Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в.

1 месяц ago Enottt Комментарии к записи Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в. отключены

Творчество Карла Павловича Брюллова выпало на первую половину XIX в. Известный живописец был сыном академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова (1760–1833). В 1809—1821 гг. К.П. Брюллов проходил обучение в Императорской Академии художеств. Его учителями стали Андрей Иванович Иванова (1775–1848 гг, отец живописца Александра Андреевича Иванова), А. Е. Егоров (1776-1851), В. К. Шебуев (1777-1855). Писал в таких жанрах как‎ ‎историческая живопись‎, ‎портрет. В творчестве К.П. Брюллова отражены такие стили как ‎академизм‎, ‎романтизм‎, ‎классицизм.

К.П. Брюллов закончил Академию с большой золотой медалью за картину «Явление Аврааму трех

Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821. ГРМ
Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821. ГРМ

Ангелов у дуба Мамврийского», благодаря чему с 1822 по 1834 г. как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии. Освоение художественного пространства Европы русскими художниками, архитекторами, инженерами началось еще в начале XVIII в. и продолжалось в последующие столетия. С особым благоговением относились к Италии как стране классического искусства. Посещение Италии с целью завершения художественного образования, полученного в Императорской Академии художеств, стало обязательной частью учебного академического курса. Пребывание в Италии предполагало техническое совершенствование, создание самостоятельных работ, знакомство с художественными сокровищами. Художники из России рассматривали художественные коллекции Ватикана, Шара, Боргезе не только как источник высокого наслаждения, но и как способ повышения профессионального мастерства.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

В итальянский период была написана «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную Гран-при на парижском Салоне в 1834 г. Европейское признание картины Брюллова «Последний день Помпеи» было приравнено современниками к успехам России на полях сражений (Художественная газета. 1837. № 17, 18. С. 293). Помимо этого был создан ряд известных парадных портретов, а также многочисленные сценки из жизни итальянского народа.

В 1836—1849 гг. К.П. Брюллов преподавал в Императорской Академии художеств. Смыслом педагогической деятельности художника были развитие и раскрытие индивидуальности ученика в обучении по определенной К.П. Брюлловым схеме – психологический анализ как достижение реализма. Брюллов обновил академическую методику и внес изменения в метод, что повлияло на развитие русской живописи второй половины XIX века. Учениками К.П. Брюллова были Николай Николаевич Ге (1831–1894), Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866), Павел Петрович Чистяков (1832–1919), Павел Федорович Плешанов (1829–1882), Яков Федорович Капков (1816–1854), Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859).

В это же время исполнил ряд портретов деятелей русской культуры: Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1836-1837), В. А. Жуковского (1837), И. А. Крылова (1839). Очевидный подъем русской академической школы в 1830-х гг., как справедливо полагал А. Бенуа, был связан прежде всего с творчеством Карла Брюллова и Федора Бруни (см.: Бенуа. Русская школа живописи XIX века. С. 100).  В 1843—1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге, завершенных П. В. Басиным (1793–1877). С 1850 г.  и до конца жизни работал в Италии.

К.П. Брюллов был мэтром романтизма в русском искусстве XIX в. Романтизм – художественное движение, аккумулировавшее изменчивость мира, его внутреннюю динамичность. Неудивительно, что его эмоциональная окраска – в том числе и у русских художников – была неизменно противоречивой. У одних живописцев первой половины XIX века (Кипренский, Сильвестр Щедрин) преобладала светлая грань мироздания – надежды на благостное освобождение, у других (поздний Федотов) – страх пред накатывающей темной волной, у третьих (Брюллов, Бруни, ранний Айвазовский) – сплетение этих сторон, очарованность тайной, скрывающейся за всем по настоящему грозным.

К.П. Брюллов также ввел в академическую живопись так называемый итальянский жанр – тематическая разновидность бытовой, или жанровой живописи. Наименование «итальянский жанр» традиционно закреплено за обширной группой произведений, содержание которых в идеализированном виде отражает повседневную жизнь в Италии – «отечестве красоты», как называли страну «нетленной классики». Для академизма итальянский жанр стал своеобразной опытной площадкой, где были впервые опробованы художественные идеи и изобразительные мотивы, развивавшие в новом, реалистическом ключе академическую доктрину.

Брюллов К.П. Автопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галерея
Брюллов К.П. Автопортрет (1848). Москва, ГТГ

Живопись К.П. Брюллова отличается особой манерой исполнения и колористическими решениями, характерными лишь для руки этого мастера. Никому из учеников и многочисленных подражателей не удалось передать в своих полотнах определенную цветовую гамму, сочетающую в себе холодные и теплые, или даже горячие насыщенные оттенки.

Творчество К.П. Брюллова стало блестящим завершением эпохи романтизма в российском искусстве. Гармоническая цельность и красота мира  классицизма и раннего романтизма сменилось всей полнотой трагизма и конфликтности жизни. Большой интерес в выборе сюжета проявлялся к сильным страстям, историческому жанр, но теперь главной

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830. ГРМ
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830. ГРМ

темой стала не борьба классических героев, а судьбы целого народа, простых граждан и т.д.

Как выдающийся мастер парадного и камерного портрета, К.П. Брюллов прошел путь эволюции романтического направления от ранних произведений, полных  («Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», 1830 г.) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России» (Великий Новгород, 1862 г.), К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.


Источники:

  1. Острой О. С., Изобразительное и прикладное искусство : Рус. справ. изд., середина XVIII- конец XX вв. : Аннот. указ / О.С. Острой, И.Х. Саксонова; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. – 903 с.
  2. Порудоминский В. И. Брюллов : Жизнь замечательных людей / В. И. Порудоминский. – Москва : Мол. гвардия, 1978. – 350 с.
  3. Сомов А.И., Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве / [Соч.] А. Сомова. — Санкт-Петербург : Т-во худож. печати, 1899. – 41 с.
  4. Маслов К истории возрождения «Византийского стиля» в русской церковной живописи. И. М. Снегирев
  5. Глеб Поспелов О двух этапах русского романтизма 331-342
  6. Яйленко Е. «Отечество красоты» Опыт итальянского жанра в сложении художественной концепции академизма 149-185
  7. Семенова Ю.А. Педагогическая деятельность К. П. Брюллова. С. 172-177.
  8. Калякина А.В. Русские художники в итальянских музеях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2. С. 116-126.

Автор: Екатерина Орлова