные черты. Египет под персидским владычеством. Памятники искусства эллинистического и римского Египта – общая характеристика. Греческие и римские архитектурные формы в Древнем Египте (Александрия, Антиохия, Луксор), использование египетских архитектурных форм для греко-римских построек. Храм Гора в Эдфу, храм в Ком-Омбо, архитектурный комплекс на острове Филе. Памятники искусства римского Египта (I–IV вв. до н. э.) – скульптурные портреты императоров в виде фараонов, декоративная скульптура римского Египта, фаюмский портрет, коптские ткани. Искусство Египта позднего времени в Эрмитаже (мелкая пластика, саркофаги).

Птолемеевский период — ???