Хроники Фредегара (Chronique de Frédégaire, Codex Claromontanus), 690-710, Бургундия \ BNF, MS Latin 10910

5 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Хроники Фредегара (Chronique de Frédégaire, Codex Claromontanus), 690-710, Бургундия \ BNF, MS Latin 10910 отключены

Хроника Фредегара является обычным названием, используемым для франкской хроники VII века, которая была написана, вероятно , в Бургундии. Автор неизвестен, и указание на Фредегара датируется только с XVI века.

Хроника Фредегара с его продолжениями является одним из немногих источников, которые предоставляют информацию о династии Меровингов за период после 591 года.

Название «Fredegar» (современный французский Frédégaire) впервые было использовано для хроники в 1579 году Клодом Фаушетом в его реквизитах антикитезов и галоитов и французов. Вопрос о том, кто написал эту работу, много обсуждался, хотя историк Дж. М. Уоллес-Хэдрилл признает, что «Фредегар» является подлинным, если не обычным, франкским именем. Вульгарная латынь этой работы подтверждает, что хроника была написана в Галлии; кроме этого, мало кто уверен в происхождении этой работы. В результате существует несколько теорий об авторстве.

Предполагается, что Фредгар был бургундцем из региона Авенши из-за его знания об альтернативном имени Уиффлисбург для этой местности, — имени, которое затем вошло в употребление. Это предположение подтверждается тем фактом, что он имел доступ к анналам многих бургундских церквей. Он также имел доступ к судебным документам и мог, по-видимому, беседовать с Ломбардом , вестготом и славянскими послами. Его осведомленность о событиях в византийском мире также обычно объясняется близостью Бургундии к византийской Италии.

Написана унциальным письмом, кроме ff. 7v-8r, написанных полуунциалом; некоторые аннотации сделаны меровингским курсивом. —

Эта компиляция неизвестного автора, который, вероятно, жил в Бургундии в VII веке и которому современная критика дала имя Фредегар, является единственным источником по истории Галлии после смерти Григория Турского. Автор, вероятно, завершил свою работу примерно в 660 году. Как и в латинской рукописи 10910, которая является главной, эта хроника включает отрывки из Отцов церкви, резюме истории франков Григория Турского, оригинальную хронику с 584 до 642 гг., а также транскрипцию хроник Исидора Севильского.

Хроника существовала в более чем тридцати рукописях, которые и Круш, и английский исследователь средневековья Роджер Коллинз группируют в пять классов. Исходная хроника потеряна, но она существует в унциальной копии, сделанной в 715 году бургундским монахом по имени Лусериус. Эта копия, единственный экземпляр рукописи 1-го класса, находится в Национальной библиотеке Франции (MS Latin 10910).

Иллюстрации

Инициалы пером, цветные инициалы; эскиз пером, изображающий святого, носящего треугольный капюшон (f. A), двух персонажей, держащих филактер (графическое средство, используемое в основном в комиксах для иллюстрации речи либо мыслей персонажа (обычно в виде слов, редко — картинок). Наиболее распространёнными формами выносок являются «пузырёк», который указывает на речь, и «облачко», которое указывает на мысли.), которые могут быть сделаны и пером, как предполагает латинская надпись в греческих характеристиках, сопровождающих их (f. 23v), персонаж в маджесте, вероятно, Христос, держащий крест и книгу в медийоне (f. 23v). 75в), а также гибрид, добавленный в ff. 23v, между двумя персонажами, и в f. 184v после текста, содержащего филактер, которые могут быть Евсевием и Иеронимом, как предполагает латинская надпись, вероятно, Христос, держащий крест и книгу в медальоне (f. 75v).


  1. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10511002k
  2. https://archivesetmanuscrits.bnf.fr/ark:/12148/cc72579m (библиография!)
  3. Roger Collins, Die Fredegar-Chroniken, Hanover: Hahnsche Buchhandlung, coll. « Monumenta Germaniæ Historia. Studien und Texte », 44, 2007, p. xv+152.
  4. Isabelle Bardiès-Fronty, Charlotte Denoël et Inès Villela-Petit, Les Temps mérovingiens : Trois siècles d’art et de culture (451-751), Paris, Réunion des musées nationaux, , 288 p.p. 66 (notice 9).
  5. Noureddine Mezoughi, «Une image du Christ en majesté dans les Chroniques de Frédégaire», Xavier Barral y Altet (dir.), Les Mérovingiens Archéologie et historiographie, actes des VIe journées nationales de l’AFAM, éd. Errance, coll. Archéologie d’aujourd’hui, 1989, pp. 70-75.