- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Выставка «Библия Гутенберга. Начало нового времени» в Ивановском зале РГБ

Сначала 5 минут боли

В рамках всё той же подготовки доклада для дисциплины «Рекламные коммуникации в современном искусстве» администратор данного безобразия сайта посетил в январе выставку «Кисть и калам. 200 лет коллекции Института восточных рукописей».

Что было не так: конечно, выбирать для доклада-презентации выставку, на которой нельзя фотографировать — вообще не самая здравая идея, но хронически наблюдающие за тобой охранники  — не совсем то, что хотелось видеть на выставке. Плюс скамейка, стоящая боком к экрану: смотреть 40 минут фильм с вывернутой шеей — тоже как-то…  и плюс (то есть минус)  — отсутствие подробных описаний к экспонатам. При том, что впервые были показаны рукописи Ирана, Китая, Монголии, и даже такая экзотика, как Эфиопия. В общем, фото слева взято с сайта «Фонтанки«.

Теперь о приятном.

Библия и Гутенберг, Библия Гутенберга

Библия Гутенберга. Т.1

Ну что такое Библия, никому объяснять не надо — это собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях.  Иоганн Гутенберг — немецкий первопечатник, первый типограф Европы. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние на европейскую культуру и всемирную историю в принципе.

И тут надо немного о Гутенберге.

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.

Переселившись в 1448 году в Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом Иоганном Фустом, который ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и прочий расходный материал); типография со всеми её принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.

При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов, Гутенберг, тем не менее, достиг значительных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже и Российской государственной библиотеке), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453—1455 годах.

Иоганн Гутенберг не смог выплатить Фусту проценты, и Фуст обратился в суд. Процесс окончился присягой Фуста, о чём был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года. По решению суда типография со всеми её принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.

Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил сочинение Иоганна Бальба из Генуи (1286), «Католикон» (латинская грамматика со словарём). В 1465 году курфюрст Адольф принял Гутенберга на службу, но 3 февраля 1468 года книгопечатник умер; он был похоронен в Майнце, однако сегодня местоположение его могилы неизвестно.

И теперь о том, чем примечательна Библия Гутенберга из фондов РГБ.

42-строчная Библия Гутенберга (В 2-х томах. Напечатана в Майнце ок. 1455 г.) традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления.

Инкунабулы — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тиражи составляли 100—300 экземпляров.

Первые печатные книги выходили без печатных иллюстраций, весь их декор был рукописный.

Выставка, общий вид. Не весь конечно

Уже через пять лет после изобретения книгопечатания в книгах появились гравюры. Эти первые иллюстрации, наглядные, лаконичные, подчас наивные, в корне отличались от изысканных миниатюр манускриптов. Они украшали страницы романов и басен, историй и хроник — той литературы, которую запоем читали горожане.

По сравнению с эпохой рукописей количество иллюстраций возросло — почти треть первопечатных книг получили изображения. Они помогали читателям ориентироваться в тексте и разъясняли содержание, привлекая к книге даже неграмотных. Будучи изначально анонимной, книжная иллюстрация вскоре получила авторов в лице известных художников, проявляющих интерес к оформлению книг.

Гутенберг стремился создать наиболее точную копию рукописной книги того времени, поэтому инициалы и рубрикация вписывались от руки и добавлялась иллюминация. Библия из РГБ —  единственный в России пергаменный экземпляр Библии Гутенберга из 12 сохранившихся пергаменных в мире и единственный в мире экземпляр Библии Гутенберга с миниатюрами.

Это невероятно ценный экземпляр, переплетённый в два тома, украшенный цветными рукописными инициалами с использованием золота, орнаментированными рамками и миниатюрами. Первая печатная книга, повторяющая всю роскошь рукописной книги — содержит 282 темперных миниатюры с иллюстрациями к тексту, что позволяет считать экземпляр из РГБ лучшим из сохранившихся 49 Библий.

Стараясь приблизиться к рукописной практике, Гутенберг варьировал рисунок одной и той же буквы. В итоге шрифт для Библии состоял примерно из 300 различных знаков вместо обычных 60—70.

Что еще (экспонаты)

Вместе с Библией на выставке представлены работы последователей и конкурентов Гутенберга.

О кураторских лекциях

На выставке проходят кураторские лекции-экскурсии.

Авторы идеи, руководитель проекта, кураторы, специалисты, принимавшие участие в подготовке экспозиции, выбирают тему, которая им наиболее близка. Они говорят о ключевых экспонатах, о том, почему были выбраны определённые предметы и документы, а другие, не менее интересные и важные, остались за кадром.

Каждый специалист рассказывает свою историю — поэтому каждая экскурсия уникальна.

Лекторы:

Татьяна Долгодрова, ведущий научный сотрудник НИО редких книг РГБ, куратор выставки.

Светлана Мурашкина, научный сотрудник отдела западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа, куратор выставки.

Джамиля Рамазанова, куратор выставки, заведующая Музеем книги Российской государственной библиотеки.

Наталья Самойленко, руководитель проекта.

Как попасть: зарегистрироваться через сервис Timepad — https://leninka.timepad.ru/. Строго говоря, если подойти без регистрации просто по билету к началу экскурсии, то вы на нее и так попадете, но для понимания библиотекой статистики экскурсантов  — наверное, лучше зарегистрироваться. К тому же, это дает возможность по окончании экскурсии за совершенно символические 50 рублей получить диплом об участии в экскурсии в формате PDF, что, несомненно, приятно.

О коммуникациях

Освещалось в прессе и в соцсетях постоянно поддерживался интерес — где-то через каждые 3-4 поста, + поскольку на каждой экскурсии новый куратор — каждый пост был о разных аспектах выставки,  Библии и книгопечатания. Также в паблике РГБ появлялись ссылки на публикации сторонних ресурсов и отзывы тех, кто уже посетил мероприятие.

Полистать:

Библия Гутенберга, том 2
Библия Гутенберга, том 1

Видео


Источники: