- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Выставка «Русский Север» в ГИМ

На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, — ни с чем несравнимая атмосфера, в которой получили развитие русские народные художественные ремесла. Этот край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами, изображениями коня и птицы, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями.

Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И. Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на север традиционные вышивки показаны на выставке впервые.

Народное искусство Русского Севера исполнено красотой форм и яркостью красок. Фантазии северных мастеров превращали обычные предметы крестьянского обихода в подлинные шедевры.

Круг бытовых предметов, украшенных резьбой и росписью, был очень широк: скобкари, ковши и ковшики, ендовы, кружки, солоницы, прялки и многое другое. Для их изготовления мастера использовали различную древесину, луб, наросты на стволах деревьев — кап. Из бересты — коры березы — делали лукошки и туеса. Раскрашивали утварь природными красками, чаще всего алого, желтого, зеленого и неглубокого коричневого цветов, затем покрывали олифой. На предметах появлялись не только орнаментальные узоры, но и сюжетные композиции — изображения сцен повседневной крестьянской жизни.

На выставке представлены деревянные ковши‐скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь уже уже в XVIII веке расписывали ковши-скобкари, коробьи и лукошки, туеса и чаши, санки, кружки, а позднее — прялки. Среди пышного «травяного узорочья» можно увидеть птицу Сирин, единорога и льва, изображения которых встречались на гравюрах и лубках того времени. Любопытны сценки из реальной жизни: застолье и чаепитие, катание на санях, девичьи посиделки и другое.

Тонкостью мелкого контурного рисунка, изысканным исполнением и разнообразием сюжетов выделяются предметы, расписанные Яковом Ярыгиным — единственным известным по имени мастером из Пермогорья, жившим в первой половине XIX века. Стиль его росписей близок к книжной миниатюре, а узоры напоминают древнее искусство здешних травщиков, славившихся умением писать «травы» — пышный растительный орнамент, распространенный в России в XVII веке.

Среди изделий северодвинских мастеров выделяется прялка середины XIX века мастера Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками изображены жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; сцена чаепития за круглым столиком с самоваром и чайником, здесь и изображение льва и единорога, и любимые мастером птицы на фоне орнамента-«травки», характерного для XVII века.

Народный костюм — наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи — традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, а дополнениями служили различные украшения. Самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке показаны женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века.

Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с церковью. На выставке можно увидеть точнейший резной «список» образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи и скульптуру святой Параскевы Пятницы. На выставке экспонируются иконы XVI–XVIII веков и деревянный крест – голгофа, а также традиционная для старообрядческого искусства резная икона.

На северной иконописи очень рано, с XIV‐XV веков, отразилось влияние Новгорода, позднее — Ростова Великого, Владимира и, наконец, Москвы. С XVI века формировались и местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри -к примеру, Соловецкий и Антониево‐Сийский.

Великий Устюг был главным центром «северной черни» —  гравюры на металле. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях прослеживается влияние стилей в искусстве XVIII‐XIX веков. Так, для XVIII века характерны пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по‐видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно увидеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого — вид Вологодского кафедрального собора и надпись: «Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ». По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам — корзины с цветами.

Русский Север прославился не только своими произведениями изобразительного, декоративно‐прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства.


https://shm.ru/shows/12336/