Римский Вергилий (V в., Римская Империя ? \ Ватиканская библиотека, MS Vat. lat. 3867)

2 недели ago Enottt Комментарии к записи Римский Вергилий (V в., Римская Империя ? \ Ватиканская библиотека, MS Vat. lat. 3867) отключены

Vergilius Romanus — манускрипт, датируемый V веком, с произведениями Вергилия.  Содержит «Энеиду», «Георгики» и некоторые эклоги. Одна из немногих сохранившихся античных иллюминированных рукописей. Находится в Ватиканской библиотеке(MS Vat. lat. 3867). Происхождение манускрипта является предметом споров, возможно, рукопись была создана на территории Восточной Римской империи.

Одна из старейших и наиболее важных рукописей с произведениями Вергилия. Размер пергаментных листов 332—323 мм на 309 мм. Текст написан капитальным рустичным письмом. На странице размещается 18 строк.  Рукопись содержит 19 сохранившихся иллюстраций, написанных как минимум двумя художниками, оба из которых являются анонимными. Стиль обоих художников представляет начало разрыва с классическим стилем изображения человека и пространства. Человеческая форма становится абстрагированной и сглаженной, а натуралистическое изображение пространства отбрасывается.

Первый художник на листе  1r проиллюстрировал Первую эклогу. Пастух, Титир, играет на флейте, сидя под деревом. За его спиной из-за дерева выглядывают три коровы. За другим пастухом, Мелибеем, также изображены животные, выглядывающие из-за дерева. Эта миниатюра ещё связана с античным изобразительным искусством. Коровы и козы за деревьями — попытка, хотя и не совсем удачная, создать впечатление глубины пространства. Драпировка одежды пастухов передана естественно лежащими складками, их лица изображены в три четверти. Миниатюра, в отличие от остальных миниатюр рукописи, не имеет рамки, как иллюстрации в папирусных свитках.

Второй художник был прекрасным художником. Однако его интересы были связаны с образцами и линиями, а не с натуралистическим изображением пространство и человеческая форма.В остальных миниатюрах он демонстрирует более радикальный отход от античной традиции. Все иллюстрации выполнены в красных и золотых тонах. Художник, кажется, не справляется с изображением человеческого тела, и не способен справиться с искажением поз, как, например, на листе 100v, где лежащая фигура представлена совершенно неубедительным образом. Лица больше не изображаются в повороте в три четверти, а рисуются строго в анфас либо в профиль. Складки одежды переданы схематически, отсутствует линия горизонта, фигуры равномерно распределены по полю миниатюры, избегается их наложение друг на друга. Некоторые миниатюры, вероятно, выполнены под влиянием римских мозаик (л. 44v и 45r).

Рукопись содержит три авторских портрета (л. 3v, 9r и 14r ). Эти портреты демонстрируют зависимость от ранней рукописной традиции. Они вставлены в текстовый столбец внутри рамки. На портретах изображен Вергилий, сидящий на стуле между кафедрой и запертым сундуком. Портрет на листе 3v имеет аналой справа от Вергилия на сундуке слева, который перевернут в двух других портретах.

Миниатюры Римского Вергилия сохранились несколько лучше, но стилистически они выполнены грубее, чем в Ватиканском. Обратим внимание, что в обеих книгах художники модернизируют материальную культуру седой старины, о которой повествует эпическая поэма Вергилия, посвященная истории бегства Энея и его спутников из захваченной греками Трои. На страницах этих книг Дидона, Эней и другие персонажи одеты по позднеантичной моде (в то время как Вергилий жил в I в. н.э., а Троянская война традиционно датируется XII вв. до н.э.).