Евангелие Хитрово (к. XIV в., Москва / РГБ, 304/III)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Евангелие Хитрово (к. XIV в., Москва / РГБ, 304/III) отключены

Евангелие Хитрово — рукописное Евангелие-Апракос конца XIV века. Написано на пергамене, содержит 299 листов размером 32,2×24,8 см уставом в 2 столбца.

История

Евангелие получило название от своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в 1677 году в дар от царя Фёдора Алексеевича в благодарность за труды. Боярин-государственник украсил ее роскошным окладом и счел нужным передать выдающийся памятник русского книжного искусства Троице-Сергиеву монастырю, где он хранился в ризнице до 1920 года.  После национализации монастырского собрания в 1920 году Евангелие было передано в Сергиевский филиал Государственного Румянцевского музея и библиотеки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921-1931 годах оно находилось на выставке древнерусской рукописной книги и искусства XIV-XV веков в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 года. В настоящее время Евангелие Хитрово хранится в собрании Российской государственной библиотеки.

Оформление

Евангелие Хитрово славится роскошным оформлением: драгоценный оклад, заставки на золотом фоне, инициалы особого типа, растительные орнаменты — 8 миниатюр, 5 заставок и 437 инициалов.

Рукопись украшена миниатюрами с изображением евангелистов и их символов  — изображение на отдельных листах символов евангелистов является первым примером в русской книжной миниатюре). В миниатюрах Евангелия Хитрово смешаны три живописных стиля: нововизантийский, балканский и тератологический.

Рукопись также содержит пять больших заставок (четыре нововизантийских и одну балканскую). Заставки в нововизантийском стиле выполнены в форме прямоугольных рамок с различными комбинациями квадратов и кругов. Они заполнены бутонами стилизованных цветов и листьев. Балканская заставка украшена ременными плетёнками в виде решёток и кругов. Фон заставок нарисован золотом, геометрические фигуры голубые, а цветы и листья — синие и зелёные.

Инициалы Евангелия Хитрово выполнены в виде изображений различных животных (например, фантастические морские звери, цапля, змея). Они появились в рукописи под влиянием балканского и неовизантийского орнаментов. Инициалы украшают каждую страницу Евангелия и имеют разнообразные орнаментальные решения. Ряд инициалов совпадают с инициалами «Евангелия Кошки», созданного около 1392 года, что позволяет сделать вывод о том, что обе рукописи происходят из одной и той же мастерской.

Главная художественная ценность рукописи — восемь миниатюр с изображениями евангелистов и их символов, выполненных на отдельных листах. Налицо недосягаемый для изографов той поры уровень, что характеризует московскую кремлевскую школу. Ее представляли лучшие из лучших. Неслучайно ряд авторитетных искусствоведов миниатюру, изображающую ангела (символ евангелиста Матфея), приписывают гениальному Андрею Рублеву.

Миниатюры Евангелия отличаются точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и просветленностью красочной гаммы, которая основана на сочетании голубых, разбеленных фиолетово-лиловых, голубовато-серых и серебристо-зеленых цветов, дополненных акцентами красного и золота. В изображениях евангелистов — воплощенных образах гармонии и благодати, как и в изображениях их символов, выражена главная идея украшения Евангелия Хитрова — победное шествие и торжество Благой Вести в мире. Художественный строй миниатюр свидетельствует о свободном владении мастером едва ли не всем арсеналом приемов современной ему византийской живописи и его обширных знаниях в области иконографии.


http://marc21.rsl.ru/index.php?doc=2829#evangeliye_hitrovo