1. Джордж Смит (англ. George Smith; 26 марта 1840, Челси, Лондон — 19 августа 1876, Алеппо, Сирия) — британский ассириолог. Открыл и перевёл «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее из известных литературных произведений. Также дешифровал кипрское письмо.
2. Изображение розетки на чаше дописьменного периода из Телль-Арпачийа, 6-5 тыс. до н.э. Самарра, 4000 г. до н.э.
22. Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-у – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу. 2900-2600 гг. до н.э. Алебастр, известняк, гипс.
24. Посвятительная плитка Ур-Нанше – отверстие в центре для крепления плитки к стене. Вверху – Ур-Нанше на строительстве храма, внизу – пир по случаю завершения строительства. Ур-Нанше в два раза больше остальных персонажей по размерам.
25. ЭАНАТУМ Царь шумерского государства Лагаш, правивший ок. 2400 г. до Р. Х. Представитель ЛАГАША 1-й ДИ-НАСТИИ. В правление Эанатума произошел конфликт между Лагашем и соседней Уммой из-за плодородной полосы Гуэден, разграниченной когда-то третейским судом еще кишского гегемона Месилина.
26. Стела Эанатума («Стела коршунов»), фрагмент, посвящена военным подвигам правителя Эанатума под покровительством бога Нингирсу. Известняк. 25 в. до н.э. Стела получила своё название от одной из сцен, которая изображает головы и конечности вражеских солдат, уносимые голодными коршунами.
35. Арфа из гробницы Пуаби (Шубад з неправильное прочтение этого имени), Ур, предположительно первая динстия (около 2600 г. до н.э.)
36. Украшения из гробницы Пуаби (?) Диадема царицы Пуаби. Около 2500 г. до н. э. Золото, лазурит, сердолик. Багдад, Иракский музей. Многие женщины, похороненные на царском кладбище, имели одинаковые головные уборы, но эта диадема царицы Пуаби - самая великолепная. Над венцом из буковых и ивовых листьев, украшеным лазуритовыми и сердоликовыми бусинами, возвышается золотая розетка, нависающая над головой царицы. Огромные серьги в виде колец были модны среди богатых дам Ура.
37. Баран в зарослях. (Баран, стоящий за Деревом Жизни). Из царской гробницы. Ур. (2600-2300 г. до н.э.)
39. Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями. Нарам-Суэн — царь Аккаде, Аккада и Шумера, «царь четырех стран света». (2237-2200 гг. до н.э.) наверху боги-покровители, Нарам-Син, повергщий врага и второй враг молит о пощаде, внизу — войско, поднимающееся по горам. В отличие от шумерских рельефов, здесь присутствют элементы пейзажа (дерево, гора), фигуры не выстроены в ряд, а расположены с учетом рельефа местности.
40. Небольшая сидячая статуя (адорант) Гудеа. Гудеа — правитель города-государства Лагаш, правил приблизительно в 2142-2116 годах до н.э., вторая династия Лагаша. Привел свой город к рассвету экономики, был благочестив. Адорант (от лат. «восхищающийся, молящийся») - в Междуречье фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.
42. Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этиеннигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.
43. Фрагмент стелы Ур-Намму. Царь Ур-Намму совершает возлияние перед сидящим на троне богом Нанна. Царь Ур-Намму правил примерно в 2112 — 2094. Первый представитель третьей династии Ура.
45. Дворец Зимри-Лима в Мари, аэрофотосъемка. Как и в аккадской архитектуре помещения группируются вокруг центральных дворов. На плане видны: школа писцов, святилище, склады, парадные залы для приема послов, помещения для охраны, хозяйственные коридоры.
48. Статуя богини Иштар из святилища в Мари. Через специальный канал, проходящий сквозь тело статуи богини плодородия и сосуд в ее руках в нужный момент жрецы пускали воду — так божество являло свою чудесную благосклонность молящимся.
49. Фрагмент росписи из дворца Зимри-Лима в Мари. Во влажном климате Двуречья росписи плохо сохраняются, поэтому они не стали очень распространенным видом искусства. В Мари изображены шествия, предстояния перед богами, природа.
4. Блюдо с женщинами и скорпионами и Самарры – для сосудов из Самарры харкатерна форма большого блюда и динамическая композиция росписи в основу которой нередко положена форма свастики.
7. Кубок с козлами и собаками из Суз (Париж, Лувр) – для керамики из Суз характерна форма высокого кубка, росписи на котором скомпонованы в несколько фризов, идущих один над другим. На кубке изображены козлы, знаки воды и полей, собаки, преследующие дичь водяные птицы. 4 тыс. до н.э.
9. Храм в Тель-Укайре (период Урук – кон. IV тыс. до н.э.). Редкость – внем были настенные росписи. Типичный для Двуречья «храм на платформе», платформа позволяет предохранить храм от постоянных наводнений и выделить его визуально в городской застройке.
11. Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин. Подобные мозаики составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор.
12. Статуэтки с телом женщины и головой лягушки (или змеи), груди лепные, на гениталиях – гравированные треугольники, на плечах – налепы, похожие на икринки, на головах – высокие шапочки из природного асфальта, некоторые из них держат в руках младенца. По-видимому статуэтки связаны с культом плодородия.
13. Сосуд с инкрустацией из Урука. На тулове сосуда – розетки богини плодородия и глаза (охранительный символ). Такими же кусочками раковины и цветных камней на основе природного асфальта делали инкрустации на стенах храмов.
15. Культовый сосуд Инанны из Урука – в нескольких ярусах изображены снизу вверх: река и растительность болотистой дельты, идущие друг за другом животные, идущие друг за другом люди с дарами, храмовое хозяйство богини, в котором жрецы принимают дары и распределяют их на хранение.
16. Голова Инанны из Урука, утрачены сделанные из других материалов глаза, брови и прическа. Задняя сторона головы стесана, по-видимому, каменная голова была приставной к рельефному, вылепленному на стене из глины телу, которое не сохранилась.
19. Рельеф притолоки храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями. Имдугуд – В шумеро-аккадской мифологииогромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с 14 в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд(другое имя Имдугуда) обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала»
20. Статуя Курлиля, начальника житниц города Урука. Статуя играла роль заместителя молящегося в храме божества, характерны руки в жесте моления, большие глаза и уши, умиление на лице, тело может быть мало проработано. Вторая четверть III тыс. до н. э.
21. Статуя сановника Эбих-иля из мари. Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустрированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом. Середина 3 тыс. до н.э.
27. План гробницы царицы Шубад. Ур. I династия. А — черепа воинов (костяки их не сохранились) в покатом ходе к гробнице. Воины были одеты в медные шлемы и держали в руках колья. Б — костяки волов и остатки повозок; В — черепа женщин-музыкантш, сидевших вдоль стен гробницы в парадной одежде (костяки не сохранились); Г — вход в кирпичную усыпальницу царицы или жрицы; Д — ложе для тела царицы или жрицы; Е — соседняя примыкающая гробница.
28. Штандарт войны и мира (на данной картинке штадарт мира, с другой стороны– войны) — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вуллипри раскопкахшумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложеныперламутровымипластинками сцены из жизни шумеров. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. Конкретнее – изображено на всех сторонах вместе: выступление в поход, битвы и пир по случаю завершения похода. Инкрустация раковиной и лазуритом.
51. Портретная голова, возможно — царя Хаммурапи. В изобразительном искусстве старовавилонского периода цдачно сочетаются и развиваются лучшие традиции шумерского и аккадского искусства 3 тыс. до н.э.
53. Коленопреклоненная фигурка из Ларсы 18 в. до н.э., по-видимому является изображением вавилонского царя Хаммурапи.
54. Подземный ход, 2 тыс. до н.э. Хетты, Хаттушаш. Хаттушаш — столица древнего Хеттского царства. В 18 веке до н.э. Хетты создали Древнее хеттское царство, были очень сильны, их столица была обнесена мощной стеной, с южной его стороны, наиболее уязвимой — двойной, с остальных сторон защитить город помогали горы. Внутри город также был разделен стенами.
55. Храм в Телль-Халафе. Храм построен по типу бит-хилани. Бит-хилани – это здание, в котором параллельно фасаду расположены две длинных узких комнаты. В бит–хилани внутренние помещения группируются вокруг растянутого на всю ширину главного зала. Ко входу во дворец ведет широкая лестница. Обычно первое помещение – это портик с 1-3 круглыми колоннами, фланкированный двумя выступами-башнями. Портик ведет во вторую неглубокую удлиненную приемную комнату – тронный зал. Тронный зал с трех сторон окружен служебными и жилыми комнатами – спальня, ванная комната, лестница на второй этаж и т.д. Бит-хилани впоследствии часто встречался в ассирийской архитектуре.
57. Рельеф открытого святилища Язылы-кая (святилище близ столицы — Хаттушаш). Сер. 2 тыс. до н.э. Изображает 12 богов подземного царства.
58. Рельефный декор створки ворот в Хатуссе(Хаттушаш) — бог-громовник Тешуб. Традиция украшать скульптурными рельефами стены архитектурных сооружений впоследствии была развита Ассирией. Подробно проработаны детали мускулатуры и костюма. Один из ранних примеров, когда при профильной голове глаз изображен также в профиль.
59. Львиные ворота в Хаттушаш. Львы являются составной частью архитектуры данных ворот со стрельчатой аркой.
62. Город Дур-Шаррукан — реконструкция. Вдоль реки расположжен зиккурат (центр культовой части города) и дворец правителя, украшенный рельефами, город обрамлен несколькими рядамм крепостных стен.
63. Альтарь Тукульти-Нинурты 1 — раннее произведение, но демонстрирующее типичные для ассирийских рельефов элементы: особый тип тела, лица, костюма, передача действия как смены поз персонажем (царь подходит к алтарю, царь молится).
64. Фрагмент рельефа из тронного зала дворца Ашшурназирпала II в Пимруде (осада города), который в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. На протяжении этого этапа достигает подъема дробность изображения фигур посредством весьма плоского, едва модулированного стиля. На этом рельефе конечности и одежда фигур воплощены с помощью нанесения крупных пиний, тем не менее весь комплекс обнаруживает тщательное воспроизведение деталей при изображении чисто второстепенных элементов, таких, как головные уборы, оружие и доспехи.
65. Фрагмент рельефа «Царь Ашшурназарпал во время охоты на львов» IX век до н.э., относится к дворцу в Нимруде и хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Как и в большинстве ассирийских рельефов, эта человеческая фигура изображена с определенным статизмом величественности. Движения и анатомия животных (львов и лошадей), напротив, воссозданы с особой силой. Выделяется также та детальность, с которой выражена сила мускулов монарха, натягивающего лук, и жесткость рук возницы колесницы, энергично натягивающего поводья
66. Другой фрагмент рельефа «Царь Ашшурназарпал во время охоты на львов» воспроизводит три поставленные рядом лошадиные головы, — пластичное средство, которое позволяет создать впечатление глубины. Можно отметить также, каким образом ассирийские художники использовали чисто натуралистскую технику (детально просматриваются грива и уздечки).
67. Статуя Ашшуранацирапала 2 (Ашшурназирпал) (правил в примерно 884-859 гг. до н.э.). Отмечается высокий уровень мастерства скульптора и хороший уровень сохранности скульптуры. Изначально стояла в Храме богини Иштар. Царь изображен без короны и мы можем наблюдать его волосы и бороду большой длины. Он держит в правой руке серп, с которым в ассирийской религии изображались иногда боги, использовашие его как оружие в схватках с монстрами, в левой руке Ашшурназирпал держит жезл, который символизировал власть, дарованную богом Ашуром. На груди — надписи, говорящие о титулах, гинеалогии и военной кампании, которую Ашшурназирпал вел от реки Тигр до горы Лебанон и «Великого моря», которое, вероятно, является Средиземным.
69. Фрагмент одной из скульптур крылатых человеко-быков (из дворца Саргона 2) — такие скульптуры распологались по сторонам от входа и выполняли охранительные функции. В отличие от позднейших персидских скульптур, у этих — пять ног, которые позволяли полноценно воспринимать скульптуру и в фас и в профиль.
70. Охота на льва. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшиилу в Борсиппе (Тиль-Барсибе). 8 век до н. э.
71. Фрагмент росписи из Тиль-Барсиба — в декоре ассириских дворцов использовались раскрашенные рельефы и росписи, однако из-за влажного климата они плохо сохранились. Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшиилу. 8 век до н.э. В Тиль-Барсибе находится зиккурат, который в Талмудической и арабской культурах ассоциируется с Вавилонской башней. Рассвет города — при Навуходоносоре 2.
73. Постройка дворца пленными и воинами. Ассирийский рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. VII век до н.э.
80. План Вавилона. Вавилон - Важный политический, экономический и культурный центрДревнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис»[6], известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках известен под именем Кадингирра. Враннединастический период — незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системы шумерских городов-государств. В XXIV—XXI вв. до н. э. — провинциальный центр в составеАккадского царства и Державы III династии Ура. В II—I тыс. до н. э. — столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноимённой области (Вавилонии). Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правления Навуходоносора II[7] (VI век до н. э.).В 539 году до н. э. занят войскамиКира II и вошёл в состав державы Ахеменидов, став одной из её столиц; во второй половине IV в. до н. э. — столица державы Александра Македонского, впоследствии — в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима; начиная сIII в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.
81. Дорога процессий в Вавилоне, реконструкция — одна из дорог в «старом городе», на входе были богато декорированные ворота, фасады зданий, выходившие на дорогу, также богато украшались, прямая и широкая дорога вела через весь город к обрамленному стенами храмовому центру, находящемуся на берегу Евфрата. Главной композиционной осью города была так называемая «Дорoга процeссий»: ширина средней, замощенной части которой составляла 7,5 м. Навуходоносор назвал эту дорогу, украшенную с особой заботой, «Аибyр-шабy» – «Врагу не добиться победы». «Дорога процессий» вела от древней крепости города на юг, по направлению к важнейшей святыне – храму бога Мардyка. Как и все улицы Вавилона, она проходила между глухими стенами, но здесь они были расчленены выступами и декорированы.
82. Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н.э. По приказу Навуходоносора в северной части города. Именно около этих ворот начиналась дорога процессий. Ворота украшены поливным изразцовым кирпичом, на синем фоне — драконы, быки и прочие животные-символы богов, а также орнаменты. В отличие от Ассирии в искусстве Вавилона преобладает религиозное, а не светское начало. Разные части кирпичей отличаются не только цветом, но и рельефной фактурой.
85. Зиккурат Этеменанки («дом основания земли и неба»), «Вавилонская башня», реконструкция, архитектор Арадаххешу — главная культовая посторйка Вавилона, каждый из семи ярусов окрашен в свой цвет, наверху — храм верхного бога — Мардука.
87. Декоративный рельеф из поливного (изразцового) кирпича из дворца Навуходоносора 2 в Вавилоне. В отличие от декора ассирийских дворцов, где преобладали сцены войны и охоты с участие правителя, здесь изображены животные, как вдоль дороги процессий, растения и орнаменты. В искусстве Вавилона светское начало было не так сильно, как в Ассирии.
88. Персеполь. древнеперсидский город, возникший в VI—V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. В Персеполе был водопровод и канализация, при его строительстве не использовался труд рабов. В городе сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами. Александр Великий завоевал Персеполь в 330 г. до н.э. Город был очень богатым, Плутарх пишет, что А. Великому понадобилось 10000 мулов и 5000 верблюдов, чтобы вывезти все сокровища Персеполя.
89. Ападана. Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покорённых народов. Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображён восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс. Сама ападана представляла собой большой зал, окружённый вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.
90. "Шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот. Прежде, чем возводить город была разработана система водоснабжения и канализации – первая в древнем мире. На строительстве работали, прежде всего, рабы. Но Дарий, как и Кир, оплачивал их труд. Город был защищен тройной системой укреплений, в том числе линией стен и башен, проходивших по гребню горы.
91. Рельеф вдоль лестницы в дворцовом комплексе в Персеполе — военоначальники, идущие на прием к правителю. Они как бы «поднимаются по лестнице» - создается эффект игры с реальными людьми, идущими на прием к царю, которые «повторяют» изображение.
94. Пропилеи царя Ксеркса в Персеполе (Иран), т.н. «Ворота всех стран». Первая половина V в. до н. э.
95. Капитель колонны из дворца в Сузах — украшена протомами быков и орнаментом. Для персидских дворцовых комлексов характерны многоколонные залы с ьогато украшенными капителями. Протома - изображение передней части тела животного или мифологического существа.
96. Эламские гвардейцы Артаксеркса — фрагмент дкора из рельефного поливного (изразцового) кирпича. Такой кирпич использовался в Ассирии (редко) и в Вавилоне (был широко распространен), но в Персии гораздо богаче колористическая гамма. Также в олтичие от Вавилона, где из такого кирпича выкладывалии орнаменты и ряды животных, здесь из него выложены и фигуры людей.
97. Персия. Крылатый лев с бараньими рогами и задними лапами грифона, эмалированный кирпич.Искусство Ахеменидского Ирана. VI - III века до н.э.