- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Книжная миниатюра периода «Тёмных веков» (VI-VIII вв.). Италия, Испания

История Адама и Евы. Миниатюра «Пятикнижия Ашбернхема», VII в. Париж, Национальная библиотека

Важнейшим явлением в жизни Европы после падения Римской империи было распространение монашества. Оно возникло на Востоке, в Египте, где еще в IV столетии появились пустынники, анахо­реты, бежавшие от преследований язычников или стремившиеся уйти от соблазнов мирской жизни. Сохранились предания о египетских отшельниках — Павле Фивейском (250—341), спасавшемся в пещерах Фиваиды во время преследования христиан при императоре Деции, об Антонии Великом (ок. 250 — ок. 355), вокруг которого в поздние годы его отшельничества собралась целая община последователей — нечто вроде прообраза монастырского брат­ ства. Около 340 года другой египетский отшельник, Пахомий Великий, создал первый монастырский устав, усовершенствованный затем Василием Великим (343—379). Уже в IV столетии монашество про­ никло в Европу. Полагают, что первый организованный по уставу монастырь на Западе был основан около 370 года в Лигюже близ Пуатье «апостолом Галлии» Мартином Турским (336—397). В 372 году он же основал монастырь в Мармутье на Луаре, неподалеку от Тура, где Мартин был избран епископом. Особенно широко распространилось монашество в Европе с VI века, когда Бенедикт Нурсийский (ок. 480—543), основавший монастырь в Монтекассино в Южной Италии, создал новый устав, получивший название бенедиктинского. Этот устав в течение долгого времени был наиболее распространен в европейских монастырях. В конце VI — начале VII столетия активную миссионерскую деятельность на континенте стали развивать выходцы из Ирландии (св. Колумбан, св. Галл и другие), основавшие ряд монастырей в Галлии и Италии по ирландскому уставу.

Монастыри располагались обычно в уединенных местах, где монахи жили замкнутой общиной, производя все необходимое собственными силами. Монастырская церковь возводилась нередко на месте захоронения какого-либо святого — христианского мученика или прославленного своим подвижничеством и благочестием миссионера. Культ святых, возникший еще в период первых гонений на христианство, получил чрезвычайно широкое распространение в средневековой Европе. С ним было связано почитание реликвий, за которыми признавалась чудотворная сила. Главными хранителями реликвий стали монастыри.

Жизнь членов общины была подчинена уставу. Наряду с выполнением физической работы уставы эти нередко вменяли монахам в обязанность пере­писку Священного Писания, литургических книг, сочинений отцов Церкви, разного рода теологической и учебной литературы — словом, текстов, в которых Церковь испытывала постоянную потребность. Для этого создавали специальные мастерские, где пере­писывали, украшали и переплетали книги, — скриптории. Выполнение такой работы требует грамотности и навыков каллиграфического письма, чему обучали в монастырских школах, которые были также центрами подготовки священнослужителей. В монастырях собирали библиотеки, хранившие старинные и современные рукописи. Со временем монастыри превратились в главные очаги интеллектуальной жизни средневековой Европы.

Наиболее полное и разностороннее представление об искусстве этого периода дают иллюминованные рукописи. Декорировка их существенно различается в зависимости от места создания кодекса. Если в книгах района Средиземноморья можно встретить восходящие к раннехристианской традиции иллюстрации или изображения евангелистов, то в декорировке рукописей Северной Галлии, Ирландии или Англии преобладает орнаментика, изображения же человеческой фигуры появляются лишь в виде исключения и обычно представляют собой стилизованные сочетания орнаментальных форм.

Италия

Кембриджское Евангелие, Рим, конец VI в. Кембридж, Библиотека колледжа

Книжная миниатюра Италии  в «Тёмные века» следует классической традиции. Примером может служить выполненная в Риме во времена Григория Великого рукопись Евангелия (Кембриджское Евангелие, Рим, конец VI в. Кембридж, Библиотека колледжа), каждый текст которого открывался изображением сидящего на троне евангелиста (Кембридж, Библиотека колледжа). Рукопись дошла в виде фрагмента, а из заглавных листов сохранился лишь один — с изображением евангелиста Луки. Он представлен сидящим в нише под аркой, опирающейся на колонны, в руках у него от­крытая книга. Традиция подобных изображений восходит к раннехристианским рукописям, где евангелисты были представлены наподобие епископов, обращающихся к пастве в храме. Фигура евангелиста выполнена по образцу раннехристианских — пропорции ее приближаются к классическим, светотеневая моделировка и переходы тонов создают впечатление округлости форм. В своде ниши над головой евангелиста виднеется его символ — крылатый телец. По сторонам арки располагаются иллюстрации — по три маленькие картинки с каждой стороны, а на оборо­те листа помещено двенадцать композиций. Таким образом, иллюстрации сконцентрированы перед на­чатом текста, подобно тому как было, например, в Кведлинбургской Итале. Миниатюры выполнены в свободной живописной манере, большое место уделено выразительности действия. Так как, по всей вероятности, все четыре заглавных листа были скомпонованы по одной схеме, в рукописи, помимо четырех фигур евангелистов, было семьдесят две иллюстрации, что составляет обширный повествовательный цикл. В 596 году, когда Папа Григорий Великий от­ правил в Англию епископа Августина для учреждения епископата Католической церкви, он вручил ему эту рукопись, миниатюры которой послужили затем образцом для иллюстрирования некоторых английских кодексов.

Помимо изображений евангелистов и иллюстративных циклов итальянские рукописи VI века были

Евангелие VI века в собрании Апостолической библиотеки Ватикана
Евангелие VI века в собрании Апостолической библиотеки Ватикана

украшены еще так называемыми таблицами канонов, предварявшими текст Нового Завета. Составленные в IV веке Евсевием Памфилом из Кесарей, они содержали перечень параллельных сюжетов в евангельских текстах. Таблицы канонов оформлялись в виде архитектурных порталов, колонны которых разделяли столбцы ссылок на главы четырех Евангелий. Вверху колонны соединялись арками, увенчанными тимпаном. Благодаря такому оформлению кодекс Нового Завета уподоблялся зданию храма с колонным портиком на фасаде.

Самая ранняя из дошедших до нас декоративных таблиц канонов сохранилась на листе из итальянского Евангелия VI века в собрании Апостолической библиотеки Ватикана. Декорировка таблицы еще сравнительно скромна и ограничивается лишь орнаментированным обрамлением тимпана да фигурами двух павлинов у его основания. Впоследствии в тимпанах будут помещать изображения символов четырех евангелистов.

Испания

Относительно живописи вестготской Испании нет достоверных данных. Датировка отдельных фрагментов ранних росписей является спорной. Не установлена и локализация одного из прекраснейших памятников книжной миниатюры VII — начала VIII века — так называемого «Пятикнижия Ашбернхема» (Париж, Национальная библиотека). Название рукописи происходит от имени ее прежнего владельца лорда Ашбернхема.

История Адама и Евы. Миниатюра «Пятикнижия Ашбернхема», VII в. Париж, Национальная библиотека
История Адама и Евы. Миниатюра «Пятикнижия Ашбернхема», VII в. Париж, Национальная библиотека

По мнению Курта Вейцмана, эта латинская рукопись происходит из района Средиземноморья, причем наиболее вероятным местом ее создания является Северная Африка или Испания. Не раз отмечалось, что иллюстрации книги нашли отзвук в миниатюрах более поздних испанских Библий и Апокалипсисов. Если это действительно Испания, то «Пятикнижие Ашбернхема» — ее единственная дошедшая до нас иллюстрированная рукопись VII—VIII веков. «Пятикнижие Ашбернхема» — редчайший для этого времени пример иллюстрированной книги, миниатюры которой дают развернутую параллель к тексту, отражая многочисленные эпизоды библейского повествования. Вероятно, рукопись восходит к более древнему образцу, может быть, к оригиналу VI века, ибо в ней ощутимы традиции раннехристианского искусства с его тягой к повествовательности. В соот­ветствии со старыми приемами, многие сюжеты объединены на картинках, занимающих по целой странице. Всего в книге девятнадцать таких страниц, посвященных истории от сотворения мира и до исхода евреев из Египта. Эпизоды повествования не отделены друг от друга и распределены на листе в нескольких ярусах нерегулярной высоты и с различной окраской фона. Изображения плоскостны, предметы лишены объема, перспектива совершенно отсутствует, однако фигуры даны в живых позах, а действие отличается удивительной выразительностью. Радости и страдания людей, сцены военных походов сельскохозяйственных и строительных работ, пышные трапезы египтян, звери, птицы, деревья переданы с наблюдательностью, выдающей руку талантливого художника. Миниатюрам присуще тонкое чувство декоративного ритма, фон окрашен яркими красками — красным, темно-синим, сине-зеленым. Разнообразные эпизоды искусно объединены на страницах в единую композицию. Как и в раннехристианских книгах, отдельные фигуры и сцены сопровождаются пояснительными надписями, органично включенными в структуру иллюстрации.

На фоне европейского книжного искусства VII—VIII столетий миниатюры «Пятикнижия Ашбернхема» выделяются как редкой для этого времени верностью повествовательной изобразительной традиции, так и чрезвычайно высоким уровнем исполнения.