- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Художественный текстиль. Термины.

  1. Абраван – индийская парча с рельефным рисунком.
  2. Аморгина – тонкая льняная ткань, вырабатывавшаяся на острове Аморг.
  3. Амру – индийская парча, в которой узор образуется за счёт введения дополнительных нитей утка.
  4. Анаксириды – штаны фригийцев, присборенные в нижней части.
  5. Аппликация — создает узор путем накладывания вырезанных кусков материи на текстильную основу другого вида. Была модна в эпоху Ренессанса и предназначалась, прежде всего, для церковных облачений.
  6. Атлас — шелковая, шерстяная или льняная ткань из блестящей пряжи, тканая этласовым переплетением, делающим возможным сложный образец. В местах, где утковые нити свободно лежат над основными, возникают блестящие поверхности, там где они сплетаются, возникают матовые поверхности. Атласные ткани, известные со времени средневековья, использовали преимущественно в качестве декоративных, а также для парадных церемониальных туалетов.
  7. Бадан – самая широкая часть саронга (см. «саронг»), его «тело».
  8. Балтеус – жгут ткани, расположенный на уровне талии, создавался при надевании тоги (см. «тога») и прикреплялся к поясу туники (см. «туника»).
  9. Банджи – традиционный яванский текстильный орнамент представляющий собой свастику с удлиненными сторонами или простые геометрические элементы в сочетании с длинными линиями, пересекающимися под прямыми углами.
  10. Бандхана (бандана) – индийская традиционная техника узелкового крашения.
  11. Бархат — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с тянутым или нарезным ворсом. Начало берет, по-видимому, в Италии. В 1247 году венецианские ткачи бархата получили разрешение учредить собственную гильдию. К этому привело стремление еще более увеличить великолепие шелковых тканей. Типичным орнаментом в эпоху поздней готики и Ренессанса стал мотив граната с большим раппортом, большей частью тёмно-красного и золотого цвета, иногда с золотыми петлями. В эпоху Ренессанса рисунок часто создавался известными художниками (А. Поллайоло). В эпоху барокко бархат становится многоцветным, в XVIII веке рисунок на бархате делается мельче. В начале XVII века в центральной Европе шерстяной бархат заменяет недоступный по цене шелковый. Используется он в основном для декоративных тканей и для одежды.
  12. Батик – техника декорирования ткани, в основе которой лежит принцип резервирования, то есть обработки не пропускающим краску составом тех участков ткани, которые должны оставаться не закрашенными и образовывать узор.
  13. Батист — очень тонкая льняная ткань, родина которой Индия. Она использовалась для тонкого белья, летней и парадной одежды.
  14. Биссос (виссос – виссон) вид тонкой шерстяной, хлопчатобумажной или льняной ткани.
  15. Блестки — блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с дыркой для пришивания, использовались для украшения.
  16. Вуаль – продолговатое покрывало, обычно окаймленное бахромой, закреплялась на голове и спускалась вниз спереди или сзади.
  17. Вышивка — техника украшения готового текстильного изделия с помощью различного вида стежков из цветных или металлических нитей была известна уже в древнее время. Некоторые эпохи, напр., поздняя готика, давали ей предпочтение перед вытканным узором. С помощью вышивки декорировались, в первую очередь, церковные облачения, но также и светская одежда, использовались орнаменты с фигурами и растительными мотивами. Пышность вышитых одеяний достигает вершины в эпоху барокко, когда текстильные изделия утрачивают свою естественность и превращаются в жесткую декорацию с богатыми, зачастую золотыми рельефными украшениями.
  18. Гарис миринг – общее название группы диагональных индонезийских орнаментов.
  19. Гиматий (гиматион) – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7×4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами.
  20. Гуаньли – китайский мужской головной убор, шапка.
  21. Далматика – длинная туника с широкими рукавами, её носили римляне-христиане (см. «туника»).
  22. Дамаск — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканая полотняным или кепровым переплетением, иногда в комбинации с атласовым. Шелковый Дамаск восточного происхождения, это тяжелая, густотканая материя, предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, а некоторые более легкие виды — и для одежды. Хлопчатобумажной и льняной Дамаск в новое время используется и для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVII веке были модны, особенно в Испании, большие шпалеры из этой ткани с раппортом рисунка до 2 м. В XVIII в. эта ткань часто имитирует кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.
  23. Дестар – (икет кепала) – традиционный индонезийский мужской головной платок размером примерно 1×1 м, носился на голове в виде тюрбана.
  24. Джамдани – индийские полупрозрачные муслины из хлопка и шелка с применением гобеленовой техники ткачества.
  25. Диаспер — двухутковая шелковая материя с тонкой золотой ниткой, тканая полотняным переплетением с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в средние века.
  26. Диплоидий (диплодион) – отворот параллельно плечам верхнего края хитона.
  27. Додот – традиционный индонезийский вид аристократической одежды, представлявший собой длинное полотно, состоящее из 7–8 касу (см. «касу») по длине и 2 касу по ширине, то есть 3,5–4 м×2–2,5 м, мог несколькими слоями драпироваться вокруг тела человека.
  28. Дхоти – древнейшая индийская одежда, представлявшая собой набедренную повязку, закрепленную на бедрах, которую носили и мужчины, и женщины.
  29. Жанцзе – традиционная китайская техника декорирования текстиля, путём нанесения резервирующего состава на ткань при помощи трафарета.
  30. Зардози – вид индийской вышивки, выполненной с использованием золотых нитей, создававших выпуклый фактурный рисунок.
  31. Ефод – двойной нарамник с завязками по бокам, одеяние древнееврейских священников.
  32. Икат – текстильная техника, при которой отдельные нити подвязывали, резервируя их таким образом, чтобы не допустить окрашивания: нити разбирались на пучки, и до начала окрашивания на них размечался рисунок, пряжа подвязывалась в тех местах, где необходимо было сохранить первоначальный цвет, и затем прокрашивалась; процесс повторялся отдельно для каждого цвета, от светлых тонов к темным, до тех пор, пока на пряжу не будут перенесены все цвета рисунка.
  33. Икет кепала (дестар) – традиционный индонезийский мужской головной платок размером примерно 1×1 м, носился на голове в виде тюрбана.
  34. Инстита – плиссированная оборка, которая пришивалась по низу столы (см. «стола»).
  35. Иподиматы – в Древней Греции сандалии, состоявшие из кожаной или деревянной подошвы, крепившейся к ноге несколькими кожаными ремнями.
  36. Кавунг – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой сочетание кругов или эллипсов.
  37. Каин панджанг – традиционный вид индонезийской одежды, более длинный, чем саронг (см. «саронг»).
  38. Калазирис – женский египетский костюм, представлял собой прямую рубашку длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой.
  39. Каламкари – название индийской технологии, соответствующей батику (см. «батик»), переводится как «сделанная пером», от названия «калам» – перо.
  40. Калиптрой – в Древней Греции женский полупрозрачный шарф.
  41. Канди – рубашка с короткими рукавами – основная мужская одежда Ассиро-Вавилонии.
  42. Кандха – вид индийской вышивки, выполненной с применением техники «бегущий стежок».
  43. Касу – хлопчатобумажная ткань квадратной формы, размером примерно 1×1 м.
  44. Кашемир — ткань кепрового переплетения из шерсти кашмирских коз. Шерсть этих коз славится тонкостью и длиной. Кашемир используется для дамской одежды, а набивной — на набивные платки.
  45. Кепала – часть саронга (см. «саронг»), занимавшая от 1/4 до 1/3 саронга, его «голова».
  46. Кинхаб – индийская парча, вытканная золотом или серебром по шёлковой основе.
  47. Кидарис – белая войлочная корона ассирийских царей, украшенная золотыми пластинками.
  48. Клавус – широкая пурпурная полоса, идущая по середине длинной туники сверху вниз.
  49. Клафт – египетский головной платок, доходил сзади до затылка, а спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи.
  50. Клафт-ушебти – древнейший головной убор египетского фараона, представляющий собой большой плат из ткани в полоску; на лбу плат придерживался узкой лентой с металлическим обручем с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона.
  51. Кмент (батистовое полотно) — более грубая ткань такого же вида и применения, как батист. Упоминается уже в Ветхом завете.
  52. Кожа — искусство выделки кожи было известно уже в древние времена. В исторические эпохи кожа использовалась в основном для обуви, а также для некоторых видов одежды (головные уборы, кожаные штаны в XVIII веке). Только в новое время стало возможным широко использовать кожу не только для спортивных целей, но и для выходной мужской и дамской одежды.
  53. Колобиум – туника с короткими рукавами и поясом (см. «туника»).
  54. Колпос – напуск, образующийся при подпоясывании хитона.
  55. Конас – в Ассиро-Вавилонии накидка-плащ, прямой сзади и закругленный спереди, украшенный вышитыми узорами.
  56. Коримбос (греческий узел) – в Древней Греции женская прическа, представляющая собой расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.
  57. Косский шелк – прозрачный шелк цвета морской волны (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Древний Рим через Грецию.
  58. Коффиа – треугольный головной платок, древнейшая деталь костюма древних арабов.
  59. Креп — тонкая редкая ткань, шелковая или хлопчатобумажная с волнообразно прогнутыми волокнами после соткания. Предназначалась преимущественно для вуалей.
  60. Крепиды – в Древней Греции сандалии с задником и бортиками; ремни продевались в отверстия бортиков и крест-накрест завязывались на щиколотке.
  61. Кружево-полоска или кусок текстиля, получаемого или путем шитья или плетения. Основное развитие кружевного дела падает на XVII век, когда распространилось использование кружев для украшения светской и церковной одежды. Основными центрами по производству кружев были Венеция и Брюссель. Появление кружев машинной выработки в XIX веке сделало это дорогое украшение из предмета роскоши обычным дополнением одежды, прежде всего белья.
  62. Кумби – тонкие ткани, созданные древними инками для изготовления одежд императора, членов его семьи и привилегированных лиц.
  63. Кэсы – китайская шелковая ковровая ткань.
  64. Кюнэ – в Древней Греции круглая кожаная шапка.
  65. Ладао – традиционная китайская техника декорирования ткани с использованием специального ножа для нанесения резервирующего состава.
  66. Лар – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой изображение одного крыла птицы Гаруды – священного орла, происходящего их индийской мифологии.
  67. Лахерия – традиционная индийская техника декорирования ткани, при использовании которой ткань скручивали жгутом и плотно обматывали те участки, где должны были быть полосы, затем погружали жгут в краску; на завязанном участке ткани оставался непрокрас.
  68. Лацерна – в Древнем Риме плащ из тонкой материи, имевший вид продолговатого четырехугольника, часто с капюшоном, он раскрывался спереди, застегивался под подбородком и носился с поясом.
  69. Лен — растительное волокно, об использовании которого для производства тканей упоминается уже в древности. О льняных тканях дошли сведения из Древнего Египта, античного мира, от германцев, славян и кельтов. Льняные ткани различной плотности, беленые и суровые, повседневно применялись в Египте в средние века для одежды и постельного белья, для домашней и рабочей одежды, для подкладки.
  70. Лента — полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка. С XVII века ленты использовались для украшения одежды как мужской, так и женской, а также причесок и шляп. Рафинированное использование лент, особенно в эпоху рококо, вылилось в сложную игру символических аллегорий.
  71. Мамиллар – в Древнем Риме вид женской нижней одежды, представлявший собой повязку из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу.
  72. Мех — выделанная шкура животных с густой и прочной шерстью. Примитивно обработанные меха были, по всей вероятности, первым материалом, который человек применил для своего ложа и одежды. Мех использовался для одежды во все исторические эпохи, но долгое время он служил только в качестве подкладки или отделки. Некоторые виды редких мехов стали символом высокого светского или духовного сана (горностай). К самым дорогим мехам относится соболь, горностай, норка, сибирская куница, чернобурая и рыжая лисица, шиншила, каракуль.
  73. Миронг – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой изображение пары крыльев священной птицы Гаруды.
  74. Мохер — ткань из шерсти ангорской козы, очень тонкой и длинной, с шелковистым блеском. В Европу была завезена из Малой Азии.
  75. Муар — блеск на ткани, возникающий при сдавливании и сплющивании утковых нитей. Так делаются ткани из блестящей пряжи, все шелковые.
  76. Муллеус – в Древнем Риме высокий кожаный башмак красного или фиолетового цвета, связывавшийся спереди ремешками.
  77. Муслин — легкая прозрачная ткань, шелковая или шерстяная. Родиной ее является Индия. В Европе была особенно модна в эпоху ампир.
  78. Набивка — на тканях возникла гораздо раньше, чем печать на бумаге. На Востоке, по-видимому, уже в древнее время была известна техника ручной раскраски тканей (покрытие материи слоем воска или связывание определенных мест, которые должны остаться неокрашенными). Техника непосредственной набивки происходит, вероятно, из Египта, от коптов. Долгое время существовала набивка одноцветная, чаще всего синяя (народная набивка краской индиго). На протяжении всего средневековья появляются набивные ткани, которые используются для практических целей — на рабочие одежды, подкладки и т. д., а также имитируют более дорогие парчовые и бархатные материалы. Набивка производилась с помощью деревянных форм, в которые позднее вбивали металлические наконечники, чтобы рисунок узора был более тонким. В новое время в Европе отказались от набивки с помощью деревянных форм, а стали применять шаблонный, так наз. пленочный способ, который позволяет создавать орнамент сложной окраски и даже репродуцировать очень сложные с художественной точки зрения образцы. Тем самым набивная ткань достигает одного уровня с материалом, тканым орнаментом. Она используется для одежды, шпалер и обивки. Одновременно, однако, снова возобновляется ручная набивка из деревянных форм, и снова входят в моду народные или сделанные по народным мотивам набивные синие ткани с использованием краски индиго.
  79. Набивная ткань — шелковая ткань для дамских платьев с набивным цветным рисунком.
  80. Нитик – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой ряды точек и небольших чёрточек, образующих правильные углы и имитирующих «тканую» поверхность.
  81. Палла – женская тога (см. тога»).
  82. Палудаментум – в Древнем Риме плащ из тонкой материи белого или пурпурного цвета, первоначально был солдатской одеждой, а впоследствии одеждой военных начальников.
  83. Папан – орнамент в виде двух прямоугольников, ограничивающих кепалу (см. «кепала»).
  84. Паранг русак («сломанные мечи») – традиционный индонезийский текстильный орнамент, создающий на поверхности ткани сложный диагональный ритм.
  85. Парча — тяжелая шелковая ткань с узором, вытканным золотыми или серебряными нитями (т. е. обычно это льняные нити, обвитые тонкой золотой или позолоченной нитью). Парча использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.
  86. Патола – название индийских сари, выполненных в технике икат (см. «икат»); патола могли быть двух видов: одиночный икат, где окрашивались нити основы или нити утка и двойной икат, где окрашивались и нити основы, и нити утка.
  87. Пенула – в Древнем Риме закрытый теплый плащ с капюшоном из плотной ткани, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус, начиная от плеч.
  88. Пеплос – четырехугольный шерстяной плат, женская одежда в Древней Греции догомеровского периода, аналогичен хлене (см. «хлена»).
  89. Перо – в Древнем Риме грубые башмаки из невыделанной кожи доходившие до щиколоток или выше и связывавшиеся ремнем.
  90. Петас – в Древней Греции плоская шапка с маленькой плотной тульей и широкими круглыми или дугообразными полями.
  91. Пилеус – войлочный колпак – головной убор фригийцев, он имел коническую или яйцевидную форму с наушниками, затыльником и загнутым вперёд верхом (фригийская шапка).
  92. Пилос – в Древней Греции остроконечная или конусообразная войлочная шапка.
  93. Плиссе — мелкие незастроченные складки на ткани, были известны уже в древнее время (Египет). В новое время плиссе делается с помощью специальной машины.
  94. Полотно — ткань полотняного переплетения изо льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.
  95. Постолы – в Древней Греции мягкие кожаные туфли.
  96. Пурпур — очень дорогой краситель, известный с древних времен. Краску получали из сока моллюсков (murex, buccinum, purpura) и она давала целую гамму оттенков от темно-фиолетового до красного и коричневого. Окраска пурпуром была очень дорогой, позднее начали его заменять пурпуром растительным. Плащ пурпурного цвета был символом высокого сана.
  97. Резина. С открытием вулканического каучука в середине XIX века резина становится широко применяемым материалом. В одежде имеет значение исключительно практическое, а не эстетическое.
  98. Сават – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой изображение пары крыльев и хвоста священной птицы Гаруды.
  99. Сагум – в Древнем Риме плащ, аналогичный по покрою пенуле (см. «пенула»), но более короткий.
  100. Сарабары – штаны фригийцев, присборенные в нижней части, другое название анаксирид (см. «анаксириды»).
  101. Сари – древнейший вид индийской женской драпированной одежды, представлявший собой кусок материи длиной 6–8 м, которым оборачивали фигуру различными способами.
  102. Саронг – традиционный вид одежды для жителей Явы, Бали и других островов Индонезии, представляет собой полотно длиной до 2,25 м, сшитое с одного бока таким образом, что получается прямая юбка, используется и мужчинами, и женщинами.
  103. Семен – группа традиционных индонезийских текстильных орнаментов, включающая в себя различные варианты природных мотивов.
  104. Сеплок – традиционный индонезийский текстильный орнамент, представляющий собой сочетание разнообразных повторяющихся геометрических элементов, обычно строится на базе розетки или звезды, заключённых в разнообразные формы.
  105. Сетка — найдена уже в раскопках, относящихся к эпохе бронзового века. В средневековье носили сетку для волос из золотых нитей, украшенную цветной вышивкой. В эпоху Ренессанса она чаще всего украшалась жемчугом и драгоценными камнями, как это можно видеть на итальянских портретах. С приходом моды на длинные волосы сетка снова появляется уже в XX веке, сделанная чаще всего из шерсти, бархата и шифона. Кроме декоративной функции сетка используется также с чисто практической целью: невидимые, изготовленные из волосяных волокон сетки применяются для сохранения прически в целости.
  106. Симукирран – традиционный индонезийский диагональный орнамент.
  107. Синдон – 1) плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса в Древнем Египте. 2) название тонкой льняной или хлопчатобумажной ткани, вероятно привозимой из Индии.
  108. Синус (sinus – лат. дуга, напуск, пазуха) – полукруглые складки, спускавшиеся до колен, создавался при надевании тоги (см. «тога»).
  109. Следанг (селенданг) – традиционная индонезийская одежда плечевой шарф.
  110. Сплендоне (Splendone) — лента из материи или кож украшенная орнаментом, элемент прически греческих женщин, спереди расширенная, сзади суженная.
  111. Стефана (стефане) – в Древней Греции женское головное украшение, напоминающее венец. Диадема в виде полумесяца, выложенная бриллиантами, надевалась в торжественных случаях гречанками для украшения прически.
  112. Стола (stola – лат. богатая) – в Древнем Риме широкая длинная женская одежда без рукавов или с рукавами, стягивающаяся поясом под грудью, надевалась поверх туники, подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
  113. Строфиум – в Древнем Риме женская нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.
  114. Суджини – вид индийской вышивки, выполненной с применением техники «бегущий стежок».
  115. Сусх – длинная накладная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотна с прорезью для головы, сшитая по бокам до линии проймы, появилась в Древнем Египте в эпоху Нового царства.
  116. Схенти – набедренная повязка или передник, основной вид мужской одежды эпохи Древнего царства в Египте.
  117. Таларис – туника с длинными узкими рукавами, использовалась, главным образом, знатными римлянами (см. «туника»).
  118. Тампал – 1) орнамент кепалы (см. «кепала») в виде двух рядов треугольников, в сочетании с цветочным орнаментом. 2) орнамент кепалы (см. «кепала») с использованием диагональных и зигзагообразных линий.
  119. Танчой – индийская парча, один из вариантов амру (см. «амру»), название происходит от имени трех братьев Чой, которые по легенде и привезли эту технику в Индию из Китая.
  120. Тафта — материя, тканая полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одноцветная. Предназначалась для женской одежды.
  121. Тесьма — текстиль в виде полоски, служащий для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, по-видимому, из Германии (кёльнская тесьма XV века). С этого времени тесьма вошла в моду, часто она делается с пышным орнаментом.
  122. Тибари – японская традиционная техника узелкового крашения.
  123. Тканая вода – очень тонкая шелковая индийская ткань, тип абравана (см. «абраван»).
  124. Ткани Паракаса – ткани, найденные на кладбище Карва, расположенном возле полуострова Паракас (Перу), датируемые 1 тыс. до н. э.
  125. Тога – в Древнем Риме мужская верхняя драпированная одежда, выполнявшаяся из куска шерстяной ткани прямоугольной, полукруглой или эллипсообразной формы размером 6×1,8 м; носить тогу имели право только свободные римляне.
  126. Тритик – индонезийская традиционная техника декорирования ткани путем прошивания ее отдельных участков с последующим окрашиванием; прошитые участки оставались не прокрашенными и создавали узор.
  127. Тулис-батик – (см. «батик»)ткани, расписанные с применением чантинга (см. «чантинг») очень тонким растительным и геометрическим узором.
  128. Туника – в Древнем Риме длинная блуза, и надевавшаяся через голову; имела прямоугольный покрой, шилась из тонкой шерсти в качестве нижней одежды.
  129. Тюль — редкая, тонкая ткань из хлопка, шелка или льна. Шестигранная повторяющаяся петля не возникает путем тканья, а путем вплетания утковых нитей в основу. Ткань предназначена для легких декоративных занавесей и вечерних туалетов.
  130. Тюрбан – мужской головной убор, представлявший собой свернутый отрез ткани, длиной 6–7 м, задрапированный складками в форме высокого конуса или широкой трубы.
  131. Уаска – рубашка-туника, основной вид одежды древних инков.
  132. Удан лирис («мягкий дождь») – традиционный индонезийский текстильный орнамент, в котором присутствуют различные элементы: линии, зигзаги, стилизованные змеи, цветы.
  133. Украшение барб (франц. barbe- борода) — состояло из кружев и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили его В XVIII и XIX веках на прическах и чепцах, а а эпоху кринолинов и на шляпах.
  134. Умбо – (umbo – лат. выступ на щите). полукруглая складка, расположенная над синусом (см. «синус»), создавалась при надевании тоги (см. «тога»).
  135. Ускх – традиционное египетское украшение-воротник из цветного бисера.
  136. Фафрнох (нем. Favoritchen, франц. favoritte) — 1) искусственные кудри, которые женщины носили на лбу и висках. 2) Кисточка на шлеме. 3) Украшение на платье в виде бахромы или кистей.
  137. Ферроньер (ferroniere) — лента, повязанная на лбу, с драгоценным камнем посредине. Свое название получила от «прекрасной Ферроньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547 гг.), которая изображена с этим украшением на известной картине Леонардо да Винчи. В моду вошла снова в эпоху бидермейера. Её также называли Seht hierher.
  138. Фетр — нетканая материя, изготовляемая из отходов шерсти, меха на упаривающих машинах путем прессования и валяния. Используется преимущественно для производства шляп и обуви.
  139. Фибула – металлическая застежка для одежды, одновременно являющаяся украшением.
  140. Филле (Fillet} — металлический обруч, поддерживающий волосы на темени. Носили его как мужчины, так и женщины в античный период, в эпоху Ренессанса его украшали лентами и каменьями.
  141. Фригийская шапка – шапка с загнутым вперед верхом (см. «пилеус»).
  142. Фру-фру (frou-frou) — шелест женского нижнего белья, достигаемый с помощью тафтовых материалов. Был моден на рубеже столетий, около 1900 года, его предшественником были брюки-плундры в XVI веке, имевшие специальные прорези, которые «шуршали».
  143. Фэнгуань – женский китайский головной убор, надеваемый на свадьбу и по торжественным случаям.
  144. Хитон – 1) в архаический период Древней Греции – шитая складчатая рубаха. 2) в классический период – прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, таким образом, чтобы линия сгиба ткани проходила вдоль левого бока торса; хитон мог быть открытым и закрытым, закрытый хитон сшивался сбоку, носился и мужчинами, и женщинами.
  145. Хламида (хламис) – в Древней Греции сандалии легкий короткий плащ для верховой езды, имеющий овальную или прямоугольную форму; хламида изготавливалась из куска плотной шерстяной ткани размером 1 м × 2 м, ее скрепляли фибулой на одном плече или на груди.
  146. Хлена – четырехугольный шерстяной плат, мужская одежда в Древней Греции догомеровского периода; его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками, не используя элементов кроя и шитья.
  147. Хлопчатобумажная ткань — делается из хлопка — растительного волокна, получаемого из хлопковых семян. Самые древние находки свидетельствуют о том, что хлопок был известен в VII веке до н. э. в Индии. Через арабов он попадает в Палестину, Египет, Андалусию, Сицилию. До конца XVIII столетия в Европу ввозятся только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии возникает производство хлопчатобумажных тканей, и вскоре за этим начинается эпоха развития хлопчатобумажной промышленности во всей Европе.
  148. Цикада – в Древней Греции мужская причёска, представляющая собой длинные волосы, завитые на макушке в узел, скрепленный шпилькой.
  149. Чалма – мужской головной убор, представлявший собой длинный отрез ткани, уложенный на голове плоскими жгутами.
  150. Чантинг – представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке.
  151. Чап-батик (см. «батик») – ткани, декорированные с помощью небольших медных штампов – чапов, которыми наносят резервирующий состав.
  152. Чоли – маленькая шитая кофточка, которая входит в комплект для ношения сари (см. «сари»).
  153. Шарлах — название ткани и краски ярко-красного цвета. В средние века эту краску получали из насекомых (cocus illisis), или краппа (корень марены), или сандалового дерева. Ткань применялась для парадной одежды светских и церковных сановников.
  154. Шелк — натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда. На протяжении истории высоко ценились мягкость, блеск, упругость и приятный шелест шелковых тканей. Родиной шелководства был Китай, где с III тысячелетия до н. э. и до VI века сохранялся в тайне секрет его производства. До этого времени он попадал в Европу только в виде готовых тканей. При Александре Великом он становится известным в Риме, где за него платят золотом. При императоре Юстиниане производство шелка начинается в Византии с центром в Царьграде, дальнейший расцвет наблюдается в арабских областях (сев. Африка, Сицилия, юж. Испания), затем в Италии в эпоху средневековья и во Франции в эпоху барокко.
  155. Экзомис (экзомий) – разновидность хитона – хитон, концы которого были связаны на одном левом плече; экзомис носили воины, ремесленники и рабы.
  156. Эндромиды – в Древней Греции мягкие кожаные полусапоги с открытыми пальцами; голенища сапог охватывали ногу сзади, а спереди стягивались шнуровкой.

Кибалова. — 591

Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир. СПб.: СПбКО, 2010. – 130 с.