Радославлево Евангелие (1428 — 1429, Сербия \ РНБ, F.I.591)

2 месяца ago Enottt Комментарии к записи Радославлево Евангелие (1428 — 1429, Сербия \ РНБ, F.I.591) отключены

Евангелие Радослава — рукопись Евангелия 1429 года, которая была подготовлена по просьбе сербского князя Радослава священником Феодором, сербским монахом-писцом из Далши. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (F.I.591).

История

От рукописи сохранилось 12 страниц. Они являются частью монументальной рукописи из четырех рукописей, созданной в Сербии в конце третьего десятилетия 15-го века, а также свидетельством ценности и красоты всего кодекса. К ним относятся авторские портреты евангелистов, начало Евангелия от Иоанна и обширная запись стенограммы, которая, помимо литературной и документальной ценности, дает некоторую информацию о происхождении книги.

Написано полуунциалом. Рукопись была известна в профессиональной литературе под разными названиями: Радославское Евангелие — от художника, Ленинградское сербское Евангелие — от того места, где она хранится, Евангелие от священника Висариона, Тетраевангелие Инока из Далши — от писца.

В 1883 году рукопись поступила в Императорскую публичную библиотеку вместе с материалами, собранными архиепископом Порфирием Успенским.

Оформление

Иллюминирование рукописи включает в себя 4 портрета евангелистов: на листе 1r — изображение Матфея, на листе 2r — Марк, на листе 3r — Лука, на листе 4r — Иоанн. Лист 5r имеет заставку в цветах на золотом фоне и великолепный красочный инициал, выполненный с использованием золота. Заголовок, одна маленькая заглавная буква в тексте и крестики (вместо знаков препинания) написаны золотом. Лист 6r содержит начальную букву киноварью.

Радославлево Евангелие является одним из самых известных памятников древнерусского сербского рукописного наследия. Оформление рукописи наглядно демонстрирует традиции византийского искусства периода Палеологов Византии. Портреты евангелистов раскрашены в цвета на золотом фоне. Традиционные символы евангелистов, а также изображение Софии-Мудрости с ореолом двух пересекающихся ромбов, изображены вместе с ними. Эта иконография не уникальна, персонификации мудрости хорошо известны в греческой и южнославянской, особенно сербской, иконографии. На каждом из четырех портретов соприкасаются головы Евангелиста и Софии-Мудрости, которые символизируют их духовное единство и прямую передачу божественного вдохновения, нисходящего на Евангелиста.


http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Serbian_Manuscripts/show.php?i=8168AAF3-FC6A-4032-9860-8EF24AFBB162&l=3