- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» в Манеже Малого Эрмитажа 17 июля — 20 октября 2019 г.

Собрание Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли (1809 – 1880) считалось одной из самых значительных частных коллекций XIX века. Оно выделялось многочисленностью и качеством входивших в нее экспонатов – античных ваз, предметов из бронзы, в том числе вооружения, античной и ренессансной скульптуры, живописи – всего порядка 12 000 артефактов, многие из которых можно причислить к шедеврам.

Следуя традициям аристократических семей Рима, Джованни Пьетро Кампана преумножил скромную коллекцию произведений искусства древности, завещанную ему отцом и дедом. С конца 1820-х до 1850-х годов маркиз провел ряд археологических раскопок в Риме, области Лацио и этрусских городах Вейи и Черветери, где обнаружил много предметов, ставших впоследствии шедеврами его собрания. Эти открытия позволили ему занять видное место в истории итальянской археологии XIX века. Не ограничиваясь приобретениями, сделанными во время раскопок, Кампана активно покупал предметы искусства древности и на антикварных рынках, как лично, так и посредством широкой сети агентов, работавших на него от Этрурии до Сицилии.

Коллекция маркиза Кампаны, получившая название Музеум, благодаря своему энциклопедическому разнообразию и численности, формировавшаяся на протяжении более тридцати лет, которые совпали с движением за освобождение Италии от иностранного господства и ее объединение – Рисорджименто, стала символом национального культурного достояния Италии.

Имя Кампаны стало широко известно в научных кругах, его музей мечтали посетить коллекционеры, аристократы, специалисты и любители искусства. Однако в ноябре 1857 года Джованни Пьетро Кампана, который с 1833 года занимал должность директора ключевого финансового учреждения Папской области, ссудной кассы Монте-ди-Пьета в Риме, был обвинен в растрате. Его художественная коллекция была конфискована и выставлена на продажу в 1861 году для возмещения понесенных убытков. Рассеяние коллекции по Европе вызвало эмоции, свидетельствующие о её важности для итальянского и европейского культурного сознания.

Часть коллекции Кампаны приобрёл император Александр II для Эрмитажа, обогатив его собрание шедеврами античного искусства, сюда вошли «565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие и 77 мраморов» и фрески школы Рафаэля. Значительная часть собрания была продана Наполеону III и в 1863 году передана в Музей Лувр. Произведения коллекции маркиза пополнили также собрания Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Остальное рассеялось среди частных коллекционеров. Многие предметы из коллекции Кампана, такие как Мадонна с младенцем Боттичелли, были позже сгруппированы в Пти-Пале в Авиньоне, который открылся в 1976 году.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно c Музеем Лувр и включает свыше 400 экспонатов. Наряду с шедеврами эрмитажного собрания – знаменитой коллекцией ваз и скульптуры, включающей всемирно известные антики – гидрия «Царица ваз», бюст Антиноя, крышку погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статую Афродиты с Эротом, Музей Лувр представит такие известные произведения, как этрусский саркофаг супругов, рельефы Кампаны, фрагмент Алтаря мира, этрусские ювелирные украшения, живописные работы Тадео Гади, Паоло Венециано, Доменико Гирландайо.

 На выставке подчеркивается влияние коллекции Кампана в декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX века.


Превью: Золотая фибула, Греция, ок. 630 г. до н.э., из коллекции Кампана в Лувре.  https://it.wikipedia.org/wiki/Giampietro_Campana#/media/File:Gold_pin_figure_Louvre_Bj954.jpg

  1. https://www.louvre.fr/expositions/un-reve-d-italiela-collection-du-marquis-campana
  2. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2019/kampana/