Амброзианская Илиада (V в., [Александрия, Константинополь] \ Милан, Амброзианская библиотека , Cod. F. 205 Inf.)

3 месяца ago Enottt Комментарии к записи Амброзианская Илиада (V в., [Александрия, Константинополь] \ Милан, Амброзианская библиотека , Cod. F. 205 Inf.) отключены

Амброзианская Илиада или Илиада Пикта — иллюминированная рукопись V века на пергамене, и изображает Илиаду Гомера, в том числе боевые и благородные сцены. Амброзианская Илиада считается уникальной, поскольку является единственным набором древних иллюстраций, на которых изображены сцены из Илиады, и рассматривается как пример перехода от греческой устной традиции к письменному слову.

Амброзианская Илиада состоит из 52 миниатюр, которые, по оценкам, были вырезаны из их оригинальной рукописи до 13-го века, каждая из которых имеет маркировку римскими цифрами. Текстовые части написаны на классическом греческом языке. Сравнение текстов на странице с другими рукописями поздней античности (Ватиканский Вергилий, Венская Книга Бытия) заставило некоторых предположить, что эти миниатюры изначально были частью большой рукописи. Интересно, что эта рукопись отличается от других иллюминированных рукописей отсутствием позолоты. Вместо этого автор(ы) выбрал желтую охру, чтобы представить золото в отдельных изображениях, то есть золотые кирасы фигур и ореол Зевса (f. XXXIV).

Происхождение

Происхождение Амброзианской Илиады обсуждается: некоторые считают, что она была изготовлена в Александрии из-за уплощенных и угловых Эллинистических фигур, которые считаются типичным александрийским искусством поздней античности период. Другие считают, что манускрипт был произведен в Константинополе, в частности, с 493 по 508 гг. н.э., куда были добавлены надписи, идентифицирующие предметы. Этот временной интервал был разработан Рануччо Бьянки Бандинелли и основан на изобилии зеленого цвета на изображениях, который был цветом власти в то время. Рануччо Бандинелли также заявил, что «Амброзианская Илиада» была бы дорогостоящей книгой, предназначенной исключительно для состоятельных покровителей, однако, как полагают, отсутствие металлов, использованных в рукописи, доказывает обратное.

Иллюминирование

Основываясь на палеографическом изучении греческого унциального письма рукописи, создание Амброзианской Илиады датируется 1-й пол. V века н.э., и, возможно, над ней работали несколько художников. Изображения демонстрируют большие различия в композиции и стилистических различиях — от простых сцен до сложных сцен. Каждое изображение было помечено кардиналом Анджело Маи в его попытке вести учет при изучении различных страниц в 1813 году, а в 1819 году он воссоздал изображения в виде гравюр. Кардинал Маи нанес рукописи урон, применив жесткие химикаты к страницам, чтобы прочитать их, из-за чего рисунки прожгли страницы. Со временем краска стерлась, показав, что автор(ы) сначала нарисовал фигуры обнаженными, а затем нарисовал одежду, как в греческой вазописи.

Сегодня Амброзианская Илиада хранится в Библиотеке Амброзиана в Милане. Она была приобретена в библиотеке генуэзского коллекционера Джана Винченцо Пинелли кардиналом Фредерико Борромео, и поступила в библиотеку 14 июня 1608 года. Изображения рукописи можно посмотреть в иконографической базе данных Института Варбурга.


https://iconographic.warburg.sas.ac.uk/vpc/VPC_search/subcats.php?cat_1=8&cat_2=15&cat_3=629&cat_4=973&cat_5=3277&cat_6=8125&cat_7=2709