«Митьки» как художественное объединение

4 недели ago Enottt Комментарии к записи «Митьки» как художественное объединение отключены

«Митьки» — экспериментальное товарищество ленинградских художников, образованное в 1982 году.  Позднее — субкультура, которая сформировалась на основе их принципов мировоззрения. Изначально в неформальное «политбюро» группы «Митьки» входило три художника — Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарёв и Александр Флоренский.

Группа создалась как пародия на авангардистский проект. Начался он, как и положено, с манифеста, которым можно считать текст Владимира Шинкарева «Митьки», где в качестве эталонного митька выведен его друг по кочегарке и прочим интересам Дмитрий Шагин.  Будучи оператором котельной и скучая в этом добровольном заточении, Шинкарёв написал роман, сказку и нечто вроде сатирического памфлета на своего товарища по работе и собрата по кисти Дмитрия Шагина. Шагин, воспетый Шинкарёвым как истинно русский психотип добродушного, ленивого и пьющего мужчины превратился в своеобразную ролевую модель для целой компании художников, сформировавшейся ещё в Средней художественной школе.

«Собрались приятели-художники и стали делать выставки, но нередко это выглядело так, будто живопись — только декорация для всеобщего веселья. Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как митьки тусуются. Ясно, что для популярности художника имидж — куда важнее качества живописи, — недоброжелатели вскоре стали вовсе отрицать значимость живописи митьков — мол, на имидже выехали.  Да нет, извините, прекрасная у нас была живопись».

Владимир Шинкарев, художник, автор книги «Митьки» 

Среди художников, входивших в первый состав объединения в 1986 году — А.С. Семичов, В.И. Тихомиров, А.О. Флоренский, О.А. Флоренская, В.Е. Яшке.

Живопись «Митьков» 1980-х — это «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

Выработалась определённая иконография «митька», определился круг излюбленных тем, проходили групповые выставки. В группу «Митьки» входили самые разные художники, объединённые не философской концепцией и теоретическими постулатами, а скорее дружеским взаиморасположением. Излюбленные герои митьковской живописи и литературы — матросы и красноармейцы.

В этот период «Митьки» создают не просто «картины», «полотна», чье место в музее, они творят целостную систему культуры, включающую в себя и философию, и образ жизни, и манеру общения, и этические нормы и правила. Мало того, они живут в этой порожденной их творческим «Я» вселенной. Художники — пусть и в несколько шутливой, ироничной форме — возрождают, казалось бы навсегда утерянные традиции «античного любомудрия», когда жизнь философа и его идеи составляли единое целое, когда способ философствования и способ бытия человека взаимоопределяли друг друга. Недаром «митьки» называют себя «художниками поведения».

Согласно теории митьковского движения в корне всего их творчества лежит эпическое настроение простой русской души, искусство Митьков архитипично – понятно каждому. Большое влияние на их творчество оказывает окружающий их мир, любимые песни, цитаты из кинофильмов, их собственное поведение. Язык их живописи почти публицистичен, он полон точных характеристик различных типажей и персонажей, сильно воздействует на зрителя, в нем сочетается юмор и трагизм, а также оптимизм, несмотря на довольно сумрачную окружающую их действительность. В своих картинах художники обращаются к историческим, литературным, кинематографическим сюжетам, также создают произведения на темы самого митьковского движения.

И хотя художественный почерк каждого из авторов индивидуален, всех их объединяет общий лаконичный стиль, с четким линейным рисунком.

Искусство Митьков с годами претерпело изменения, в своем творчестве они все больше обращаются к его истокам, к традиции отцов, романтике, воспетой «Арефьевским кругом». Нежный колорит, богатство приглушенных оттенков и выбор сюжета, подсказанного когда-то учителями, водившими их на прогулки по непарадным местам города, ставит Митьков в один ряд с самыми тонкими живописцами Петербурга, их искусство уже сложно назвать примитивным, термином, который так часто употребляли, вспоминая о Митьках в 90-е годы 20 века.

С 1985 года «Митьки» официально принимали участие в экспозициях ТЭИИ (Товарищество Экспериментального изобразительного искусства). С конца 80-х годов выставки Митьков стали проходить регулярно, в том числе на ежегодных экспозициях в ЦВЗ Манежа. В Москве в 1988 «Ретроспективная выставка» в Выставочном зале Союза Художников на Кузнецком мосту. В 1988 году «Ретроспективная выставка» в ДК Железнодорожников, Ленинград. В 1989 г. Экспозиция на выставке «40 лет Ленинградского авангарда. От неофициального искусства к перестройке» ВК ЛЕНЭКСПО, Ленинград.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Среди огромного списка выставок Митьков особо значимой является «Ретроспективная выставка к 10-летию движения», прошедшая в 1993 году в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге (Россия), которая показала, что творчество этой группы уже заняло свое почетное место в истории русского искусства. Сами того не ожидая, Митьки превратились в противоположность своего мифа, в заслуженных деятелей искусства, которых ценят музеи, о которых пишут статьи и книги критики. Конечно, в том, что Митьки добились такого успеха, есть и временной аспект, 25 лет спустя начала их деятельности художники органично стали классиками неофициальной петербургской культуры 20 века, превратившись в историю.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться.

Первый состав «Митьков» образца середины 1980-х распался в 2008 году, когда о выходе заявил Владимир Шинкарёв — автор манифеста и изобретатель самого слова «митьки». Но группа «Митьки» на этом не закончилась. Объединение повел вперед Дмитрий Шагин, и с этой функцией он справляется успешно: устраивает выставки, дает интервью, создает информационные поводы, принимает в ряды новых братушек, да и в целом не дает забыть «Митьков».

В настоящее время группа художников «Митьки» занимается активной выставочной деятельностью, принимает участие в различных культурных проектах, проводит мастер-классы, занимается литературным и музыкальным творчеством. В 2008 году при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга стартовала новая передвижная выставка «Петербург. Остановки по требованию. Она с большим успехом прошла в музеях городов: Старая Ладога, Псков, Великие Луки, Печоры, Великий Новгород.

Арт-центр «Митьки»

В 2006 художники справили новоселье – Валентина Матвиенко, бывшая тогда губернатором Петербурга, выделила им под творческий центр помещение в центре города на улице Марата 36.

Здесь проходят временные выставки, и постоянные, и чтения, на «Ночи в музее» всегда большой концерт с перформансами, и по субботам с 17.00 до 20.00 свободный вход для всех. Проводятся выставки художников, творческие и поэтические вечера, концерты, презентации, мастер-классы. Основное направление деятельности арт-центра — современный авангард и независимое искусство.

Арт-центр занимает квартиру площадью около 200 кв.м., где представлено около 300 картин. Здесь можно встретиться со старожилами и основателями движения, с молодыми художниками, а также купить понравившуюся картину.


  1. Митьки, описанные Владимиром Шинкаревым и нарисованные Александром Флоренским. СПб, 1990.
  2. Митьки. Рождённые в СССР. https://tanjand.livejournal.com/2191806.html
  3. Художники объединения «Митьки». Аукционные цены. — https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150916_mitki.html
  4. Шагина Е. Творческое объединение «Митьки» — ИСТОРИЯ. https://vk.com/topic-20482116_23402937
  5. Краткая история митьков: 30 лет братушек и сестренок. — https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kratkaya-istoriya-mitkov-30-let-bratushek-i-sestrenok/