Современные периодические издания по искусству и художественной критике: структура, тематика, авторы, оформление

6 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Современные периодические издания по искусству и художественной критике: структура, тематика, авторы, оформление отключены

Сырая и недоделанная публикация, но кому надо — читайте. 

Художественная критика изучает, анализирует, оценивает явления современного художественного процесса: направления, стили, виды и жанры искусства, творчество отдельных авторов и конкретные произведения, соотносит их как с художественными традициями, так и с актуальными проблемами жизни современного общества, его идеалами и устремлениями.

Периодические издания по искусству — издание по искусству (обычно печатное) , выходящее с заявленной периодичностью. Наиболее распространённые формы периодики:

  • газета; газеты по периодичности подразделяются на ежедневные, еженедельные, выходящие раз в 2 недели и ежемесячные,
  • журнал; еженедельные, выходящие раз в 2 недели, ежемесячные, раз в два месяца и ежеквартальные,
  • ежегодник,
  • научный журнал,
  • календари,
  • реферативный сборник,
  • библиографический указатель,
  • информационный бюллетень.

История

РФ

в России XVIII века художественная критика не родилась, и не потому, что не было о чем спорить, что критиковать или чем восхищаться. Не созрела еще гласность, журналистика, необходимость выносить свои эмоции, свои порывы на публичную арену, делать их всеобщим достоянием, предметом спора и соперничества.

Такая потребность созрела в пушкинский «золотой век», и первая русская критическая статья «Прогулка в Академию художеств» была написана в 1814 году поэтом и мыслителем Константином Николаевичем Батюшковым. Первый критик писал не только о работах художников, которые он видел в Академии художеств. Он ощутил потребность поделиться с читателями своим эстетическим отношением к миру, к прекрасному городу Петербургу, к классической архитектуре великого города; в XVIII веке художники были на службе в Академии художеств, носили мундиры, принадлежали к дворцовому ведомству, выполняли заказы двора и церкви.

В начале XIХ века искусство уже стало восприниматься как принадлежащее обществу, а не только тем чиновникам, которые по должности были обязаны принимать хорошее и отвергать плохое. Пушкин и его окружение, в котором особенно выделялся Антон Дельвиг, старались представить искусство общественному вниманию.

В 1840-х годах общественное внимание к искусству было уже настолько сильным, что появилась возможность издавать журнал художественной критики – это была «Художественная газета», которую готовил и издавал Нестор Кукольник. Это был единственный журнал, специально посвященный художественной критике, за всю историю России. Правда, надо сказать, что развитие журналистики, издание популярных многотиражных и многополосных газет дали возможность регулярно печатать критические статьи для аудитории куда более широкой и разнообразной, чем подписчики «Художественной газеты». Это имело свои положительные стороны, которые уже определились в зарубежной газетной практике.

В «Художественной газете» Кукольник рассказал немало интересных эпизодов из истории русского искусства. Взгляды его как критика довольно консервативны, зато они проникнуты пониманием ответственности критика за печатное слово, и в этом отношении он мог бы служить достойным примером для нынешних любителей скандальных сенсаций и хлестких словечек.

Пример Кукольника оказался очень важным для русской художественной жизни.

Следующий этап, падающий на середину XIX века, связан с братьями Майковыми. Они были сыновьями академического профессора живописи, и начинавшаяся демократизация искусства затрагивала их немногим более, чем Кукольника. Но несомненным достоинством братьев как критиков был строго профессиональный подход к каждому рассматривавшемуся произведению. Известный поэт Аполлон Майков мог считаться дилетантом, к критике он обращался нечасто, но писал ярко, заинтересованно, несомненно расширил круг поклонников изобразительного искусства, чему способствовала популярность поэта, автора известных романсов и песен в народном духе. Валериан Майков был первым в России профессиональным художественным критиком, обозревателем художественной жизни в стране, приобщившейся к европейским формам выставок и галерей. Кругозор Валериана Майкова шире, чем у его брата, поскольку он считал своей задачей знакомить читателей с разнообразными направлениями, проявившими себя тогда на открытых выставках. Газеты начинали тогда систематически освещать события выставочной жизни, возникла потребность в квалифицированных критиках со своей позицией, отвечавшей настроениям постоянных читателей газеты.

В этот переломный момент в истории русской журналистики появился Владимир Васильевич Стасов. Со Стасовым начинается полемический и публицистический этап истории русской художественной критики. Были времена, когда общественная пропаганда и полемика считались непониманием эстетических задач искусства. Однако, Стасов не был врагом эстетики, как уверяли его оппоненты. Он вносил, правда, в свои неистовые эстетические увлечения такие общественные страсти, что врагам критика было нетрудно найти аргументы, чтобы заклеймить его как «разрушителя эстетики». Но Стасов был эстетом из поколения эстетов, к которому принадлежали его друг по училищу правоведения композитор Александр Серов, друг Некрасова Василий Боткин, биограф Пушкина П.В.Анненков, поэты Аполлон Майков и Афанасий Фет; но при этом Стасов обладал горячим чувством социальной ответственности, и обе эмоции – эстетическая и социальная – образовали такое жгучее переплетение, что оно на долгие времена стало особенностью русской художественной критики, а Стасов, живший и писавший очень долго, был нормой и живым примером для многих поколений.

С конца XIX века в битву со Стасовым безоглядно бросается блестящая поросль критиков «Мира искусства» – Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Николай Врангель, Георгий Лукомский, Сергей Маковский. Сами они видели в себе защитников «свободного искусства», «искусства для искусства», ниспровергателей химер «общественного служения». По прошествии многих лет мы можем заметить, однако, что злые и язвительные оппоненты Стасова были во многом его наследниками – и в страстности полемики, и в ничем не ограниченной любви к искусству, и в ощущении социальной ответственности искусства.

Самое же главное, что объединяло Стасова с его антагонистами из «Мира искусства», – это стремление обнаружить еще неизвестные таланты и еще неизвестные памятники искусства России любых эпох, сделать их известными миру, ценимыми специалистами и широкой публикой: словом, будучи критиками по темпераменту, по решительному вторжению в художественную жизнь России, они были исследователями, пропагандистами и популяризаторами российской художественной культуры.

Советское время было нехудшим временем для критики: крупнейшие и авторитетнейшие органы печати регулярно публиковали рецензии на выставки, на новые книги и журналы, на оперы и симфонии. Правда, с 1934 года жанр разносных статей усердно насаждался партийным руководством. Но были и замечательные, вполне компетентные и добросовестные критики во всех областях искусства, и объективные, строгие и внимательные рецензии появлялись в прессе регулярно.

В 1920-х годах критики, как правило, были рупорами своих направлений, пропагандировали принципы своего направления и были активными участниками живого, реального художественного процесса: так как сам процесс заключался в остром соперничестве объединений, направлений, теоретических манифестов и выставочных концепций, то вся эта идейная, эстетическая и организационная борьба концентрировалась в критических статьях, объединявших теоретические тезисы, эстетические программы, придирчивую оценку произведений, появляющихся на выставках. Вероятно, 1920-е годы были временем, когда русская художественная критика достигла своей вершины.

1920-е годы направляют художественную критику в России по новому пути. Открытие и пропаганда художественных ценностей не утратили своей привлекательности, журналы «Старые годы» и «Среди коллекционеров» продолжают печатать статьи о великих ценностях, которые победивший народ обязан сохранить в рабоче-крестьянской державе, археологические и этнографические экспедиции неустанно умножают эти ценности, художники спорят о том, программа чьих объединений способна создать новые ценности для будущего общества. Просветительская критика XIX и начала ХХ веков становится футурологией искусства и общества.

Критика 1930-х годов сохранила этот воинственный, агрессивный тон, но это уже не была в собственном смысле слова критика, поскольку она не могла быть свободным выбором симпатий и антипатий: журналистика была жестко запрограммирована, и она знала заранее, кого и как надо хвалить или ругать. Если свободный выбор критического суждения невозможен, критика перестает быть критикой и становится набором директивных указаний, как к чему надлежит относиться.

Первый пример такой директивной формы разноса дала в 1934 году газета «Правда» в статьях, не имевших подписи: стало быть, статьи не имели автора, а выражали мнение центрального органа коммунистической партии, следовательно, и коллективное мнение самой партии, значит, полемики и собственных мнений по этим вопросам быть не может, всякое другое мнение влечет за собой наказание, а партийная дисциплина обязывает каждого члена партии и просто сознательного гражданина страны принимать высказанное в статье мнение как приказ, который не обсуждают, а исполняют.

Между тем, анонимность статьи была, разумеется, фиктивной, понятно, что у каждой из статей был все-таки автор, так же как в «стране, где нет секса», дети рождались и у них были родители.

Вплоть до 1953 года в журналистике России существовали два жанра – воспевание и «разнос», образец которого на долгие годы был дан в 1934 году. Оба жанра хорошо известны в журналистике, но к художественной критике отношения не имеют, поскольку в обоих нет свободного выбора и собственного мнения, и оба принадлежат к числу заказных статей, как бывают заказные письма и заказные убийства.

Критика начала возрождаться в годы «оттепели», которые обычно ошибочно понимают как шестидесятые годы. На самом деле «оттепель» в собственном смысле слова длилась очень недолго и окончилась после венгерских событий. Между 1956 и 1964 годами шла напряженная борьба между сторонниками продолжения и углубления демократизации страны и не менее упорными приверженцами возвращения к тоталитарным силовым методам сталинских времен.

Выставка 30-летия МОСХа в московском Манеже в 1962 году и драматические столкновения между властью, требовавшей безоговорочного подчинения творчества требованиям коммунистической партии, и частью художников, добивавшейся полной свободы творчества, дали на двадцать лет тему для нескончаемых споров. И это была дискуссия мирового значения, потому что, во-первых, политические разногласия были перенесены на почву изобразительного искусства, что дало возможность самые злые и острые политические выпады перенести в более безопасную область анализа картин и памятников, а, во-вторых, оценка десятка картин и скульптурных работ на московской выставке стала волновать критиков и обозревателей в газетах и журналах всего мира.

Критика пятидесятых-шестидесятых годов стала крупным общественным явлением, что позволило выпустить книги критиков – воспоминания Владимира Костина о прошлых этапах критической деятельности, размышления о современном искусстве, даже сборник критических статей Александра Каменского «Вернисажи», что вообще редкость в мировой практике. Правда, были изданы «Салоны» Дидро, Шарля Бодлера, Теофиля Торе, критические статьи Эмиля Золя, но это  сборники систематических обзоров выставок, принадлежащие знаменитым писателям, к тому же они вышли тогда, когда злободневность и острота полемики, прозвучавшие в статьях, стали уже достоянием прошлого. Словом, художественная критика тех грозных и опасных лет стала звездным часом художественной критики как общественно значимой деятельности, и это еще нуждается в оценке и анализе.

В середине шестидесятых годов ситуация в художественной критике существенно изменилась. Прежде всего, устранение Хрущева с политической арены в 1964 году было всесторонним политическим, экономическим и культурным переворотом: в частности, война власти с интеллигенцией была прекращена, что облегчило властям решение трудных и, казалось, неразрешимых проблем. Возникшее в условиях жестких притеснений «подпольное» искусство получило свои выставки; нередко «легальные» и «подпольные» художники устраивали свои выставки совместно, что было прототипом современной экспозиции Третьяковской галереи.

Критика тоже получила богатый материал для размышления, загадок, намеков и ассоциаций. Давно уже она не была так красноречива, пожалуй, с баснословных времен «мистических анархистов», «адамистов» и тому подобных эзотерических сект «серебряного века». Критика второй половины шестидесятых и семидесятых годов научилась увлекательно рассказывать о загадках и парадоксах живописи и графики, так что казалось иногда, что художники придумывают самые замысловатые композиции, чтобы потом прочесть о них увлекательное повествование. Искусство воспевания затейливых выдумок поднялось тогда на большую высоту, – казалось, что картина или рисунок выполняются для того, чтобы о них был яркий, увлекательный рассказ в газете или журнале. В этом рассказе большое значение приобрели исторические корни авторского стиля, который возводился то к маньеризму, то к рококо, то к сюрреализму, и историческая эрудиция заняла место критического суждения.

В этих условиях бюро секции критики МОСХа приняло необычное решение создать семинар по «переделке искусствоведа в художественного критика». Само собой разумеется, что искусствовед оставался искусствоведом, но получал сведения и навыки, необходимые для практической работы критика в журнале и газете, для работы на выставке и для подготовки выставок.

Семинар был московским, но формирование критиков происходило и в других городах. В Ленинграде критики обучали сами себя, группируясь сначала в ленинградском филиале издательства «Искусство», а затем в отделе проблем современного искусства Русского музея. «Могучую кучку» ленинградской критики возглавили Евгений Ковтун, Юрий Русаков, Эраст Кузнецов, Лев Мочалов, Михаил Герман; в Свердловске будущих критиков Урала и Сибири объединяла кафедра теории и искусства Уральского университета. Так сформировался коллектив художественных критиков Советского Союза.

Но была еще высшая ступень объединения, обмена опытом и информацией, взаимного обучения и отбора кадров, – всесоюзный семинар в Паланге. Каждую осень на курорте Паланга в Литве на берегу Балтийского моря собирались критики Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины, Молдавии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Урала, Сибири, Дальнего Востока, всех окраин России.

Воспитательное значение семинара в Паланге для критической мысли Советского Союза было огромным. Каждый участник семинара должен был прочесть доклад о наиболее ярких явлениях культуры и искусства своего региона и выслушать очень строгое и не знающее снисхождений мнение «ареопага» – наиболее авторитетных критиков страны: в эту верховную группу входили москвичи Валерий Прокофьев (к сожалению, рано умерший), Юрий Герчук, Владимир Костин, Александр Каменский, ленинградец Эраст Кузнецов, львовянин Григорий Островский, ереванец Генрих Игитян.

Для искусствоведов из Киргизии, с Алтая, из Кишинева или Барнаула семинар в Паланге был своего рода высшей школой, где обучали эталонам мастерства, разрушали предрассудки и устанавливали «гамбургский счет» – истинную ценность несправедливо обруганных или несправедливо вознесенных художников и произведений. Семинар в Паланге имел высокий авторитет и не раз вмешивался в дела далеких краев и областей, где попиралась справедливость или разрушались ценные памятники. Для гостей из далеких «медвежьих углов» доклад в Паланге был суровым экзаменом, перед которым новички чуть не лишались чувств. В придирчивом коллективе было много и других сильных переживаний. Но Паланга была школой, трудной, но необходимой во многих отношениях. Паланга создавала всесоюзное профессиональное братство критиков, которое служило многие годы и продолжает служить, когда Советского Союза давно уже нет. Единый коллектив давно разрушился, но мосты через границу, общность взглядов и оценок, чувство локтя оказывают бесценную помощь членам палангского братства.

Распад Советского Союза был не началом, а завершением процессов распада прочих ассоциаций, казавшихся прочным и незыблемым единством. Распад советского изобразительного искусства был одним из самых оглушительных крушений, которые совершались в середине восьмидесятых годов с неизбежностью, которую можно сравнить с крушением зданий при длительном землетрясении. Особенно вызывающими были молодежные выставки середины восьмидесятых годов: молодые люди получали удовольствие от того, что, не обучаясь ничему и не научившись ничему, они брали в руки кисть, или карандаш, или глину и брались за ремесло художника, выражая свое существо несколькими штрихами, пятнами или нехитрыми сооружениями, а то и просто писали на холсте несколько вызывающих слов.

С середины восьмидесятых годов Россия оказалась в сфере международного художественного рынка, который после второй мировой войны диктует правила творчества и поведения художников всех континентов. Россия и другие республики Советского Союза оставались вне этой сферы, поскольку здесь действовали традиционные правила заказа и государственных закупок.

Перемены в коммерческих условиях художественной жизни, конечно, имели сильнейшее влияние на положение художественной критики, которую стали воспринимать как главного «пособника», продвигающего произведения художника на свободный рынок, связывающего подопечного художника с галереями, салонами, музеями и всеми инстанциями, торгующими предметами искусства. Связь критика с рынком – не самое благородное звено в его многотрудной деятельности. И все же это был важный довод в пользу необходимости критической профессии, сомнения в которой никогда не исчезали, а только принимали новую форму.

На этот раз критике нужно было отделить себя от рекламы, показать свою объективную позицию, опирающуюся на самостоятельный выбор. Это нелегко для критика, находящегося под двойным прессом – со стороны художника и со стороны газеты или журнала, где соглашались напечатать его статью. Средств массовой информации, которые были бы заинтересованы в объективном анализе художественного процесса, просто не осталось в обстановке борьбы за место на рынке и тем более в пору обострившихся конфликтов между влиятельными направлениями.

Можно сказать, что критика наших дней – это прежде всего обнаружение того, что принадлежит к сфере собственно искусства, а не к сфере повторения тех образцов, которые в том или ином прошлом считались искусством, и не к сфере той или иной внеэстетической деятельности. При этом первостепенную роль в критике приобретает эстетическая интуиция, способность распознавать художественную деятельность и отличать ее от нехудожественной изобразительности, нехудожественной или антихудожественной выразительности и от деятельности в любой сфере, лежащей в стороне от искусства и эстетики.

Не РФ

Имея некоторые свои прообразы еще в античности, как дисциплина критика складывается к концу XVIII в. как результат все более широкого общественного интереса к искусству, увеличения значимости художественной сферы в социальном пространстве. Ее дальнейшее обособление от истории искусства и формирование специфических методологических основ продолжается на протяжении XIX и начала ХХ столетий.

Ранние опыты художественно-критических сочинений носят характер в большей степени хроники художественной жизни, нежели глубокого анализа развивающихся в искусстве тенденций, стилей и направлений. Присутствует и очевидная связь с просветительской теорией, с идеями образования публики, трансляции знаний и представлений о прекрасном широкой аудитории и т.д.

Первой заметной публикацией в области критики  принято считать брошюру Лафона де Сент-Йенна «Размышления о нескольких основаниях современного искусства во Франции. С экзаменом важнейших произведений, представленных в Лувре» (1747), а «отцом» этого жанра искусствоведческих сочинений – Дени Дидро с его «Салонами» (1759 – 1781).

Во Франции критика в XVIII веке не только родилась, но и расцвела пышным цветом: Лафон де Сент-Йенн, аббат Дюбо были уже подлинными мастерами художественной критики, а классик философии Просвещения и замечательный писатель Дени Дидро возвел художественную критику на уровень высокого искусства. Начиная с Дидро, критика стала соучастником художественного процесса и сохранила эту роль в последующие два столетия, а сам Дидро дал непревзойденный пример единомыслия со своими любимыми художниками и задорной полемики со своими антагонистами.

В XIX в. критика. неотделима от процесса формирования и утверждения таких важнейших направлений в искусстве, как романтизм, реализм и особенно импрессионизм; она является уже полноправным участником художественного процесса, имеет солидный авторитет в художественном сообществе, а страницы появляющихся к этому времени специализированных художественных журналов становятся площадкой жарких баталий, осуждающих или вдохновляющих творческий эксперимент. Среди крупнейших фигур XIX в. следует назвать Теофиля Торе-Бюргера, Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Эмиля Золя, братьев Гонкуров во Франции, Уильяма Хэзлитта и Джона Рёскина в Англии, Юлиуса Мейер-Грефе в Германии и др.

Периодика по искусству и критике

Местное (история периодических изданий по ХК и искусству в России)

19 век — по третям

Ой всё.

XX век

В годы гражданской войны возникали и быстро исчезали журналы разных направлении, особенно заметны были пролет­культовские журналы  «Творчество» (1918—1922, редактор А. Серафимович), «Грядущее» (1918—1921), «Гудки» (1919),  «Горн» (1918—1923), печатавший реалистические рисунки са­модеятельных рабочих-художников. и многие кратковременные журналы в разных городах страны, которые существенно отличались от центрального журнала  «Пролетарская культура» (1918—1920), систематически печатавшего и полностью поддерживавшего по­зитивистскую «организационную науку» и сектантское учение о пролетарской культуре А. А. Богданова. Заметными были еженедельник «Искусство коммуны» ( 1918—1919), издавае­мый Наркомпросом. «Племя» (1918—1920, редактор А. В. Лу­начарский), на страницах которых выступали и футуристы.

  • Печать и революция (1920 — ?
  • Вестник искусств (М.) (1922)
  • Вестник работников искусств (М.) (1920 — 1926)
  • Жизнь искусства (Л.-М.) (1924 — 1929)
  • За пролетарское искусство (М.) (1931 — 1932)
  • Искусство (М.) (1923, 1925, 1927 — 1929, 1950 — 1990, 1992 — 1994); (М.-Л.) (1933 — 1941, 1947 — 1949)
  • Искусство: The art magazine (М.) (2003 — наст. время)
  • Искусство (Первое сентября) (М.) (2011 — наст. время)
  • Искусство в массы (М.) (1929 — 1930)
  • Искусство и дети (М.) (1930 — 1932)
  • Искусство и жизнь (Л.) (1938 — 1941)
  • Искусство трудящимся (М.) (1924); (М.-Л.) (1925 — 1926)
  • Искусствознание (М.) (1998 — наст. время)
  • История искусств всех времен и народов (Л.) (1929)
  • Культура и искусство (М.) (2011 — наст. время)
  • Маковец. Журнал искусств (М.) (1922)
  • Новости искусства, науки и литературы (Л.) (1928)
  • Новый Леф (М.) (1927 – 1928)
  • Новый мир искусства (НОМИ) (СПб.) (1998 — 2009)
  • Пинакотека (М.) (1997 — 2001, 2003 — 2004, 2006)
  • Рабис (М.) (1927 — 1934)
  • Собранiе (М.) (2004 — 2015)
  • Советское искусство (М.) (1925 — 1928)
  • Декоративное искусство (М.) (1992 — 1993, 1996 — 1998)
  • Декоративное искусство (Московский музей современного искусства) (М.) (2001 — 2003)
  • Декоративное искусство и предметно-пространственная среда (М.) (2011 – 2017)
  • Декоративное искусство СССР (М.) (1958 — 1991)

Импортное

По странам — по три ложки на табун

Франция

Роль Франции в развитии художественно-критической литературы в XVII веке. Господство теории классицизма и его значение для французской культуры. Декарт. Корнель, Расин. «Французская газета» Теофраста Ренодо (1631 г.) и возникновение периодических изданий во Франции.

Просвещение: Появление периодических изданий и возникновение разделов художественной критики, интерес к современному искусству и его роль в культуре Просвещения.

19 в: Художественная критика в периодических изданиях: «Журналь де Деба», «Ревю де Дё Монд», «Пресс», «Л’Артист», «Глобус» и др. «Ревю Эндепендан», «Ревю Модернист», «Ревю вагнерьенн», «Л’артист», «Ревю критик»

Журналы «Сюрреализм» (И. Голл) и «Сюрреалистическая революция» (П. Навилль, Б. Пере).

Германия

Журнал «Пропиляйн» (1793-1803)

Журнал «Кунстварт»

Журнал «Пан»

Журнал «Дада» (1919 — 1921)

Англия

Появление периодической печати и ее роль в становлении художественной критики (журналы «Исследователь», 1710 г., «Зритель», 1717 г.). А. Поп «Опыт о критике» (1711 г.). Дж. Ричардсон «Опыт теории живописи» (1715 г.), «Знаток» (1719 г.).

США

20 в: Появление специализированных журналов по изобразительному искусству. «Арт Ньюс». Журналы по искусству и художественная критика в общественно-политической прессе. «Нью Мэссиз».

Современное состояние

Иностранная периодика по искусству

Актуальные периодические издания: «Арта»?, «Боз арт»?, «Академиа», «Музеум», «Музеумз джорнал», «Ревю дел арт» «Гранд сигнатурез», «Парагон арт»?, «Гойя», «Венеция арти» и др.

Франция

Connaissance des Arts, июнь 2019

Connaissance des arts. Ежемесячный журнал, посвященный искусству и его новостям. Издается с марта 1952 года.

Специализируясь на антиквариате, украшениях и предметах искусства, это был первый художественный журнал, сочетающий тексты и цветную репродукцию.

Connaissance des Arts каждый месяц держит своих читателей в курсе всех международных новостей. Выставки, аукционы, ярмарки и выставки комментируют лучшие журналисты и эксперты.

https://www.connaissancedesarts.com/

L’Express (https://ru.wikipedia.org/wiki/L%E2%80%99Express)  https://www.lexpress.fr/culture/art/

Le Journal des Arts (https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Art_Newspaper)  https://www.lejournaldesarts.fr/ — фр. версия The Art Newspaper

Revue de la BNF. Периодическое издание Национальной библиотеки Франции. Еще в 1976 году Национальная библиотека опубликовала информационный бюллетень о своих коллекциях и мероприятиях. В 1981 году этот бюллетень стал ежеквартальным журналом. Публикует статьи на темы, связанные с коллекциями библиотеки или национальными библиотеками в других странах. Темы довольно разнообразны: история, цивилизации, музыка, литература. Описываются недавние приобретения библиотеки.

http://editions.bnf.fr/revue

La Revue des arts (Revue des Musées de France, Revue du Louvre). Обзор Искусств был создан в 1951 году под эгидой Национального музея.

История названий:

  • В 1951 году — La Revue Des Arts
  • В 1958 году называется La Revue des Arts, Musées de France..
  • С неизвестной даты до 1991 года назывался La Revue du Louvre et des musées de France.
  • В 1991 году стал Revue du Louvre, Revue des musées de France.
  • С 2004 года — La Revue des musées de France. La Revue du Louvre.

Директор издания: Томас Гренон. Редакция: Франсуаза Барат, Женевьева Бреск-Ботье, Кристиан Бриен, Анн Дистель, Стефан Луар.

Состоит из двух частей:

  1. Фундаментальные статьи, написанные специалистами: анализ работы, точка зрения, критическая презентация (около 75% обзора);
  2. Хроника музейной жизни: приобретения, новые презентации, выставки … (около 25% журнала).

Периодичность: 1 раз в квартал.

https://www.grandpalais.fr/fr/la-revue-des-musees-de-france

Art De L’Enluminure. Французский журнал, созданный в июне 2002 г., целью которого является представить темы, касающиеся иллюминирования. Издается Éditions Faton (Faton Publishing, французская издательская группа, основанная в 1964 году в Дижоне Луи Фатоном), объемом 68 страниц и выходит ежеквартально.

https://www.art-enluminure.com/

Структура

Каждый журнал посвящено определенной теме в искусстве иллюминирования — напр. персидская миниатюра,  иллюминирование в аббатстве Клюни, часослов Фридриха Арагонского и т.д.

Картиночки:

Тематика

Иллюстрированные рукописи Средних веков.

Авторы

Альбер Шателе, Дамьен Берне, Шарлотт Деноэль, Филипп Планьё, Джеффри Гамбургер, Элизабет Моррисон, Лор Риу, Ольга Караскова, Кристин Рено, Инес Виллела-Пти,

Оформление

Полихромное.

Бельгия

Studia Bruxellae. Журнал выпускают «Городские музеи и архивы Брюсселя». Периодичность — 2 раза в год.

http://www.brusselscitymuseum.brussels/studia

Scriptorium. Международный журнал изучения рукописей. Полугодовой многоязычный международный журнал, посвященный изучению средневековых рукописей. Основанный в 1946 году Камилем Гаспаром (1876-1960), Фредериком Линой (1888-1970)  и Франсуа Мазэ (1909-1979), журнал публикуется Центром изучения рукописей и посвящен главным образом кодикологии и библиографии средневековых рукописей в Европе. Освещает культурный контекст и библиографию, относящуюся к средневековым рукописям Западной, Центральной и Восточной Европы. Журнал включает в себя статьи, заметки и материалы, хронику и углубленные рецензии на книги. Журнал издается под ответственностью международного научного комитета.

http://www.scriptorium.be/revue.php

США

Артфорум, январь 2019 г.

Artforum (1962 — н.вр.).  Международный журнал художественной критики, сосредоточенный на проблемах современного искусства. Выходит в количестве 10 номеров в год.

Основан в 1962 году в Сан-Франциско, в 1965 перебрался в Лос-Анджелес, в 1967 — в Нью-Йорк, где и выпускается до нынешнего дня.

Уважаемый американский арт-журнал.  Делает акцент на аналитических статьях о современном искусстве, эссе и авторском мнении известных журналистов и искусствоведов. Artforum учит рассуждать об искусстве и выбирает неочевидных героев для обозрения.

В журнале не раз публиковались Артур Данто, Клемент Гринберг, Розалинда Краусс, Морис Бергер, Даниэль Бирнбаум, Дональд Джадд, Роберт Моррис, Барбара Роуз, Сол Ле Витт, Роберт Смитсон и другие крупные представители современного искусства и художественно-критической мысли.

http://artforum.com/

Art Journal (https://en.wikipedia.org/wiki/Art_Journal_(College_Art_Association_journal)) http://artjournal.collegeart.org/

Arts Magazine https://en.wikipedia.org/wiki/Arts_Magazine   (до 1992 г)

ARTnews. Журнал, основанный в 1902 году, является старейшим и наиболее распространенным в мире

ARTnews, весна 2019 г

журналом по искусству. Его читательская аудитория — коллекционеры, дилеры, историки, художники, директора музеев, кураторы, ценители и энтузиасты.

Публикуется в печатном виде четыре раза в год, в нем публикуются статьи об искусстве, людях, проблемах, тенденциях и событиях, формирующих международный художественный мир.

http://www.artnews.com/

Art in America (1913 — н.вр). Ежемесячный американский журнал об искусстве, сосредоточивший свой взгляд в основном на нью-йоркской сцене, публикуется с 1913 года. В поле его зрения — актуальные американские и европейские художники, выставляющиеся в галереях. Art in America интересно читать, несмотря на то, что он адресован искусствоведам и кураторам: журнал написан живым и нескучным языком и публикует новости и важные анонсы. Сайт — https://www.artinamericamagazine.com

The Art Bulletin    https://en.wikipedia.org/wiki/College_Art_Association

Juxtapoz (1994 — н.вр.). Калифорнийский журнал об альтернативном современном искусстве выходит с 1994 года и рассказывает об искусстве как части молодёжной культуры — от эротической иллюстрации и стрит-арта до портфолио тату-мастеров и дизайнеров досок для сёрфа. Редакция узаконила лоу-броу-арт и поп-сюрреализм и с уходом первого главного редактора в 2006 году держит курс на альтернативное, но всё же очень броское искусство.

http://www.juxtapoz.com/

Канада

01 Magazine (2010 — н.вр.). Новый канадский журнал о визуальной культуре с фокусом на немейнстримовых начинающих художников: 01 уделяет внимание фотографам, современным живописцам и авторам инсталляций, делая небольшие интервью с просмотром их работ. У каждого из номеров есть объединяющая довольно условная тема, которая не мешает редакторам собирать в одном номере интересные новые имена. Сайт — http://www.zero1magazine.com/

Англия

ArtReview. Международный журнал о современном искусстве. Выходит в количестве 9 номеров в год.

Обложка журнала, апрель 2018 г.
Обложка журнала, апрель 2018 г.

Основан в 1949 году в Лондоне доктором Ричардом Гейнсборо. За более 60 лет непрекращающейся публикации журнал эволюционировал из восьмистраничной черно-белой газеты, публиковавшейся раз в 2 недели, в журнал, который выходит 9 раз в год. Распространяется в 28 странах.

В публикациях журнала с помощью рецензий, международных выставок, очерков о художниках, художественных туров по городам и художественных заказов (в том числе специальныx проектов, которые издаются в дополнение к обычному выпуску журнала), ArtReview охватывает как хорошо известных и авторитетных, так и молодых художников.

https://artreview.com/

The Connoisseur (https://fr.wikipedia.org/wiki/The_Connoisseur)   http://www.connoisseur-magazine.com/category/arts-and-culture/

The Studio (https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Studio)  https://www.studiointernational.com/

Леонардо да Винчи. «Плод в утробе матери» (ок. 1511). The Art Newspaper, 24 мая 2019.
Леонардо да Винчи. «Плод в утробе матери» (ок. 1511).
The Art Newspaper, 24 мая 2019.

The Art Newspaper. Международная газета, посвященная мировым новостям искусства. Издается на английском, русском, французском, итальянском, греческом и китайском языках. Тираж изданий на различных языках — от 6000 до 50 000 экземпляров, за исключением китайского издания с тиражом более 1 млн экземпляров в месяц.

Основана в 1983 году итальянцем Умберто Алеманди. Главный офис издания располагается в Лондоне, дополнительный офис располагается в Нью-Йорке. Располагает штатом журналистов в более чем 20 странах мира.

Рассчитана на профессионалов и любителей искусства. Реализуется, как правило, в крупных книжных магазинах, музеях и картинных галереях.

https://www.theartnewspaper.com/

Frieze (1991 — н.вр.). Уважаемый британский искусствоведческий журнал отметил в этом году 20-летие: с начала 90-х на страницах Frieze анализируются все аспекты существования современного искусства — от мастерских художников до цен на аукционов. Последнему уделено немало времени и внимания ещё и потому, что Frieze в значительной мере представляет интересы одной из самых ажиотажных арт-ярмарок в мире.

http://www.frieze.com/magazine/

Apollo, июнь 2019 г

Аполло. «Аполлон», основанный в 1925 году и публикуемый ежемесячно, является одним из старейших и наиболее уважаемых в мире журналов по изобразительному искусству. Базируется в Лондоне. Содержит обзоры, арт-новости мира и научные статьи.

Он охватывает изобразительное искусство всех периодов, от античности до наших дней, а также обеспечивает всестороннее обсуждение последних новостей искусства и дебатов; эксклюзивные интервью с величайшими коллекционерами и художниками мира; экспертная информация о рынке, авторитетное руководство по коллекционированию, а также обзоры и превью выставок по всему миру

В соответствии со своей репутацией журнала для коллекционеров, Apollo регулярно публикует отчеты о приобретениях музеев и международных ярмарках искусства, в том числе Европейской ярмарке изящных искусств (TEFAF) в Маастрихте и Frieze Art Fair в лондонском Риджентс-парке.

Apollo Magazine

Elephant (2010 — н.вр.). Британский журнал о современном искусстве, дизайне и иллюстрации детально

Манифест журнала «Elephant»

прорабатывает тему номера — от японских художников до техники коллажа, регулярно встречается с действующими лицами из мира искусства и публикует подробные статьи по актуальным новостям. График выхода — раз в три месяца.

http://www.elephantmag.com/

Exit (2000 — н.вр.).  Выходит два раза в год с 2000 года. На его страницах — новости об актуальных художниках и фотографах, фотосессии от легенд фэшн-индустрии и анонсы главных предстоящих событий. В фокусе Exit — молодые авторы и те, кто может стать их героями. Эксклюзивное и неподвластное времени портфолио самых талантливых фотографов и художников мира.

http://www.exitmagazine.co.uk/

Германия

Die Welt.   https://www.welt.de/kultur/kunst-und-architektur/

Art, июнь 2019 г.

art – Das Kunstmagazin. Ежемесячный художественный журнал, основанный Вольфом Иккером и издаваемый Gruner + Jahr с ноября 1979 года.

В каждом номере представлены известные и неизвестные художники и их работы. Акцент делается на современном искусстве. Журнал освещает все аспекты искусства (живопись и скульптура, архитектура, фотография, дизайн, видеоарт и т. Д.), А также публикует репортажи о выставках, проектах и ​​датах.

https://www.art-magazin.de/

Швеция

Acne Paper (2005 — н.вр.).  Впервые выпущенный в августе 2005 года, Acne Paper быстро завоевал репутацию самого захватывающего нового журнала на рынке. Журнал Acne Paper, издаваемый на английском языке при участии шведской марки Acne, рассказывает о прекрасном, независимо от его происхождения и времени создания. Тематика журнала вполне условна, и на страницах одного номера сочетаются фэшн-съёмки, архивные фотографии из жизни художников-модернистов и пространные эссе о церковном искусстве или Эдварде Мунке.

Под редакцией и творческим руководством Томаса Перссона каждый выпуск создавался вокруг одной идеи — темы, достаточно большой, чтобы привлечь всех, кто интересуется искусством, независимо от их возраста или культуры. Благодаря глубокой редакционной идентичности, которая соединяет прошлое с настоящим, каждый выпуск «Acne Paper» исследует тему с различных и часто неожиданных точек зрения. Благодаря своей серьезности в содержании и оригинальности стиля журнал во всем мире признан интеллектуальным и гламурным изданием, не похожим ни на одно другое. Acne Paper опубликовала 15 изданий, и за это время журнал сотрудничал с некоторыми из наиболее выдающихся имен в мире фотографии, искусства, моды и культуры в целом.

http://www.acnepaper.com/

Остальные

MIK. Научный журнал Университета Витаутаса Магнуса «История искусств и критика».

https://content.sciendo.com/view/journals/mik/mik-overview.xml

Наше

Обложка

Искусствознание. Издание Государственного института искусствознания. Выходит с периодичностью 4 номера в год.

Освещает вопросы истории и теории искусства – в первую очередь изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а также проблемы эстетики, философии искусства и культурологические аспекты искусствоведения. Журнал имеет 40-летнюю историю и мощную научную традицию.

В журнале публикуются оригинальные исследования, отражающие уровень современного искусствоведения как в России, так и за рубежом; освещаются новейшие тенденции в области культуры и искусства, пропагандируются лучшие образцы российского и зарубежного современного и классического искусства; рассматриваются различные аспекты эстетики предметного мира – традиционного, народного и современного декоративно-прикладного искусства, истории и современных тенденций авторского дизайна; дается обзор официальных документов, новостей и событий художественной жизни России.

http://artstudies.sias.ru/

Артньюспейпер

«Искусство». Журнал, посвященный современному искусству в России и за рубежом. Издается с 1933 года.

Обложка: Артур Бенда.
Съёмка рекламы для фирмы женского белья Felina.1
942, Вена. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток, 22 × 15,7 см. © Courtesy Galerie Johannes Fabe.

Периодичность — 4 номера в год.

До 1995 года в журнале освещались актуальные вопросы советского искусства и искусствознания, вопросы художественного наследия, в первую очередь русского искусства, художественной культуры народов СССР, искусства демократических стран. В журнале была широко представлена художественная жизнь СССР (выставки, вопросы художественного образования и т.д).

С 2010 года журнал был переориентирован на современное изобразительное искусство и анализирует текущий художественный процесс. Каждый номер — тематический, он представляет собой подборку публикаций (статьи, интервью, материалы круглых столов) по какой-либо актуальной сегодня проблеме: художник и театр, современное китайское искусство, паблик-арт, забытое искусство 50-70х годов, новые формы музейной работы. Также в журнале есть раздел рецензий, освещающий основные события художественной жизни в России и за рубежом. Основная задача издания — составить из коллекции номеров живой учебник истории современного искусства.

http://iskusstvo-info.ru/

Артхроника — http://artchronika.ru/

№ 106, 2018 г
№ 106, 2018 г

Художественный журнал. Российское теоретическое издание, посвященное проблематике актуального искусства. Одно из самых авторитетных изданий российского художественного сообщества. Основан в 1993 году Виктором Мизиано. Периодичность – 4 номера в год.

На страницах «ХЖ» публиковались манифесты и рождалась новая российская арт-критика, которая затем в упрощенном виде перепечатывалась в СМИ.

В конце 1990-х годов журнал стал походить на западное университетское издание, в котором печатаются не манифесты, а строгие академические тексты.

С середины 2000-х, по словам Виктора Мизиано, журнал занял аналитически-критическую позицию по отношению к сформировавшемуся российскому рынку и институциональной номенклатуре.

http://moscowartmagazine.com/

«Диалог искусств». Журнал ММСИ — http://di.mmoma.ru/ . Собственное периодическое издание Московского музея современного искусства. Это журнал для тех, кто любит искусство и интересуется им. И не только изобразительным: кино, театр, музыка, мода, психология, — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни.

Журнал «Русское искусство».  Онлайн-версия профессионального «толстого» журнала для

Журнал «Русское искусство»

искусствоведов, издаваемого с 2004 г. Журнал о русском художественном наследии.

Основан в 1923 году. Издавал журнал, в собственном издательстве «Творчество», видный просветитель своего времени Соломон Абрамов (1884–1957). Целью журнала была популяризация русского искусства в самой России и в Европе и Америке. В то время среди сотрудников редакции были видные деятели русской культуры: Б. Р. Виппер, И. Э. Грабарь, Е. И. Замятин, П. П. Муратов, О. Э. Мандельштам, Н. Н. Пунин, М. С. Шагинян и др. В 1923 году вышло три номера журнала, после этого издание журнала прекратилось.

В 2003 году началась работа по возрождению журнала «Русское искусство». Автором идеи возобновления издания и его главным редактором стала Ольга Костина — старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Иллюстрированное просветительское издание посвящено русскому художественному наследию и классике отечественного искусства XX века. Это журнал о музейных и частных коллекциях, уникальных экспозициях, знаменитых меценатах, современных коллекционерах, известных мастерах и забытых художниках.

С 2009 года «Русское искусство» издается Благотворительным фондом им. П. М. Третьякова и выходит 4 раза в год, объемом 144 полосы.

http://www.rusiskusstvo.ru/

В этих ваших Интернетах

Сюда только сетевые издания!

https://stengazeta.net/?cat=14 . Информационный портал.

Артикульт – электронный журнал Российского государственного гуманитарного университета, публикующий научные теоретические и исследовательские работы в области истории, теории, философии и психологии искусства и культуры. Журнал выходит 4 раза в год. Материалы журнала охватывают широкий круг актуальных вопросов искусствознания и культурологии, при этом особое внимание уделяется междисциплинарной проблематике.  Сайт: http://articult.rsuh.ru


  1. Кантор, Анатолий. Искусствознание и художественная критика // Единый художественный рейтинг : справочник. — М., 2002. — Вып. 5. (http://artunion.ru/rating/article20.htm)
  2. Балухатый С.Д. (ред.) Периодика по литературе и искусству за годы революции, 1917-1932.  Издательство Академии наук СССР, Ленинград, 1933. 344 стр.
  3. Художественная критика  — http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134875
  4. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству.  http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook738/01/part-006.htm
  5. 10 актуальных изданий об искусстве — Look At Me. http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-other/123667-zhurnaly-nedeli-10-aktualnyh-izdaniy-o-sovremennom-iskusstve
  6. Бельгийско-французская периодика по искусству: https://www.cairn.info/disc-arts.htm
  7. Журналы об искусстве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Журналы_об_искусстве
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Журналы_о_современном_искусстве
  9. Магистерская по периодике — https://nur.nu.edu.kz/bitstream/handle/123456789/2371/Магистерская%20Диссертация%20Камиловой%20Е.Е..pdf
  10. Обзор современных журналов по искусству прошел в РГБИ — http://liart.ru/ru/news/554/
  11. Искусство и творчество | Список периодических журналов — http://art-urgi.urfu.ru/index.php/spisok-periodicheskih-zhurnalov/iskusstvo-i-tvorchestvo.html
  12. Елибрари — зарубежные, искусство; ГИК
  13. https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnaly-ob-iskusstve-v-rossii-tipologicheskiy-analiz

Превью — обложки журналов «Диалог Искусств» за 2010 год с сайта журнала.