- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Неолитическая керамика

Про неолит

Неолит (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») или новокаменный век — период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.

В X—IX тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита — нового каменного века. Неолит характеризуется прежде всего значитель­ным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились операции по обработке камня — появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводитель­ные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды.

Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Поскольку некоторые культуры Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный, неолит не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

В отличие от палеолита, когда существовало несколько видов людей, все они, кроме последнего, вымерли ещё до наступления неолита.

В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.

Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. К концу эпохи неолита началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Стали появляться армии и профессиональные воины.

Историческое изменение, которое произошло при переходе к неолиту, описывается как неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему). В то же время не все достижения неолита были восприняты разными культурами одновременно. Например, культуры докерамического неолита на Ближнем Востоке ещё не имели глиняной посуды, а раннеяпонская культура Дзёмон очень рано овладела искусством изготовления изделий из керамики, но значительно позже перешла к производящему типу хозяйства и вступила в неолит. Культуры, которые хотя и усвоили отдельные достижения неолита (обычно лишь керамику), но, как Дзёмон, долго сохраняли приверженность охоте и собирательству, называют субнеолитическими.

Про керамику

Сохранить0008Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура). Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.

В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение — период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах одновременно, но не исключены заимствования. Например, на Крайний Север керамическая посуда проникла с юга.

Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. Несмотря на примитивность изготовления, сосуды иногда имели тонкие стенки и относительную симметричность. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины.

Пища готовилась на кострах, а горшок с плоским дном на костре неустойчив. Поэтому форма горшков была часто полуяйцевидной, иначе — остродонной. Остродонные сосуды было удобнее ставить между камнями или же в небольшой ямке, вокруг которой разводили костер. Часто, хотя и не всегда, такие сосуды свидетельствуют о некоторой подвижности населения.

Сосуды орнаментировали чаще всего штампом, наколами или узором, который прочерчивался палочкой- по сырой глине. Считается, что комбинации, казалось бы, самых произвольных узоров отражали символику, утвердившуюся в племени. Поэтому однотипность орнамента керамики служит путеводной нитью для определения неолитической культуры, вероятно, племени, и для установления генетического родства иногда удаленных друг от друга племен.

В ряде мест неолитические племена соседили с более развитыми, у которых уже был известен металл, откуда он иногда проникал к племенам, еще не имевшим своей металлургии. Металл в неолите — случайное явление. Для производства металла производительные силы были еще недостаточно развиты. Отсутствие металла или случайность находок, сделанных из него вещей, также характерны для неолита.

Керамика имела большое значение и в развитии в человеке того неосознанного чувства, которое стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рождённых его творческим вдохновением.

Сохранить0009Выбор глины в качестве материала и ее использование для изготовления керамики наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества, были делом случая. Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур, а позже послужила исследователям для различения этапов их развития, поскольку мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда.

Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект.

Типичная для Западной Европы керамика производится с середины III тысячелетия до н.э. на крайнем европейском юге (Испания, Франция и Италия); она украшается процарапанным узором в виде регулярного орнамента, выполненного по мягкой глине. Такая керамика называется колоколообразной и соотносится с культурой мегалитов. С середины III тысячелетия до нэ., когда население Европейского ареала пребывает на пороге истории, возникают первые земледельческие державы в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Это период наивысшего расцвета культур Ближнего Востока, Междуречья, а также Восточного Средиземноморья.

В период Урука (середина 4 тысячелетия до н.э., Двуречье)  появился новый вид керамики: сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно из красной глины, орнаментация гораздо более скромная, чем в предшествующий период, — в большинстве случаев это процарапанный узор. Сосуды этой поры снабжены ручками и длинными носиками. Подобная керамика встречается и в Сузах.

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н.э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. К этому времени относятся вазы, получившие название по их первой находке в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные растительные узоры. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н.э.) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней).

В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупалъцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него — водоросли и кораллы. На ритоне ( Ритон — сосуд для вина в виде рога. ), из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.

Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» — формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.

Неолит на территории СССР

На юге нашей страны, на юго-западной окраине Средней Азии, в эпоху неолита произошли наиболее кардинальные изменения в хозяйстве: начиная с неолита впервые на первый план выступают земледелие и скотоводство как основные источники получения пищи. Сложившаяся новая экономика была своего рода революцией, вызвавшей перемены в материальном производстве и духов­ной жизни людей.

Новый способ обработки позволил человеку использовать такие породы камня, как диорит, змеевик, нефрит, шифер, сланцы, которые в предшествующие эпохи не играли почти никакой роли в производстве. Экспериментальным путем установлено, что изготовление шлифованных топоров не было процессом очень длительным, как это считали раньше. Например, на изготовление топора из сланца человек затрачивал всего 2,5—3 часа, а из более твердых пород — диорита, нефрита, кремня (пригодный для рубки дерева каменный топор)—неолитический человек тратил от 10 до 35 часов. В это время люди научились не только шлифовать, но пилить и просверливать отверстия в камне. Пиление камня производилось различными способами: кремневыми пилками, веревкой с песком и костяными орудиями. Высверливание втулок для рукояток в каменных топорах производилось с помощью трубчатой кости, которую вращали, постоянно подсыпая под нее песок. Шлифованные топоры и тесла, насаженные на деревянные ручки, были довольно совершенными орудиями труда. С их помощью стала возможной постройка деревянных жилищ, изготовление лодок и различных приспособлений из дерева, производство глиняной посуды. Люди задолго до этого пользовались в хозяйстве посудой из коры и дерева и корзинами из прутьев. Но их, естественно, применяли только для хранения припасов пищи. Появление глиняной посуды было явлением качественно новым этапом.

Глиняная посуда, неолит, 7-3 тысячелетие до н. э.
Глиняная посуда, неолит, 7-3 тысячелетие до н. э.

Древнейшая глиняная посуда очень проста: она имела кони­ческое, немного заостренное дно и расширяющиеся кверху стен­ки. Такие сосуды похожи на яйцо, у которого срезана часть его тупого конца. Самые древние глиняные сосуды делали на плете­ной из прутьев основе. Наряду с этим применялся и другой спо­соб изготовления путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины. Слепленная от руки глиняная посуда была очень груба, плохо и неровно обожжена. Неолитические сосуды в большинстве своем украшены простым орнаментом в виде ямочек или гирлянд ломаных линий.

С изобретением глиняной посуды человечество получило про­стой и вместе с тем крайне необходимый и незаменимый до сих пор способ приготовления пищи.

Огромную неолитическую зону составляли культуры, сложившиеся на юге СССР, в Средней Азии, на Украине и в Молдавии, на Кавказе. Здесь складываются черты нового, производящего хозяйства, а у древнего неолитического населения южных райо­нов Средней Азии уже в VI тыс. до н. э. сложилась яркая земледельческая культура.

На юге европейской части СССР в неолите сложилось не­сколько больших культурно-исторических зон — Юго-Запад СССР (Украина и Молдавия), Приазовье и Крым, Кавказ.

На территории Украины и Молдавии известно много неолити­ческих памятников. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых неолитических племен этой зоны уже в V тыс. до н. э. отмечаются зачатки животноводства и земледелия. Характерными в связи с этим становятся долговременные посе­ления с землянками и наземные жилища, в которых находится типичный для земледельческих культур инвентарь: роговые мотыги для обработки земли, жатвенные ножи и каменные зернотерки. Неолитические поселения Украины и Молдавии отличаются обилием богато орнаментированной лепной глиняной посуды для хранения припасов и приготовления пищи.

Несмотря на общие черты в развитии неолита юга европейской части СССР, уже в раннее время проявляется значительное свое­образие, позволяющее выделить отдельные крупные культуры: культура линейно-ленточной керамики, буго-днестровская, днепро-донецкая и сурско-днепровская.

Днепро-донецкая культура (конец V — середина III тысячелетия) в период наибольшего ее распространения занимала лесостепную Украину, Южную Белоруссию и даже проникала в Верхнее Поднепровье.

Керамика орнаментирована отпечатками гребенчатого штампа и наколами острой палочкой. Сосуды остродонные; лишь в поздний период и только в черкасской группе встречаются плоскодонные.

Племена культуры линейно-ленточной керамики, обитавшие на обширной территории Средней Европы, расселились на восток, по Пруту, Днестру, по территории Молдавии и Украины. В IV тыс. до и. э. эти племена были вытеснены на запад и их развитие про­должалось в Средней Европе. На территории СССР известно довольно много поселений этой культуры, среди которых наиболее хорошо изученным является поселение во Флорештах. Типичным видом жилища были полуземлянки. Внутри помещения в обмазанной глиной яме устраивался очаг. Около очага обычно лежали камни зернотерок, сосуды и инструменты. Вблизи жилища выкапывались небольшие ямы для хранения продуктов. В инвен­таре преобладают сосуды, в основном плоскодонные, шаровид­ной формы, получившие название линейно-ленточной керамики. Поверхность их покрыта тонким узором из сочетания ямок и линий, часто напоминающих ноты, спиралевидный и геомет­рический узор. Край сосуда обычно опоясан несколькими ли­ниями.

Находки на поселениях позволяют судить о характере хозяйства их обитателей. Обилие керамики свидетельствует об оседлом образе жизни, о развитии земледелия и скотоводства у носителей культуры можно судить по сосудам с обуглившимися зернами мягкой пшеницы, семенам полбы и гороха, находкам мотыг, сделанных из обрубленных рогов оленя, кремневым пластинам лезвий серпов и камням сильно сработанных зернотерок.

От калининского до ивановского течения Волги распространены стоянки верхневолжской неолитической культуры (V тысячелетие до н. э.). Поселения небольшие, расположенные в озеровидных расширениях рек, жилища — полуземляночные. Кремневые орудия имеют мезолитический облик и говорят о местных корнях культуры. Основная масса орудий выполнена на пластинах — скребки, стрелы, ножи. Изредка встречаются рубящие орудия. Стрелы разных форм, что свидетельствует о разнообразии зверя и птицы. Керамика остродонная, орнаментированная наколами, сделанными палочкой и отпечатками гребенчатого штампа. Иногда сосуды выкрашены красной краской.

Бассейн Клязьмы и прилегающие к нему течения Оки и Волги занимали племена льяловской культуры (V—III тыс. до н. э.), названные по стоянке у деревни Льялово, находящейся недалеко от Москвы, у города Зеленограда. Она относится к типу торфяниковых и расположена на берегу Клязьмы, где эта река когда-то расширялась в небольшое озеро.

Льяловцы охотились на водоплавающую птицу и ловили рыбу. Стоянка относится к IV тысячелетию до н. э.

Характерна полуяйцевидная глиняная посуда, украшенная правильными рядами углублений. Такой орнамент, как доказано, наносился белемнитами или палочками разного сечения. Часто встречается гребенчатый орнамент.

Очень скоро отдельные группы окско-волжских неолитических племен стали проникать на север, а потом и на северо-запад, в результате чего там возникли родственные культуры со сходной ямочно-гребенчатой керамикой, по которой вся область ее распространения иногда называется областью культур ямочно-гребенчатой керамики.

Считают, что на коренном своем месте льяловская культура распалась на ряд родственных культур.

К более поздней поре неолита на юге СССР относятся погребения в могильнике около Нальчика на Северном Кавказе. Большинство скелетов погребенных лежало в скорченном положении: мужские скелеты находились преимущественно на правом боку, а женские — на левом. Половина погребений не имела никаких вещей. Рядом с Нальчикским могильником расположено Агубековское неолитическое поселение. Эти памятники относятся к II тысячелетию до н. э. В культурном слое Агубековского поселения найдено большое количество керамики. Известны как яйцевидные сосуды, так и плоскодонные, баночной формы, украшенные снаружи паленным валиком.

Неолитическая культура Урала возникла на мезолитической основе. На ранних этапах этой культуры сохраняется микролитическая, характерная для мезолита, техника обработки камня, изготовление большинства орудий из вставных ножевидных пластин. Переход от мезолита к неолиту у обитателей Урала произошел около IV тыс. до н. э. в результате значительного культурного влияния южных кельтеминарских племен, от которых было заимствовано умение делать глиняную посуду (формы и многие орнаментальные мотивы), а также изготовление кремневых наконеч­ников стрел.

К периоду расцвета неолита на Урале принадлежат поселения Полуденка-1, в бассейне Чусовой, Стрелка, нижний слой Горбуновского торфяника около Нижнего Тагила, поселение Сосновый Остров на р. Туре и др.

Основным археологическим инвентарем являются керамика и изделия из кремня. Большое количество орудий изготавливалось из ножевидных пластин. В это время уже применяется шлифовка камня; появляются шлифованные топоры, тёсла с выступами для крепления ручки, шлифованные кинжалы и наконечники стрел. Широкое распространение получили сделанные из кости и рога гарпуны и наконечники стрел. Из крупных отщепов и пластин делали ножи и скребки.

Специфику неолитической культуре Урала придает своеобразная керамика, близкая по форме к яйцевидной с заостренным или заоваленным дном. Она очень устойчива и существует длительное время. Неолитические сосуды богато украшены орнаментом, который наносился с помощью палочки или гребенчатым штампом.

Нарвская культура (III—II тысячелетия до н. э.) охватывает Эстонию, Литву, Южную Прибалтику, а стоянки позднего этапа — еще Латвию и Северную Белоруссию. Для нарвских племен характерны орудия из кости и рога кундского типа. Предметов из кремня мало. Сосуды остродонные, часто без орнамента, изредка встречается гребенчатый и ямочный. Наряду с крупными сосудами известны плоскодонные мисочки.

Огромный массив кельтеминарской культуры (V—IV тыс. Может быть, до II тыс.) расположен у Аральского моря. Основная территория культуры — древняя Акчадарьинская дельта Амударьи.

Считают, что инвентарь кельтеминарской культуры по своему происхождению связан с культурой прикаспийского мезолита. В некоторых своих чертах кельтеминар обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Урала и Западной Сибири, в которых заметны южные связи вплоть до культур юга Средней Азии и даже Ирана.

В ранний период на кельтеминарских стоянках керамика была круглодонной или остродонной с нарезным орнаментом. Для позднего периода характерны горшки с плоским дном и без орнамента.

Вот тут много-много про китайскую керамику неолита, а надо ли…  http://www.synologia.ru/a/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Керамика Бретани в неолит  — http://historylib.org/historybooks/Bretontsy—Romantiki-morya-_Per-Rolan-ZHio/4

Ещё по керамике неолитической Европы: http://informvest.ru/632-keramika-neolita.html

Неолитическая керамика Японии: http://studopedia.ru/14_38020_keramika-epohi-neolita.html

Доброклонский — качество ужасное.

Скорее всего Семенов, которого нельзя публиковать.

Всеобщая история искусств т1

Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997