- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Информационные ресурсы художественно-эстетического комплекса, методическое пособие

Раздел 1. Специфические особенности информационных ресурсов художественно-эстетического комплекса

Тема 1. Особенности структуры объекта информационных ресурсов художественно-эстетического комплекса.

Вопрос определения объекта библиографии в отечественном библиографоведении. Понятие объекта интегрального курса «Литературно-художественные документально-информационные ресурсы», его структура и специфика. Особенности и специфика объекта, определяемая своеобразием художественной литературы и видов искусства, способами тиражирования, средствами исполнения произведений искусства. Понятие художественная литература, «литературный памятник» в историческом освещении. Процесс появления новых жанров литературы, видов искусства и новых документальных форм фиксирования художественно-образной информации. Интеграционные процессы в комплексных разработках вопросов изучения литературы и искусства и объекты их библиографического отражения.

Основные функции литературно-художественных документально информационных ресурсов в обществе: научно-вспомогательная, выполняющая поисковую, подытоживающую, моделирующую, пропедевтическую функции, и рекомендательная – в помощь общему и профессиональному образованию и самообразованию.

Историко-литературная функция, ее задача и реализация в источниках библиографической информации. Взаимопроникновение функций и методов библиографии и литературоведения, библиографии и искусствоведения в области литературно-художест-венной библиографии. Новые подходы к определению объектов библиографического отражения и функций библиографии в идеодокументографической концепции Н. А.Слядневой.

Тема 2. Система «гуманитарная наука — информация». Интеграция методов работы литературоведа и специалиста-библиографа.

Основные этапы развития библиографии художественной литературы и литературоведения в ее взаимосвязи с литературной наукой. Идеи П. Н.Беркова, Е. И.Рыскина, Н. Ф.Бельчикова, А. Г.Фомина, С. А.Трубникова, Н. А.Слядневой на связи литературной библиографии с обслуживаемой наукой. Основные формы существования библиографической информации (специальные, комплексные, синтетические, косвенные). Неправомерность отнесения литературно-библиографической информации к информации вторичной, не несущей нового знания. Специфика литературоведческого и библиографического отражения закономерностей литературного процесса. Взаимоиспользование библиографических, литературоведческих и литературно-критических методов в деятельности библиографа, литературоведа, литературного критика. Основные направления синтеза литературоведения, литературной критики и литературной библиографии при подготовке библиографической продукции (пропедевтическое, научно-исследователь-ское, критико-библиографическое). Усиление синтеза научно-популярного литературоведения и научно-популярной (рекомендательной) литературной библиографии; появление новых синкретических жанров библиографических пособий. Субъект библиографической деятельности в области художественной литературы и литературоведения. Творческое начало в работе библиографа художественной литературы.

Раздел 2. Информационное изучение документального массива и потоков в области художественной литературы, литературоведения, искусства, искусствознания.

Тема 3. Общественные информационные потребности в библиографической информации по художественной литературе, литературоведению, искусству

Потребность в библиографической информации по художественной литературе, литературоведению, искусству как объективная необходимость общества, группы, индивида в информации о публикациях литературно-художественных произведений, произведений различных видов искусства в оригинале и репродукции, исследовательских работах в области литературоведения и искусствоведения. Диалектика общественного и индивидуального в библиографических потребностях, их своеобразие. Многообразие видов деятельности в области литературоведения. Основные разновидности профессиональных библиографических потребностей в зависимости от вида профессиональной деятельности (теоретическое изучение, работа в архиве, поиск литературы для работы и пр.). Особенности и основные источники удовлетворения библиографических потребностей различных групп читателей, профессионально связанных с литературой.

Многообразие видов деятельности в области искусства и искусствоведения (творческая, исполнительская деятельность, изучение и анализ произведений искусства, самодеятельное творчество и др.). Особенности удовлетворения библиографических потребностей специалистов, занимающихся искусствоведческим исследованием, в связи с их комплексным историко-культурным характером.

Основные разновидности непрофессиональных потребностей в библиографической информации по литературе и искусству. Характеристика потребностей различных групп читателей, зрителей, слушателей в информации об изданиях и аудиовизуальных документах в области художественной литературы, литературоведения и искусства. Потребность в развлечении, ситуативные потребности, потребности в эстетическом восприятии и различных формах изучения литературы и искусства.

Тема 4. Видовая, содержательная и информационная характеристика массива и потоков литературоведческих и искусствоведческих изданий.

Объем понятий «литературоведение» и «литературная критика». Структура массива литературоведческих и искусствоведческих публикаций. Основные группы литературоведческих и литературно-критических публикаций.

Философско-теоретические, эстетические источники, их особая методологическая роль для развития гуманитарных наук. Основные современные методы изучения литературы и искусства и издание работ представителей различных философско-эстетических направлений.

Мемуарно-документальные источники, их разновидности. Характер научно-справочного аппарата в изданиях мемуаров. Проблема объективности отражения событий, описанных в мемуарном источнике.

Группа научных литературоведческих и искусствоведческих исследований. Научные статьи, сборники научных работ и материалов. Издания многотомных обобщающих трудов по вопросам теории и истории литературы и искусства России и зарубежных стран. Научно-исследовательские монографии, их разновидности – публикационные и проблемно-тематические. Использование научных трудов в работе библиографа. Группа изданий массовой литературоведческой, искусствоведческой книги. Разнообразие форм ее классификации. Жанровая информационно-психологическая классификация: художественное произведение, мемуарно-документальное, документально-художественное, научно-популярное, публицистическое.

Группа изданий учебной и учебно-методической литературы, ее жанровое разнообразие. Проблема оценки содержания учебника и методика проведения сравнительного анализа учебной книги.

Справочные издания. Система энциклопедических и справочных изданий по художественной литературе, литературоведению и искусству. Литературные и искусствоведческие энциклопедии; литературные/художественные хроники и синхронистики; биографические и биобиблиографические словари писателей, художников; словари литературоведческих терминов и цитат; сборники пословиц и крылатых слов; мифологические словари; словари литературных персонажей.

Персональные справочники. Летописи жизни и творчества, путеводители, словари языка писателя, каталоги рукописей писателя, каталоги личных библиотек писателя, персональные энциклопедии.

Значение справочных изданий, их место в СБА библиотеки, возможности в информационно-библиографическом обслуживании потребителей.

Тема 5. Психолингвистические аспекты анализа литературно-художественных текстов и нетрадиционные классификации.

Различные подходы классификации литературных произведений: литературоведческий, книговедческий, мироощущенческий. Проблема порождения художественного текста, общие закономерности. Проблема восприятия текста. Общие закономерности процесса восприятия художественного текста. Типология художественных текстов В. П.Белянина: тексты светлые, активные, простые, веселые, красивые, усталые, печальные, сложные, смешанные. Особенности перечисленных текстов, тематика и развитие сюжета, тип героев и их поведение, основная идейно-художественная мысль текста, специфика лексики и словоупотребления.

Библиотечно-библиографические аспекты использования классификации В. П.Белянина в производстве и потреблении литературно-библиографической информации. Изучение читательского восприятия и руководство чтением на основе мироощущенческой классификации.

Тема 6. Особенности многоаспектного изучения тиражированных произведений искусства: изоизданий, нотоизданий, аудиовизуальной продукции.

Изоиздания. Особенности репродуцирования различных видов изобразительного искусства. Соотношение «оригинал-репродукция» и возможности полиграфии. Значение репродуцирования как способа массового воспроизведения подлинников – картин, рисунков, эстампов. Варианты классификации репродукций: по типу оригинала, по видам изоизданий (отдельное изоиздание, комплекты репродукций, альбомы).

Книжная иллюстрация как вид искусства. Принципы иллюстрирования художественной литературы. Выдающиеся мастера иллюстрации.

Эстамп как оригинальное произведение графического искусства. Основные разновидности эстампа (ксилография, линогравюра, офорт, литография).

Нотное издание. Специфика нотных изданий. Принципы ее классификации по видам исполнительской деятельности и средствам исполнения. Партитура. Клавир.

Классификация нотной литературы по читательскому и целевому назначению. Концертная (исполнительская) литература. Нотные издания для лиц, приобретающих профессию музыканта-исполнителя. Массовая нотная литература для любителей и участников музыкальной самодеятельности.

Типы изданий нотной литературы. Отдельные издания музыкального произведения. Авторские и коллективные сборники нот. Собрания сочинений композиторов. Академические собрания сочинений. Их назначение и особенности.

Искусство и научно-технический прогресс. Появление новых видов искусства (цветомузыка и др.) и возможности тиражирования оригиналов произведений искусства на небумажных носителях информации. Общая характеристика аудиовизуальных документов по искусству (звукозаписи, диафильмы, слайды, кинофильмы, фотографии, видеозаписи и др.). Проблема «оригинал-репродукция», особенности функционирования тиражированных произведений искусства в обществе. Проблема классификации аудиовизуальных документов, концепции Б. А.Бергера, Л. В.Власова, Т. В.Надольской. Особенности восприятия потребителем аудиовизуальных документов, их преимущества в сравнении с печатными изданиями. Основные центры хранения аудиовизуальных документов и проблема государственного учета грамзаписей, фильмов, фотографий. Аудиовизуальные документы в фонде библиотеки, вопросы организации, тенденции и перспективы их использования в обслуживании читателей.

Тема 7. Справочные издания и фактографические базы данных по художественной литературы и искусству.

Роль справочных изданий как комплексных источников фактографической, библиографической и визуальной информации. Основные источники, содержащие информацию об отраслевом фонде справочной литературы в области художественной литературы и литературоведения. Типология энциклопедических и справочных изданий по художественной литературе и литературоведению.

1. Общелитературные: энциклопедии и энциклопедические словари; биографические и библиографические справочники; словари терминов, цитат; словари литературных персонажей, образов, героев; путеводители по литературным архивам; литературные хроники, летописи, синхронистические таблицы.

2. Персональные: персональные энциклопедии; летописи жизни и творчества писателей; словари языка писателей, словари рифм; описания (каталоги) личных библиотек писателей; описания (каталоги) рукописей, архивов писателей; путеводители по мемориальным литературным музеям.

Электронные фактографические ресурсы, их информационные возможности.

Основные источники, содержащие информацию об отраслевом фонде справочных изданий по культуре и искусству. Система справочных изданий по культуре и искусству: научные и научно-популярные энциклопедии и словари; терминологические словари; биографические и библиографические словари; словари сюжетов и символов; хроники и календари; справочники учреждений культуры и искусства; справочники-определители предметов искусства; путеводители по музеям, историческим и памятным местам, произведениям искусства. Компьютерные версии справочных изданий, их информационно-поисковые возможности.

Раздел 3 Информационные ресурсы в области художественной литературы, искусства, литературоведения, искусствоведения

Тема 8. Текущая информация в области художественной литературы, литературоведения, искусства

Становление и основные функции текущего учета новых изданий и публикаций художественной литературы, литературоведения, искусства. Отражение отраслевых материалов в системе «Летописей» Российской книжной палаты. Интеграционные процессы в текущей библиографической информации по культуре и искусству.

Издания ИНИОН РАН – центральные источники библиографических сведений о новой литературе. Сигнальные указатели литературоведческих и литературно-критических публикаций – «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение». Реферативная информация ИНИОН – «Социальные и гуманитарные науки. Литературоведение». Обзорная информация – сборники обзоров и рефератов по различным темам и проблемам. Отражение материалов по литературе отдельных стран в соответствующих указателях ИНИОН РАН.

Деятельность ВГБИЛ в области текущей библиографии. Информационный журнал ВГБИЛ «Диапазон».

Роль текущих библиографических материалов в периодике и средствах массовой информации.

Деятельность Научно-информационного центра по культуре и искусству («Информкультура») при РГБ. Организационная структура системы научно-технической информации по культуре и искусству, основные направления деятельности.

Предметная область научно-информационного обеспечения культурной деятельности осуществляемая Информкультурой.

Информационные ресурсы НИЦ Информкультура: 1) библиографические и реферативно-библиографические указатели; 2) научно-информационные сборники; 3) автоматизированный банк данных реферативно-библиографической информации; 4) фактографические базы данных; 5) полнотекстовые базы данных «Культура России»; 6) отраслевой фонд неопубликованных документов и депонированных научных работ по культуре и искусству. Новое периодическое информационное издание НИЦ Информкультура «Обсерватория культуры: журнал-обозрение». Информационные услуги, оказываемые НИЦ Информкультура Тематический поиск, фактографические справки, тематическое информирование в режиме ИГИ. Депонирование научных работ и методические услуги. НИЦ Информкультура в Интернет.

Тема 9. Ретроспективные информационные ресурсы в области художественной литературы и литературоведения. Их информационно-поисковые возможности.

Библиография литературной библиографии как посредник между потребителями библиографической информации и системой библиографических источников по художественной литературе и литературоведению. Основные источники библиографии литературной библиографии. Создание специальных трудов библиографии литературной библиографии (историческое значение пособий А. Г.Фомина «Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы» (1934) и Е. И.Рыскина «Библиографические указатели русской литературы XIX века» (1949). Эвристическое значение пособий Б. Л.Канделя, Л. М.Федюшиной и М. А.Бениной «Русская художественная литература и литературоведение» (1976), «Литература и фольклор народов СССР» (1975), Б. Л.Канделя «Библиография русских библиографий по зарубежной художественной литературе и литературоведению» (1962), «Путеводитель по иностранным библиографиям и справочникам по литературоведению и художественной литературе» (1959). Текущий учет источников библиографии литературной библиографии. Синтетические формы существования библиографической информации «второй степени». Своеобразие пособий П. Н.Беркова «Введение в технику литературоведческого исследования» и Н. Ф.Бельчикова «Пути и навыки литературоведческого труда».

Источники библиографического поиска по фольклору и истории русской литературы XI-XIX столетия.

Поисковые возможности многотомного указателя по фольклору М. Я.Мельц, семинариев по фольклору и серии указателей по литературе XI-XVII веков Н. Ф.Дробленковой. общие библиографические указатели, подготовленные ИРЛИ под редакцией П. Н.Беркова и К. Д.Муратовой по русской литературе XVIII-нач. XX веков. Сфера применения указателя А. В.Меэьер «Русская словесность с XI по XIX столетие включительно». Справочное значение общих указателей и справочников, созданных до революции (С. А.Венгерова, И. В.Владиславлева, Н. А.Губакина, А. Г.Фомина). Поисковые возможности общих рекомендательных указателей, адресованных читателям, профессионально связанным с литературой: «Русские писатели… века», «Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины 18 — нач. 20 века», «Эхо русского народа» и др.

Источники библиографического поиска по русской литературе XX века. Библиографические указатели Н. И.Мацуева «Художественная литература русская и переводная» и «Советская художественная литература и критика», серии биобиблиографических указателей «Русские советские писатели. Прозаики», «Русские советские писатели. Поэты» как центральные источники для выполнения запросов персонального характера. Указатель ИНИОН РАН «Советское литературоведение и критика». Многотомный «Указатель заглавий произведений художественной литературы.». Справочные возможности общих рекомендательных указателей по русской литературе XX века.

Источники библиографического поиска по зарубежной художественной литературе. Поисковые возможности серии библиографических пособий «Писатели зарубежных стран», указатели переводов как источники для выполнения запросов персонального характера. Библиографические пособия, посвященные литературе группы стран или одной страны; тематические пособия ВГБИЛ по зарубежной литературе; указатели, посвященные взаимосвязям литератур мира, переводам произведений русской литературы на иностранные языки. Основные рекомендательные библиографические пособия по зарубежной литературе. А. М.Горбунов «Сквозь даль веков», «Поэтические голоса столетия», «Панорама веков», литературно-библиографический справочник ВГБИЛ «Основные произведения иностранной художественной литературы».

Тема 10. Информационные ресурсы по искусству: изография, нотография, дискография, фильмография.

Специфика изографии, нотографии, дискографии, фильмографии, определяемая объектом и методами библиографирования. Организация государственного библиографического учета изоизданий и нотоизданий, характеристика «Летописи изоизданий», «Нотной летописи».

Изография. Цель и предмет изографии. Методика описаний изоизданий. Создание аннотированных каталогов собраний художественных музеев. Каталоги персональных выставок как источник сведений персонального характера о работах мастеров и месте их хранения. Создание справочников по отдельным видам изоизданий (Б. С.Бутник-Сиверский «Советский плакат эпохи гражданской войны»). Списки изоизданий в научно-исследовательских трудах (монографиях, сборниках и т. п.).

Нотография. Ее назначение и специфические особенности. Библиографическое описание нотных изданий. Основные разновидности нотографии. Многотомные общие указатели [«Нотные издания в фондах Государственной библиотеки СССР им. В. И.Ленина» (1978- )]; указатели по отдельным темам и вопросам музыкального искусства («Русская литература в музыке», Г. К.Иванов «Русская поэзия в отечественной музыке»); персональные справочники (персональная серия «Нотобиблиографические справочники»). Списки нотоизданий в научной, учебной литературе и музыкальной периодической печати.

Дискография. Ее назначение, разновидности объектов библиографирования. Проблема учета отечественных грамзаписей. Источники дискографических сведений («Каталоги» фирмы «Мелодия», периодическая печать).

Фильмография. Ее задачи и назначение. Особенности библиографического описания фильмов. Четыре основных направления информации о фильмах: фильмография в периодических изданиях; прикнижные фильмографические списки; издания каталогов, содержащих информацию о кинофильмах. Базы данных Госфильмофонда Виды и типы фильмографических указателей и справочников. Каталоги фильмов отечественного фонда («Художетсенные фильмы дореволюционной России. », «Советские художественные фильмы. 1917- »). Фильмы России. Игровое кино (); Актерская энциклопедия. Кино России; Режиссерская энциклопедия. Кино США.

Жанровые, тематические, персональные фильмографические списки в изданиях киноведческой литературы.

Источники информации о видеофильмах. Текущее информирование в изданиях «Видео-информ», «Досуг». Каталоги видеофильмов (С. Кудрявцева «500 фильмов», «1000 фильмов за 100 лет»).

Базы данных Артинфо и базы данных Госфильмофонда, их информационные ресурсы.

Общая оценка состояния российской изографии, нотографии, дискографии, фильмографии.

Тема 11. Библиографическая эвристика в области художественной литературы, литературоведения и литературной критики как теория и методика изучения библиографического поиска и баз данных.

Библиографическая эвристика как теория и методика библиографического поиска. Отраслевая специфика библиографического поиска в области художественной литературы и литературоведения. Библиографический поиск в работе библиографа-специалиста, литературоведа-исследователя, читателя-неспециалиста в области художественной литературы и литературоведения. Типизация библиографических запросов читателей в области художественной литературы и литературоведения.

Система источников литературно-библиографической информации и алгоритмы анализа информационно-поисковых возможностей библиографических источников. Специальные и комплексные библиографические источники. Синтетические и косвенные источники, их роль в решении поисковых задач. Значение в библиографическом источниковедении библиографических пособий второй степени. Основные принципы и методы библиографического и фактографического поиска в области художественной литературы и литературоведения.

Автоматизация библиографического поиска — ведущая тенденция совершенствования библиотечного и информационно-библиографического обслуживания общества. Создание и перспективы развития автоматизированной поисковой системы по литературоведению и литературной критике в ИНИОН РАН. Проблемы автоматизации поиска в области художественной литературы.

Раздел 4. Рекомендательная литературно-художественная библиография: информационно-образовательный аспект в обслуживании читателей

Тема 12. Рекомендательная литературно-художественная библиография в современной социокультурной ситуации

Рекомендательная литературно-художественная библиография как основа и метод руководства чтением художественной литературы. Научно-популярная (рекомендательная) библиография и научно-популярное литературоведение, их соотношение, единство целей и функций. Связи рекомендательной литературно-художественной библиографии со смежными областями знания: психологией, педагогикой, эстетикой и теорией художественного развития личности.

Основные этапы развития рекомендательной литературно-художественной библиографии с конца 1940-х годов до 2000-х годов. Объективные предпосылки формирования рекомендательной литературно-художественной библиографии. Теоретические и методические разработки 50-х, 60-х, 70-х, начала 80-х годов; направления рекомендательной библиографической деятельности и круг пособий, наиболее активно содействующих выполнению поставленных задач. Современный этап развития рекомендательной литературно-художественной библиографии — вторая половина 1980-х годов по настоящее время. Факторы, обусловившие развитие рекомендательной литературно-художественной библиографии в этот период. Социально-политические изменения в стране; снятие идеологических барьеров; появление новых имен, произведений, жанров тем и проблем в потоке изданий художественной литературы. Основной принцип современной литературно-художественной библиографии — удовлетворение читательских потребностей от рекреационных до учебно-педагогических. Тенденция превращения рекомендательного библиографического пособия в экспертную систему. Жанрово-типологическая структура рекомендательной библиографической продукции. Появление и утверждение нового жанра: библиографические очерки, библиографическая энциклопедия, библиографические путеводители, библиографические хрестоматии, антологии, сборники очерков и др. («Панорама веков», «Зарубежный детектив XX века», «Книги, которые читают все», «Минувшее меня объемлет живо», «Эхо русского народа», выпуски библиографических очерков в серии РГБ «Процесс осмысления»).

Компьютерные аналоги рекомендательных литературно-библиографических указателей. Автоматизированные базы данных, полнотекстовые и гипертекстовые системы.

Тема 13. Стратегии и методы библиографического управления художественным развитием личности

Идеи и концепции художественного развития личности в отечественном библиографоведении. Вклад в их разработку трудов Н. А.Рубакина, Е. И.Рыскина, С. А.Трубникова, М. И.Давыдовой, А. М.Горбунова, Ю. С.Зубова. Идеи стадиальности, программности образования и самообразовательного чтения. Экстенсивные и интенсивные аспекты руководства чтением и управлением процессами художественного развития личности. Дифференциация процесса художественного развития личности на отдельные виды читательской деятельности (перцептивную, познавательную, ценностно-организационную и др.).

Концепция Ю. С.Зубова в рамках реализации информационно-психологического подхода в сфере библиотечно-библиографического управления художественным развитием личности. Принцип целостности пособия как основа управления самообразовательной читательской деятельностью. применение этого принципа в практике составления рекомендательных библиографических пособий. Стратегии самообразовательной работы с книгой («библиографические алгоритмы»): а) принцип доступности; б) принцип дополнительности; в) принцип включенности; г) принцип репрезентативности; д) принцип преемственности знания; е) принцип сензитивности; ж) принцип полимотивационности.

Система рекомендательных библиографических пособий в помощь художественному развитию читателей. Иерархическая структура системы, включающая три типа самообразовательных программ чтения — предметно-структурную, историко-художественную и философско-эстетическую. Возможности ипользования «библиографических алгоритмов» и самообразовательных программ в помощь образовательных и самообразовательной деятельности личности.