Евангелие Мугни (Армения, 1060 \ Матенадаран, Ms. 7736)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Евангелие Мугни (Армения, 1060 \ Матенадаран, Ms. 7736) отключены

Евангелие Мугни — армянский манускрипт 2-й половины XI века (1060 г.), один из самых известных памятников анийской школы рукописной книги. 301 лист размером 42 × 32,5 см.

Памятная запись Евангелия Мугни неполная и не даёт указаний о времени и месте его написания. Но исключительное сходство его хоранов с хоранами Евангелия 1053 года, созданного в Сандхкаванке, столь несомненно, что надо говорить не просто о близости стиля, а об одном скриптории или даже об одном художнике. Примечательно, что в обеих рукописях совпадает имя писца — Ованеса.

Первые строки каждого Евангелия написаны золотом. Первые буквы щедро украшены и расписаны. Книга кажется перегруженной миниатюрами и украшениями. Насыщенные цвета, выразительные фигуры и причудливые архитектурные фоны отличают его от более стилизованной и декоративной византийской манеры украшения рукописей.

Рукопись содержит десять канонических изображений, одиннадцать миниатюр и четыре авторские картины. Люди в миниатюрах, которые заполняют весь формат листа, появляются перед реалистичным пейзажем на заднем плане или перед фоном здания. Цвета преимущественно желто-коричневые, синие и зеленые. Деревья символизируют сад, где Мария Магдалина встретила воскресшего Иисуса Христа, которого она считает садовником. Между реалистично изображенными цветами и животными существуют также различные мифические существа, которые, вероятно, должны превращать земной сад в райский сад. Всего в евангелиях Мугни насчитывалось 34 настоящих и фантастических вида животных.

Евангелие Мугни прекрасно отражает своим стилем — нарядностью и богатством миниатюр с применением золота и дорогих красок, утончённым вкусом и высоким профессионализмом — атмосферу общего расцвета армянской культуры при Багратидах. Евангелие Мугни оставляет впечатление торжественности и монументальности, которое создаётся и крупными размерами манускрипта (42 × 32,5 см) и самим характером миниатюр. Их композиции ясны и тяготеют к симметричности. Равновесие подчёркивается и характером распределения красочных пятен. Крупные фигуры величественно выделяются на тёмно-голубом фоне. В самом колорите и во всём стиле исполнения — в широкой и лаконичной манере — чувствуется влияние монументальной живописи. Л. А. Дурново убедительно отмечает большое сходство миниатюр Евангелия Мугни с нижним, то есть самым ранним слоем стенописи в Ахтале.

Та же монументальная торжественность, отмеченная в сюжетных миниатюрах, характерна и для хоранов Евангелия Мугни. Они имеют богатый, даже чуть перегруженный декор. Крупный антаблемент, несколько тяжёлый для высоких и тонких колонн, на которые он опирается, заполнен самыми различными мотивами. В люнетах, образованных аркой внутри заставки, помещены изображения всевозможных животных, как реальных, так и фантастических. Крылатые грифоны, сенмурвы и сфинксы соседствуют здесь со слонами, козами и зайцами. Они то застывают в геральдической композиции, то двигаются друг за другом в орнаментальных кругах. Птицы различных видов сидят над хоранами, и среди них — павлины с распущенными хвостами в виде золотых дисков, словно украшенных драгоценными камнями, и птицы, держащие в клювах свитки с надписью. В одном из хоранов представлена даже целая «речная сцена».

В миниатюрах, в определенных сценах, жизнь Христа рассказывается в хронологическом порядке в соответствии с изобразительной традицией в форме репрезентации, типичной для армянского книжного искусства XI века.


  • http://armenianstudies.csufresno.edu/iaa_miniatures/manuscript.aspx?ms=M7736G
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Mugni_Gospels
  • Дрампян И. Р. и Корхмазян Э. М. Художественные сокровища Матенадарана. М., «Искусство», 1976.