«Бубновый валет» и другие художественные объединения в русском искусстве 1910-х гг.

1 месяц ago Enottt Комментарии к записи «Бубновый валет» и другие художественные объединения в русском искусстве 1910-х гг. отключены

Русское искусство 1910-х гг.

Группировки и движения творческой деятельности имеют исходное значение для ориентации в истории

Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год
Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год

искусства 1901-1917/1918 годов. Именно в это время впервые образуется невиданная ранее множественность художественных движений, развивающихся несколькими рядами. Сколь бы ни было подготовлено это явление развитием искусства конца 19 века, особенности противоречивого, неустойчиво-лихорадочного движения художественного творчества в первые десятилетия 19 века определяются прежде всего и главным образом обстоятельствами сегодняшнего дня и приближающегося будущего. Искусство тех лет развивается, не только отражая зримую сиюминутную ситуацию, но и с сейсмографической чуткостью улавливая движение сил, которым предстояло прийти в открытое столкновение в грядущих социальных и национальных драмах мировых войн и социалистических революций. В нем формируется движение, обретающее новую демократическую социальную основу, устанавливающее непосредственную связь с революционными рабочими партиями, проникающееся идеями социализма и не только отражающее революционную борьбу народа, но и участвующее в ней своими средствами. В народном творчестве стран Европы, крестьянском в своей основной массе, развивается нечто существенно новое — городской фольклор. Наконец, в профессиональном искусстве опять-таки в первые десятилетия 20 века со всей отчетливостью вырисовываются принципиальные позиции явлений, имеющих гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления.

Творческое объединение «Бубновый валет»

Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы»)

А. Лентулов. Василий Блаженный, 1913
А. Лентулов. Василий Блаженный, 1913

порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова.

В декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке состоялась выставка под названием «Бубновый валет», организованная по инициативе Д. Д. Бурлюка и М. Ф. Ларионова группой бывших учащихся МУЖВЗ. Выставка, название которой по мнению организаторов символизировало «молодость и страсть», во многом носила эпатажный характер и демонстрировала различные новаторские устремления московской молодежи. Преобладали на ней работы примитивистского направления, главным выразителем которого стал Ларионов, развивавший в своем творчестве традиции народного лубка и провинциальной вывески.

Участники выставки: В. С. Барт, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, С. Гончарова, П. П.

Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910. ГРМ
Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910. ГРМ

Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. Лобанов, К. С. Малевич, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, А. Ф. Микули, А. А. Моргунов, H. Е. Роговин, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, Б. А. Такке, P. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, Л. В. Штюрцваге (Сюрваж), В. Р. Эйгес, А. Экстер, а также члены русского мюнхенского кружка Г. Бехтеев, Э. Босси, М. В. Веревкина, В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, А. Г. Явленский и французы А. Ле Фоконье, А. Глез, Л.-А. Моро и др.

В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911.

Р. Р. Фальк. Пейзаж с парусом. 1912
Р. Р. Фальк. Пейзаж с парусом. 1912

Членами-учредителями стали П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков и В. В. Рождественский. Председателем правления был избран Кончаловский (позже его сменил Куприн), секретарем — Машков, казначеем — Куприн. Впоследствии в правление входили также Рождественский, Лентулов, Фальк и М. С. Родионов. К концу первого года общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Его почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.

Группа Ларионова (Барт, Гончарова, Роговин, Скуйе и др.), выступавшая против преобладающих в обществе тенденций «сезаннизма» и «западничества», не вошла в него и весной 1912 устроила самостоятельную выставку «Ослиный хвост».

В 1912 году художники, тяготевшие к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич и другие), организовали выставку и объединение под названием «Ослиный хвост». Раскол «Бубнового валета» произошел по

А. В. Куприн. Натюрморт с книгами и свечой. 1911–1912
А. В. Куприн. Натюрморт с книгами и свечой. 1911–1912

принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Со временем обе группы оказались в непримиримой вражде, разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов».

В дальнейшем выставка «Бубновый валет» рассматривалась Ларионовым как первая в цикле выставок его группы, демонстрировавших последовательные стадии движения от примитивизма к беспредметничеству («лучизму» и «пневмо-лучизму»). В то же время деятельность общества «Бубновый валет» стала мишенью для постоянных полемических атак Ларионова и Гончаровой.

Н. Е. Кузнецов. Гранаты и яблоки. 1916
Н. Е. Кузнецов. Гранаты и яблоки. 1916

23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке открылась первая выставка общества «Бубновый валет», на которой побывало 8 тысяч посетителей, причем около двадцати работ с нее было продано видным московским коллекционерам, что свидетельствовало о весьма заметном успехе. Последующие выставки общества состоялись в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 (в апреле — мае 1913 эта выставка демонстрировалась в Петербурге), в феврале 1914 и ноябре — декабре 1916. В выставках помимо основного ядра общества участвовали его действительные члены и экспоненты: Е. А. Агафонов, К.К. Алексеева, Н. И. Альтман, А. Н. Бейгуль, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. В. Гонорский, А. В. Грищенко, В. К. Долин, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. И. Кульбин, М. В. Леблан, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмеркин, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, А. Ф. Софронова, В. Е. Татлин, С. И. Толстая, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Г.

И. И. Машков. Автопортрет. 1911
И. И. Машков. Автопортрет. 1911

В- Федоров, И. С. Федотов, Б. Г. Фриденсон, Ю. И. Хольмберг-Крон, М. 3. Шагал, Н. И. Штуцер, А. А. Экстер и др., а также французские, немецкие и др. художники: Ж. Брак, К. Ван Донген, Ф. Валлотон, М. Вламинк, А. Глез, Р. Делоне, А. Дерен, Ж. Жовено, Ш. Камоэн, К. Кикерт, Э.-Л. Кирхнер, О. Кубин, Ф. Леже, А. Ле Фоконье, О. Фриез, А. Макке, Ф. Марк, А. Марке, А. Манген, А. Матисс, О. Мюллер, Г. Мюнтер, Г. Науэн, М. Пехштейн, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяк, Э. Хеккель и др.

В марте — апреле 1915 многие члены общества участвовали в обширной выставке московских авангардистов «1915-й год».

Бубнововалетцы опирались в своем творчестве на опыт Сезанна, а также испытывали влияние «постсезаннистских» тенденций в западноевропейской живописи, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Утверждая приоритет решения чисто формальных задач, они отвергали как повествовательность передвижников, так и эстетство мирискусников. Основу их эстетического восприятия составляло углубленное понимание пластической выразительности цвета, повышенная экспрессия и «тяготение к прекрасной плоти вещей» (Я. Тугендхольд).

Д. Д. Бурлюк. Портрет поэта В. Каменского. 1917
Д. Д. Бурлюк. Портрет поэта В. Каменского. 1917

Члены общества активно пропагандировали свои взгляды на диспутах, которые устраивались ими в 1912—1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов и литераторов различных направлений. На первом диспуте, состоявшемся 12 февраля 1912, прозвучали доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (прочитан Кульбиным) и Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом по докладам выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и H. С. Гончарова. Диспуты посвящались как общим вопросам современного искусства, так и конкретным событиям художественной жизни.

В марте 1913 года, в связи с открытием выставки «Мишень», Ларионов и сторонники организовали диспут под названием «Восток, национальность и Запад», где обвиняли бубновалетовцев, обратившихся к сезаннизму, в рабском подражании западному искусству, в то время как сами они стали черпать вдохновение из восточного.

Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину Репина

А. А. Экстер. Флоренция. 1914
А. А. Экстер. Флоренция. 1914

«Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. В полемике по докладу Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины Репина» (позже доклад вошел в его книгу «О Репине», М., 1913) выступили Д. Д. Бурлюк, Г. И. Чулков, Т. Ардов и сам И. Е. Репин. Диспуты зачастую принимали крайне заостренную форму. Так, после одного из них (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.

В 1913 общество выпустило сборник со статьями по искусству И. Аксенова, А. Ле Фоконье, Г. Аполлинера и репродукциями картин бубнововалетцев. В программной статье Аксенова «К вопросу о современном состоянии русской живописи» говорилось о кризисе русского искусства и содержалась резкая критика Союза русских художников и «Мира искусства». Намеченный выпуск последующих сборников не состоялся.

Л. С. Попова. Итальянский натюрморт. 1914
Л. С. Попова. Итальянский натюрморт. 1914

Со временем старожилов объединения начали вытеснять более молодые художники-беспредметники (Малевич, Татлин, Удальцова, Попова и др.), особенно когда в конце 1917 года молодое сообщество «0,10» присоединилось к «Бубновому валету». Также в группу влилось общество «Супремус».

После 1914 общество постепенно утрачивало внутреннее единство. В 1916 его покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Осенью 1917 за ними последовали Куприн, Лентулов, Мильман, Рождественский и Фальк. На собрании общества 14 (27) октября 1917 председателем правления был избран Малевич; одновременно действительными членами общества стали Л. А. Бруни, И. А. Малютин, А. А. Осмеркин, Л. С. Попова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. Однако уже 18 (31) октября группа Татлина вышла из общества, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.

В 1917 году состоялась последняя выставка объединения, причем в ней не принимал участия ни один из его основателей; это стал последний год существования объединения. В последней выставке общества, открывшейся 21 ноября (4 декабря) 1917 года, участвовали А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, H. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, М. В. Леблан, К. С. Малевич, М. И.

В. Е. Татлин. Ню. 1913
В. Е. Татлин. Ню. 1913

Меньков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, Э. Шиман и А. А. Экстер. На выставке доминировали супрематические работы Малевича и его последователей. На ее закрытии 3 (16) декабря Бурлюк, Каменский и Малевич прочитали доклад на тему «Заборная живопись». На этом деятельность общества прекратилась.

Старое ядро бубнововалетцев в 1917—1918, 1921 и 1922 участвовало в выставках общества «Мир искусства», председателем которого стал Машков. В 1923 и 1924 бывшие основатели «Бубнового валета» провели самостоятельные выставки («Выставка картин» и «Выставка картин, организованная

Н. А. Удальцова. Натюрморт с музыкальными инструментами. 1915
Н. А. Удальцова. Натюрморт с музыкальными инструментами. 1915

Российским обществом Красного креста»), а в 1925, объединившись с молодежью из числа учеников и последователей, образовали общество «Московские живописцы». В марте 1927 в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет».

В объединении „Бубновый валет“ возобладало красочное, материально-чувственное восприятие мира, претворившее влияние фовизма и не столько кубизма, из которого были восприняты некоторые приемы пластической трактовки формы, а скорее опыта П. Сезанна. В тех или иных сочетаниях эти свойства привились в широкой, темпераментной живописи П.П. Кончаловского („Сухие краски», 1912, Москва, ГТГ) и И. И. Машкова („Камелия», 1913, Ленинград, ГРМ), в исполненных в более строгой манере портретах Р. Р. Фалька („Негр», 1917, Ереван, Картинная галерея Армении) и пейзажах А. В. Куприна („Завод», 1915, Москва, ГТГ).

Гораздо более полно кубизм, по преимуществу в его аналитической фазе, проявился в творчестве художников, лишь частично связанных с „Бубновым валетом», — в жанровых композициях К. С. Малевича и в работах его учеников и последователей.

Художественные объединения 1910-х годов в России

Союз молодёжи

(Общество художников «Союз молодежи»). С.-Петербург. 1909—1913, 1917.

М. Матюшин Стог Лахта
М. Матюшин Стог Лахта

Первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда. Союз возник в ноябре 1909 по инициативе Е. Г. Гуро, М. В. Матюшина и бывших членов группы Н. И. Кульбина «Треугольник» — И. С. Школьника, Ц. Я. Шлейфера и Э. К. Спандикова. Незадолго до официального утверждения устава (16 февраля 1910) Гуро и Матюшин вышли из общества из-за эстетических разногласий с «кульбинистами», и последние заняли в нем главенствующее положение (в ноябре 1912 Матюшин вернулся в общество). На пост председателя и казначея союза был приглашен известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л. И. Жевержеев.

В соответствии с уставом, подписанным официальными учредителями общества В. И. Быстрениным, Л. И. Жевержеевым и Э. К. Спандиковым, союз ставил целью «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц,

Е. Гуро, Олень. 1908—1909
Е. Гуро, Олень. 1908—1909

интересующихся искусством».

Члены союза устроили пять выставок в Петербурге (март 1910, апрель 1911, январь 1912, декабрь 1912 — январь 1913, ноябрь 1913 — январь 1914), выставку в Риге (июнь 1910) и’ по приглашению М. Ф. Ларионова участвовали в выставке «Ослиный хвост» в Москве (март 1912), где выступили отдельной группой с самостоятельным каталогом. (За два месяца до этого группа «Ослиный хвост» дебютировала на третьей петербургской выставке «Союза молодежи»). Несмотря на то, что руководители союза придерживались линии умеренного новаторства, выставки демонстрировали, по существу, всё многообразие течений современного авангарда — от постимпрессионизма до беспредметничества.

Основное ядро участников выставок составляли В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, К. В. Дыдышко, А. М. Зельманова, П. И. Львов, К.С. Малевич, В. И. Марков (Матвей), И. И. Машков, А. А. Моргунов, С. А. Нагубников, П. Д. Потипака, О. В. Розанова, Э. К. Спандиков, В. Е. Татлин, П. В. Филоновой. С. Школьник и Ц. Я. Шлейфер. До идейного разрыва с лидерами «Союза молодежи» (1913) в выставках участвовали H. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов, через которых осуществлялась связь между петербургским и московским авангардом.

Волдемар Матвей. Красное и черное. 1913
Волдемар Матвей. Красное и черное. 1913

В разные годы в выставках участвовали петербуржцы и москвичи Н. И. Альтман, А. И. Балльер, В. С. Барт, С. П. Бобров, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, В. Д. Бубнова, В. И. Быстренин, Г. Е. Верховский, А. Ф. Гауш, А. В. Грищенко, Л. И. Жевержеев, Н. В. Зарецкий, И. В. Капонков, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Г. В. Лабунская, И. Ф. Ларионов, Э. А. Лассон-Спирова, Н. В. Лермонтов, Н. И. Любавина,. М. В. Матюшин, В. В. Маяковский, Л. Я. Мительман, 3. Я- Мостова, К. С. Петров-Водкин, И. А. Пуни, H. Е. Роговин,. Е. Я. Сагайдачный, А. В. Уханова, А. В. Фонвизин, В. М. Ходасевич, А. В. Шевченко, В. Ф. Шехтель, А. А. Экстер и др. На последней выставке был устроен посмертный отдел Е. Г. Гуро.

Для пропаганды новейших художественных идей члены общества планировали издавать специальный журнал, но ограничились выпуском трех сборников под названием «Союз молодежи» (апрель 1912, июнь 1912, март 1913; четвертый сборник, готовившийся осенью 1914, выпущен не был). Первые два’ сборника

И. Школьник. Розы в синей вазе
И. Школьник. Розы в синей вазе

включали программную теоретическую статью В. И. Маркова «Принципы нового искусства», статьи Д. Варваровой (В. Д. Бубновой), И. С. Школьника, Э. К. Спандикова, А. Ле Фоконье, Э. Фора по вопросам современного, классического и восточного искусства, переводы из китайской поэзии, переводы итальянского «Манифеста футуристической живописи» и писем К. Ван Донгена, репродукции с картин разных эпох и народов, рисунки членов союза. Третий сборник стал плодом сотрудничества с кубофутуристической группой поэтов-будетлян («Гилея»), примкнувшей к обществу в марте 1913. В него вошли стихи, проза и статьи В. В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка, Н. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, А. Е. Крученых и Б. К. Лившица. В предисловии провозглашалось, что «настало время совместного труда — живописи и поэзии для единения и выявления их ценных различий».

Н.Кульбин. Вид на море
Н.Кульбин. Вид на море

В сотрудничестве с поэтами-будетлянами союз провел серию диспутов в Троицком театре. На первом из них, состоявшемся 20 ноября 1912, с докладами выступили Д. Д. Бурлюк («Что такое кубизм?») и В. В. Маяковский («О новейшей поэзии»). На диспуте 23 марта 1913 «О современной живописи» прозвучали доклады Бурлюка («Искусство новаторов и академическое искусство XIX и XX века») и Малевича («О Бубновом валете и Ослином хвосте»), а также манифест «Союза молодежи», написанный О. В. Розановой в резко полемическом духе: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем опирающимся на слово „устой», ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным -бегом времени (…)». В диспуте 24 марта 1914 «О новейшей русской литературе» участвовали Н. Д. Бурлюк («Сказка — миф»), В. В. Маяковский («Пришедший сам»), Д. Д. Бурлюк («Изобразительные элементы российской фонетики») и А. Е. Крученых («Разоблачение нового искусства»). Пафос диспутов ‘был направлен против устаревших канонов в живописи и поэзии, против западничества и эстетского модернизма. Однако крайний радикализм и эпатажный характер выступлений вызвал протест

Г.Якулов. Женщина в желтом пальто
Г.Якулов. Женщина в желтом пальто

художественных деятелей старшего поколения, в том числе А. Н. Бенуа, который откликнулся на них серией заметок в газете «Речь» (1912, 23 нояб.; 1913, 12 апр.; 13 апр.)

В январе — феврале 1911 члены союза под руководством режиссера М. М. Томашевского провели в Петербурге серию театрализованных вечеров под названием «Хоромные действа», которые стали одной из первых попыток кубофутуристической сценографии. Летом 1913 объединенный комитет «Союза молодежи» и «Гилеи» решил организовать футуристический театр «Будетлянин», в манифесте которого, составленном Крученых, Малевичем и Матюшиным, провозглашалось: «Устремиться на оплот художественной чахлости — на русский театр и решительно преобразовать его. Художественным, Коршевским, Александринским, Большим и Малым нет места сегодня, — с этой щелью учреждается Новый театр — „Будетлянин»» («За 7 дней», 1913. № 28. С. 605—606). 2 и 4 декабря 1913 в зале театра «Луна-парк» состоялась постановка трагедии Маяковского «Владимир Маяковский» (при участии в главной роли автора; оформление Розановой, Филонова и Школьника), 3 и 5 декабря — постановка оперы Крученых «Победа над солнцем»- (музыка Матюшина; оформление Малевича и Крученых).

Д. Бурлюк. Казак Мамай. 1912
Д. Бурлюк. Казак Мамай. 1912

Вскоре после футуристических спектаклей произошел конфликт, который привел к разрыву между поэтами «Гилеи» и: «Союзом молодежи». Последовавший за этим отказ Жевержеева субсидировать дальнейшие мероприятия общества положил конец деятельности «Союза молодежи».

В марте — апреле 1917, в связи с созданием Союза деятелей искусств, Жевержеев и Школьник попытались возродить, общество. В заявке, поданной в СДИ, в числе действительных, членов союза наряду с его ветеранами были названы Ю. П. Анненков, А. П. Архипенко, Л. А. Бруни, С. И. Воинов, В. А. Денисов, А. Е. Карев, А. В. Лентулов, П. В. Митурич, В. Е. Пестель, Н. А. Тырса, Н. А. Удальцова, P. Р. Фальк, О. Цадкин,. М. 3. Шагал и др. На общем собрании общества 12 апреля делегатами в СДИ были избраны Анненков и Спандиков, кандидатом в делегаты — Шагал. Практически, однако, возобновить деятельность союза не удалось.

Гилея

Русская литературно-художественная группа футуристов в 1910-х годах.

П. Филонов. Мужчина и женщина, 1912-1913
П. Филонов. Мужчина и женщина, 1912-1913

Название предложено поэтом Бенедиктом Лившицем, позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра. Здесь в Таврической губернии находилось имение Чернянка, где прошло детство и юность братьев Бурлюков. В 2011 году усилиями энтузиастов найден дом в селе Чернянка, где происходило рождение группы, ранее считавшийся не сохранившимся.

Вожаком группы был Велемир Хлебников, организатором Давид Бурлюк. По их инициативе в 1910 году вышел первый сборник будетлян ― «Садок

К. Малевич. Швейная машинка. 1913
К. Малевич. Швейная машинка. 1913

судей». В группу входили В. Маяковский, В. Каменский, А. Кручёных, Е. Гуро.

Творчество «Гилеи» было во многом близко художникам «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени». В марте 1913 года группа «Гилея» вошла в объединение художников «Союз молодёжи», но название «Гилея» использовалось футуристами. «Гилея» вместе с «Союзом молодёжи» организовали театр «Будетлянин», где поставили трагедию «Владимир Маяковский» с автором в главной роли (художники П. Филонов и И. Школьник) и оперу А. Кручёных «Победа над солнцем» (художник К. Малевич, музыка М. Матюшина).

Деятельности будетлян во многом помогал меценат Л. И. Жевержеев; после того, как он перестал давать деньги на издания и спектакли ― объединение распалось.

Ослиный хвост

Художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году.

М. Ларионов. Еврейская Венера. 1912
М. Ларионов. Еврейская Венера. 1912

Название «Ослиный хвост» связано с нашумевшим случаем в парижском Салоне независимых в 1910, когда группа мистификаторов выставила картину, «написанную» ослом при помощи хвоста, и опубликовала соответствующий манифест от имени мифического художника Боронали. Под этим названием в 1911—1912 выступала группа художников, примкнувших к М. Ф. Ларионову вскоре после выставки «Бубновый валет».

С самого возникновения организаторы выставки «Бубновой валет» вели горячие споры о будущем развитии искусства. Эти споры вылились в то, что Михаил Ларионов и Наталья Гончарова в апреле 1911 года создали группу художников-неопримитивистов «Ослиный хвост», в которую вошли Михаил Ле Дантю, Казимир Малевич, Александр Шевченко, Кирилл Зданевич и Морис Фаббри. Их целью была современная живопись, которая была бы по-настоящему русской, а не та, которая опиралась на европейские достижения сезаннизма, фовизма, орфизма и кубизма, что, по их мнению, было характерно для художников

Н. С. Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911
Н. С. Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911

«Бубнового валета». Окончательный раскол между этими двумя группами был объявлен осенью 1911 года, хотя художники обеих групп продолжали выставляться вместе на выставках «Мира искусства».

В декабре 1911 — январе 1912 члены группы участвовали в 3-й выставке «Союза молодежи» в Петербурге, а затем организовали собственную выставку, которая состоялась 11 марта — 8 апреля 1912 в новом выставочном зале МУЖВЗ. Участники выставки: Ю. П. Анисимов, В. С. Барт, С. П. Бобров, H. С. Гончарова, К. С. Малевич, А. А. Моргунов, H. Е. Роговин, Е. Я. Сагайдачный, И., А. Скуйе, В. Е. Татлин, А. В. Фонвизин, М. 3. Шагал, А. В. Шевченко, А. С. Ястржембский; самостоятельный раздел выставки составили приглашенные члены «Союза молодежи»: В. Д. Бубнова, К. В. Дыдышко, П. И. Львов, В. И. Марков (Матвей), С. А. Нагубников, П. Д. Потипака, О. В. Розанова, Э. К. Спандиков, П. Н. Филонов, И. С. Школьник и др.

Центральное место на выставке занимали работы H. С. Гончаровой (более 50 номеров), в том числе картины, посвященные крестьянской теме («Беление холста», «Покос», «Крестьяне, собирающие яблоки» и др.), а

М. Ф. Ларионов. Весна. Времена года. (Новый примитив). 1912
М. Ф. Ларионов. Весна. Времена года. (Новый примитив). 1912

также цикл «Четыре евангелиста», выполненный наподобие иконостаса, и лубочные изображения святых, показ которых на выставке с эпатажным названием цензура сочла кощунственным. М. Ф. Ларионов выставил серию «солдатских» картин: «Отдыхающий солдат», «Развод караула», «Утро в казарме» и др. С жанровыми картинами выступил К. С. Малевич («Похороны крестьянина», «Работа на мельнице», «Человек с мешком» и др.) и большинство других участников выставки.

Обращение к крестьянской и солдатской тематике, к городскому фольклору, к таким формам народного искусства как лубок или вывеска, составляло основу эстетической программы «Ослиного хвоста» и выражало общую тенденцию развития русского художественного авангарда.

Выставку посетило 8 тысяч человек; было продано 14 работ на сумму более

К. Зданевич. Тифлис. 1910-е
К. Зданевич. Тифлис. 1910-е

10 тысяч рублей. Вместе с тем, в обширной газетной критике преобладала ироническая интонация, осуждение «грубой» сюжетики и «неряшливого» живописного стиля, характерного для ларионовской группы. Так, М. Волошин писал: «Дерзания Ослиных хвостов главным образом литературные, и скорее их можно оценить при чтении каталога, чем при взгляде на картины. (…) В действительности же видишь живопись широкую, этюдную, часто талантливую, тенденциозно неряшливую, всегда случайную и долженствующую скрывать в себе насмешку над зрителем. Кроме того у всех участников О. X. наблюдается особое пристрастие к изображениям солдатской жизни, лагерей, парикмахеров, проституток и мозольных операторов».

В.Бурлюк. Пейзаж. 1912
В.Бурлюк. Пейзаж. 1912

В течение 1912 велись переговоры о вступлении «Ослиного хвоста» в «Союз молодежи» в качестве его московского филиала, а также о созыве объединенного собрания группы «Ослиный хвост», обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет» с целью выработки совместной программы. Однако принципиальные эстетические расхождения Ларионова с другими новаторскими группировками привели, в конечном счете, к полному разрыву с ними.

В апреле 1913 года Казимир Малевич привёз выставку под названием «Ослиный хвост» в Курск. Выставка прошла в здании 2-ой Курской женской гимназии на улице

А. Моргунов. Композиция с буквой Ю. Середина 1910-х
А. Моргунов. Композиция с буквой Ю. Середина 1910-х

Московской. По-видимому, каталога выставки не было. Критический репортаж о ней опубликован в харьковской газете «Южный край» за 23 апреля 1913 года.

В марте—апреле 1913 группа Ларионова (за исключением Моргунова и Татлина, перешедших в «Союз молодежи») провела выставку «Мишень», которая стала завершающим этапом на пути продвижения к абстрактному искусству — «лучизму».

На своих выставках «Ослиные хвосты» показывали не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивиста живописца Нико Пиросманишвили, которого они открыли для художественной общественности. В экспозициях также участвовали В. Д. Бубнова и Волдемар Матвейс.

К 1913 г. объединение «Ослиный хвост» фактически распалось.

Супремус

Объединение художников-авангардистов, которое было основано Казимиром Севериновичем Малевичем в 1915—1916 гг. Оно объединило художников, увлечённых созданным К. Малевичем супрематизмом.

К.Малевич. Без названия. 1916
К.Малевич. Без названия. 1916

Идея создания общества «Супремус» (от латинского «supremus» — «наивысший») и одноименного журнала под редакцией К. С. Малевича зародилась после выставки «Ноль — десять» («Последняя футуристическая выставка картин 0,10/Ноль — десять»), состоявшейся в декабре 1915 — январе 1916 и ознаменовавшей переход к беспредметному творчеству и супрематизму. Ядро задуманного общества должны были составить единомышленники Малевича: H. М. Давыдова, И. В. Клюн

И.Клюн. Беспредметное. 1915-1916
И.Клюн. Беспредметное. 1915-1916

(Клюнков), М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова, а также скульптор А. П. Архипенко. В журнале предполагали участвовать М. В. Матюшин и Алягров (Р. О. Якобсон).

Планы общества обсуждались на собраниях кружка вплоть до весны 1917, однако оно не было создано из-за организационных трудностей. Осенью 1917 группа Малевича заняла ведущее положение в обществе «Бубновый валет» и участвовала в его последней выставке.

Несмотря на то, что группа «Супремус» просуществовала недолго, она дала высокие образцы произведений изобразительного искусства, которые оказали и оказывают программирующее влияние не только на современное русское, но и на мировое искусство.

Московский салон

Художественное общество, существовавшее в Москве в 1910—1921 гг.

А. Лентулов. Женщина с красным зонтиком. 1918
А. Лентулов. Женщина с красным зонтиком. 1918

Общество возникло по инициативе группы выпускников МУЖВЗ во главе с И. И. Захаровым и В. А. Яковлевым. Целью «Московского салона» была организация мероприятий, посвященных художественной деятельности, и выставок работ современников. 7 февраля 1910 состоялось собрание учредителей под председательством В. Н. Олейника, а 3 марта общество было утверждено Московской городской думой. В первый состав правления вошли И. И. Захаров, В. А. Климов, И. В. Клюнков (Клюн), А. А. Куренной и В. Н. Олейник. Председателем правления стал В. А. Климов; в 1916 его сменил Е. И. Камзолкин.

Первым публичным выступлением общества стал вечер памяти М. А. Врубеля, устроенный 1 октября 1910 в Литературно-художественном кружке. В конце того же года в газетах был опубликован манифест «Московского

М. Сарьян. Египетские маски. 1911
М. Сарьян. Египетские маски. 1911

салона»: «Все в искусстве молятся и все возносят песнопения, но святы гимны лишь прекрасному. Настало время явить истину в искусстве — отличить лже-богов от истинных и искренно молящихся прекрасному от ханжей. Настало время объединиться всем молодым в искусстве во имя священных целей. Объединение для этой работы всех существующих молодых художественных групп без различия направления, при необходимом условии каждой нести в жизнь художественные ценности — такова цель общества. Считаясь с убеждениями групп, оно дает им полную возможность единовременно выступить, чтобы фактически, путем выставки, выразить всю силу их художественных верований. Давая группам самостоятельность, общество таким образом не определяет величин в их среде. В какие бы формы искусство ни выливалось, в нем вечны только тайны духа, воплощение в чудо видимого — в прекрасную сказку мира. Вот неизменная истина Искусства — рассказанная миру сказка».

В. Пальмов. Украинское село зимой. 1919-1920
В. Пальмов. Украинское село зимой. 1919-1920

В феврале 1911 открылась первая выставка общества под девизом «Терпимость всех верований в искусстве». В конце года состоялась вторая. Обе выставки были организованы по типу «салона» и широко представляли различные художественные направления. Каждый из художников развивался самостоятельно в отдельном направлении, но их объединяло стремление к экспериментам, к интересным художественным опытам, они хотели уйти от принципов импрессионизма и кубизма. Наряду с учредителями общества в них участвовали: Л. М. Браиловский, А. А. Веснин, В. А. Веснин, H. Н. Ге, H. С. Гончарова, А. В. Грищенко, В. И. Денисов, С. И. Дмитриев, В. И. Кельцев, А. А. Койранский, Ф. К. Константинов, П. П. Кончаловский, П. В. Кузнецов, М. В. Кузнецов-Волжский, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. А. Липскеров, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, Л. И. Михневич (Бурлюк), В. Н. Пальмов, Н. А. Прахов, И. Ф. Рерберг, Н. П. Рябушинский, М. С. Сарьян, С. Ф. Соколов, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин, Н. И. Хрустачев, К. А. Чепцов, А. В. Шевченко, А. А. Экстер, П. Э. Эрихсон, Г. Б. Якулов и др.; экспонировались работы В. Э. Борисова-Мусатова и М. А. Врубеля (графика периода болезни из коллекции Ф. А. Усольцева). Одним из первых «Московский салон» стал демонстрировать работы детей.

В последующих выставках (1912, 1913, 1916, февраль—март 1917 и ноябрь—декабрь 1917) состав участников заметно сузился, и «Московский салон» приобрел отчетливо выраженное лицо, которое определялось тяготением его членов к традициям старых мастеров и к «большому стилю», общими неоклассическими устремлениями. Основное ядро общества составляли: H. Н. Агапьева, Н. И. Бастарев-Васильев, И. Н. Бохан, М. И. Валькевич, В. А. Гальвич, А. С. Голубкина, H. М. Григорьев, С. М. Гузиков, М. А. Добров, К. П. Ершов, H. С. Зайцев, И. И. Захаров, Е. А. Зернова, H. С. Зикеев, П. М. Калинин, Е. И. Камзолкин, А. В. Келлер, В. А. Климов, В. Г. Ковальциг, В. В. Крайнев, К. Ф. Крахт, С. В. Кривошеин, А. В. Лысенко, Д. И. Мельников, И. А. Менделевич, А. Э. Миганаджиан, А. Н. Михайловский, Е. Д. Никифорова, В. Н. Олейник, А. А. Пупарев, И. Ф. Рахманов, А. С. Рыбаков, А. Н. Рыбкин, H. Р. Саввин, В. Ф. Фишер, В. Ф. Франкетти, С. И. Фролов, М. Е. Харламов, H. М. Чернышев, В. Д. Шитиков, Н. В. Шперлинг, М. В. Эберман и В. А. Яковлев. Почетными членами общества были А. С. Голубкина и А. Н. Скрябин.

Последние выставки «Московского салона» состоялись в 1919 (III Государственная выставка картин) и в декабре 1920 — январе 1921 («Группа художников «Московского салона»— XX выставка отдела ИЗО Наркомпроса). В них наряду со старыми членами участвовали П. А. Бакланов, H. С. Бом-Григорьева, С. И. Лобанов, Е. И. Лосева, Н. И. Нестеров, H. Н. Поманский, С. П. Субботин-Пермяк, А. П. Фаберже, Л. Е. Фейнберг, А. Г. Шанкс, А. Г. Якимченко и др.

Весной 1921 общество распалось. В декабре 1923 его основные участники (Камзолкин, Менделевич, Миганаджиан, Харламов) стали учредителями общества художников «Жар-Цвет».


  1. Волошин М.А. «Бубновый валет»
  2. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М.: Советский художник, 1989. — 454 с.
  3. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. — М.: Советский художник, 1990. — 272 с. (http://www.kandinsky-art.ru/library/bubnoviy-valet.html)
  4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник — Санкт-Петербург: Издательство Чернышева.1992
  5. Ирина Вакар. Первое объединение раннего авангарда // Специальный выпуск. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ Журнала «Третьяковская галерея». https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-bubnovyi-valet/pervoe-obedinenie-rannego-avangarda

Превью: В. В. Кандинский. Без названия. 1910.