К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ

4 года ago Enottt Комментарии к записи К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ отключены

«Картина Брюлова — одно из ярких явлений 19 века.
Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей
долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии.»

– Н.В. Гоголь. «Последний день Помпеи» (Картина Брюлова)».

Картина «Последний день Помпеи» российского живописца Карла Павловича Брюллова (1799–1852) создавалась в итальянский период его творчества – с 1827 по 1833 гг. Изобразительной функцией рассматриваемой картины можно назвать описание определенного исторического сюжета, а экспрессивно-декоративной функцией – отражение чувств и эмоций, связанных с вдохновившим художника трагическим событием – извержением вулкана Везувий и гибелью нескольких близлежащих городов в 79 г. н.э.

Картина принадлежит станковому роду живописи и в качестве основы для нее служит холст. Полотно выполнено в технике масляной живописи, характерной для произведений К. П. Брюллова. Картина имеет форму вытянутого по горизонтальной оси прямоугольника размером 456,5 × 651 сантиметров.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

Передний план картины и ее фон имеют две отличных друг от друга цветовых гаммы. В первом случае это холодные светлые тона кожи, одежд, архитектурного убранство, а во втором же – мрачные красные и черные краски неба и пепла. Несмотря на насыщенность цветовой гаммы, преобладает тональный колорит.

Объемность полотну придает сложное использование К.П. Брюлловым двух источников света. Первый зритель может увидеть своими глазами – это красный свет полыхающего неба на заднем плане. Второй на полотне отсутствует – это холодный свет, падающий на центр картинного поля из верхнего правого (относительно зрителя) угла.

Хотя экспрессивность и драматургия полотна «Последний день Помпеи» не свойственны классицистической живописи, можно отметить, что К.П. Брюллов берет традиционный именно для этого направления тип композиции – заключенный в треугольник цикл эпизодов. В качестве эпизодов выступают изображенные на картине группы персонажей – каждая группа имеет самостоятельный нарратив. Отличительной чертой данного произведения является отсутствие главного героя, концентрирующего на себе внимание зрителя. Взгляд зрителя должен блуждать по всем персонажам картины, проникаясь историей каждого. Тем не менее полотно имеет смысловой центр – фигуру мертвой женщины, лежащей в сложной позе (голова повернута к зрителю, ноги оказываются выше головы), и фигуру живого младенца, на которого остальные персонажи произведения не обращают внимания. Данный эпизод предрекает судьбу всех изображенных персонажей.

Действие картины происходит на улице древнего города Помпеи. Перед зрителем разворачивается перспектива этой улицы, а постройки по обеим сторонам служат композиционными кулисами. Диагонали описываемой перспективы вторят упоминаемому ранее треугольнику из эпизодов. Архитектурное убранство же формирует диагонали, диссонирующие с «гранями» треугольника на переднем плане. Здесь стоит добавить, что персонажи картины двигаются в разных направлениях, и вместе с диссонансом диагоналей это движение создает атмосферу хаоса.

Произведение содержит элемент включения зрителя. В левой части картины на втором плане изображена «гробница» Авла Умбриция Скавра (по некоторым источникам «дом» Авла Умбриция Скавра) – памятник древнеримской архитектуры, который К.П. Брюллов видел во время поездки на место раскопок города Помпеи. Этот памятника был известен многим современникам живописца и являлся не только элементом включения зрителя в сюжет картины, но и элементом сопричастности к историческому факту.

Несомненно стоит отметить и смотрящую прямо на зрителя женщину, глаза которой передают ужас от осознания происходящего в данный момент события. Также мы  видим автопортрет самого К.П. Брюллова – римского художника с ящиком красок на голове, смотрящего на внешний источник света, несущий опасность. Эти три элемента – архитектурный памятник, смотрящий на зрителя персонаж и сам художник – составляют единое звено композиции, находящееся чуть в глубине картины и затягивающее зрителя в сюжет.

Стоит отметить, что зеркальное отображение картины доказывает обоснованность выбора К.П. Брюлловым всех перечисленных композиционных решений. Здесь становится очевидной еще одна диагональ, которую в силу естественности ее расположения художником зритель не замечает на оригинальном изображении. Эта диагональ выражена потоком лавы, снисходящим от внешнего источника света в правой части картинного поля. Данное направление диагонали добавляет напряжение атмосфере полотна. В зеркальном отображении этот эффект теряется, а часть композиции с архитектурным убранством (в том числе «гробница» Скавра), оказывающаяся в правой части картины, притупляет динамику всего изображения.

Помпеи – богатый древнеримский  город, расположенный близ Неаполя. Вместе с несколькими близлежащими городами и селениями, среди которых были такие известные ныне археологические памятники как Стабии и Геркуланум, был погребен во время извержения вулкана Везувия 24 августа 79 г. После этой катастрофы Помпеи более чем на пятнадцать веков фактический скрылись с лица Земли и из памяти человечества. Систематические раскопки открыли миру Помпеи лишь в 1748 г., когда военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические изыскания. Открытие древнего города стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных представителей науки, литературы и искусства.

Карл Брюллов работал над «Последним днем Помпеи» в течение шести лет — с 1827 по 1833 гг. Весь процесс написания полотна проходил в Италии, где живописец жил с 1822 г. как пенсионер Императорской Академии художеств. К.П. Брюллов впервые оказался на месте раскопок в 1827 г., что произвело на него неизгладимое впечатление, как некогда на Жака-Луи Давида. Именно так появилась идея создания полотна на историческую тему, способную потревожить душу зрителя. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники, возвращался к местам раскопок, работал с натурщикми-итальянцами, пытаясь отыскать образы их предков.

В 1833 г. картина была представлена широкой публике на выставке в Милане и произвела фурор. Уже в 1834 г. картина был выставлена на парижском Салоне, где критика искушенного французского общества оказалась сдержаннее итальянской. Тем не менее К.П. Брюллов был удостоен золотой медали французской Академии художеств. Полотно стало широко известным в Европе и в том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург.

Картина «Последний день Помпеи» была выставлена года в Круглом зале российской Академии художеств 11 июня 1836 г. Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, К.Н. Батюшкова и др. Заказчиком и владельцем картины был граф Анатолий Николаевич Демидов (1812 — 1870), известный российский меценат, большую часть жизни проведший за пределами России. А.Н. Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. В 1897 г. полотно было переведено в Русский музей, в основной экспозиции которого выставляется и по сей день.


Список использованной литературы:

  1. Гоголь Н. В. Последний день Помпеи. // В книге: Полное собрание сочинений в 14 томах, том 8. Статьи. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 107—114.
  2. Покутняя М.В. Помпеи в живописи XVIII-XIX веков // Романо-германская филология и межкультурная коммуникация Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов, аспирантов. Белгород, 2018. С. 158-161.
  3. Порудоминский В.И. Брюллов. М.: Мол. гвардия, 1979. 350 с.
  4. Поташева К.А. Образ «пылающего Везувия» в художественном мир А. С. Пушкина, м. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова // Грамота. 2015. № 6 (48): в 2-х ч. Ч. 2. С. 133-137.

Автор: Екатерина Орлова