- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Архитектура средневековой Сирии (Дамаск, загородные замки)

Фриз из Мшатты в Пергамском музее Берлина

После убийства в Куфе халифа Али в 661 г. власть в регионе перешла к династии Омейадов, которую основал халиф Муавия, ранее бывший наместником в Сирии (еще во время правления Али будущий халиф Муавия выразил непокорность центральной власти, обвиняя ее в смерти третьего халифа Усмана).

Муавия и его последователи продолжили укрепление и расширение государства. «В условиях Халифата, в рамках которого религия была ели та с политической администрацией и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, на передний план вышла исламизация. Наместники пророка халифы, считали своим долгом присоединять к империи все новые земли обращая при этом в мусульманство их население». В 661 г. столица была перенесена в Дамаск, ставший главным городом халифата эпохи Омейадов и остававшийся таковым вплоть до 762 г.

До арабского завоевания территория Сирии входила в состав Византии, а ее население исповедовало христианство. «Положение христиан под властью мусульман в первое время было лучше, чем впоследствии еще не имея собственной культуры, завоеватели нуждались в образован­ных иноверцах, среди которых христианам принадлежало первое место».

Дамаск

Дамаск — один из старейших городов на земле. Первые поселения на месте будущей столицы Арабского халифата относятся к V-IV тыс. до н.э.  О точной дате основания, как и о происхождении названия города, до сих пор ведутся жаркие споры. Относительно названия существует много версий,  например, по одной из них, слово вначале означало «быстрее верблюда», что говорило о быстрой постройке города; по другой, название происходит из греческой мифологии. Говорят и об арамейском происхождении названия.

Дамаск известен пребыванием в городе Савла — будущего апостола Павла, который прозрел в городе и обрел веру.

Мечеть Омейядов

Жемчужиной мусульманской архитектуры Дамаска по праву считается главная соборная мечеть, которая больше знакома паломникам по двум названиям — мечеть Омейадов или мечеть Валида I (705-715). Место, выбранное мусульманскими завоевателями, имело богатую историю. На этом месте в разное время находились святилище арамейского бога Хадада (XI в. до н. э.), место поклонения греческим идолам — святилище Юпитера Дамасского (64 до н. э.), а после того как Сирия была включена в состав Византии, на месте разрушенного в IV в. святилища возникла церковь Иоанна Крестителя (вероятнее всего, для ее строительства была использована южная стена бывшего святилища). И только затем она была превращена в мечеть Омейадов.

Мечеть Омейядов, панорама
Мечеть Омейядов, панорама

В 633 г. Сирия была завоевана арабами, и в 661 г. они сделали Дамаск своей столицей. Византийский храм оказался поделен на две части, и в течение семидесяти лет там одновременно молились христиане (на западной стороне) и арабы (на восточной). Правитель выплачивал компенсацию городу за использование церкви (существует версия о мирном договоре и последующем разделении храма). Только в 705 г. халиф Валид I принял решение о перестройке храма. Превращение базилики в мечеть продолжалось до 715 г. Многие архитектурные элементы при строительстве мечети не пострадали. До сих пор в молитвенном зале находится часовня Иоанна Крестителя, которая является местом паломничества христиан.

Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя)
Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя)

Новая мечеть должна была не только подчеркивать столичный статус Дамаска, но и служить объектом восхищения. В этом был заинтересован сам халиф, который лично отбирал мастеров для ее строительства и часто присутствовал на строительной площадке. Для постройки мечети были приглашены мастера из разных стран, таких как Иран, Индия, Византия Армения, поэтому в мечети прослеживаются мотивы искусства разных народов. Основа старого здания не была разрушена, но поменялась ее структура. Связано это было с ориентацией молитвы мусульман на Каабу, поэтому колонны и, следовательно, образующие нефы поменяли свое направление.

Начиная с постройки этой мечети можно говорить о формирования традиций, которые постепенно стали складываться в мусульманской архитектуре. Конечно, были заимствования из соседних регионов, особенно из Византии, но приверженцы ислама стали вырабатывать свой собственный стиль построек.

Мечеть выполнена по типу колонной мечети, с молитвенным залом (136 х 37 м) и двором (раньше между ними не было стены). «Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. При строительстве молитвенного зала были найдены пропорции, которые позже применялись при строительстве других типов зданий. Расстояние между колоннами стало около 5 м. Не создается ощущения перегруженности зала. Он просматривается во всех направлениях и ощущается легкость во внутреннем пространстве мечети. В оформлении интерьера использованы детали прежней церковной постройки — колонны коринфского ордера. В зале была применена двухъярусная система арок, удобная тем, что колонны изготавливались небольшой высоты и, таким образом, были более устойчивы

В дамасской мечети впервые по приказу Валида I был построен михраб, но не в виде плоской плиты, а в форме полукруглой ниши. Именно такой михраб стали строить в более поздних мечетях. Также в мечети появилась максура.

Мечеть Омейядов, деталь интерьера
Мечеть Омейядов, деталь интерьера

Декоративное оформление стен в интерьере мечети поражает сво­им великолепием. Правители Дамаска не скупились на убранство. Был использован мрамор, цветное стекло. Большая часть стен мечети была покрыта мозаикой, которую заимствовали из византийского искусства. До нашего времени сохранились лишь ее фрагменты. В 1891 г. в мечети произошел грандиозный пожар (они в мечети случались и раньше: в 1069 и 1400 гг.), уничтоживший часть мозаики. Но и уцелевшие части пора­жают своим совершенством. Изображения павильонов, башен, деревьев, растений создают удивительную, сказочную картину. Все из вышепере­численного в мире не существует, оно фантастично. Художники (многие из которых, как уже говорилось, были из соседних регионов) таким удивительным образом воплотили представления мусульман о райских садах. Большинство изображений сделано на золотом фоне с преобладанием зеленого, желтого и коричневого тонов.

Также после пожара в конце XIX в. частично изменились и другие элементы интерьера, появилась закрытая аркада, отделяющая внутренний двор от молитвенного зала. Для мечетей данного типа это нехарактерно: в них двор и зал представляют собой единое пространство. «Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился европейского типа тяжелыми хрустальными люстрами…» (Сидорова Н.А. Города Сирии).

Известно, что для оформления мечети были приглашены знаменитые мастера из Армении, которые славились тем, что могли любой камень обработать до совершенства.

Полностью первоначальный облик мечети до сегодняшнего дня не сохранился. Например, в период Омейадов мечеть имела три минарета, которые многие современники называли одними из красивейших сооружений мусульманского мира. Частично сохранился только один — минарет Невесты. Он был сооружен у северной стены мечети и за свою историю несколько раз достраивался и менял очертания. Два других минарета — минарет Исы и Западный минарет, были возведены соответственно в 1340 и 1488 гг., когда династия Омейадов давно ушла с исторической арены. Позднее, в период владения турками этой территорией, минареты также были изменены.

Таким образом, несмотря на многие перемены, до нас дошло небывалое величие омейадской архитектуры, посредством которой была предпринята удачная попытка увеличить влияние новой религии, быстро распространявшейся на соседние регионы.

«Замки пустыни»

До нас дошла еще одна группа памятников, за которыми закрепилось название «замки пустыни», находящихся в настоящее время на территории нескольких государств — Сирии, Иордании и Палестины (по-арабски они называются «каср», что значит — «укрепленная дворцовая постройка»). Однако это часто употребляемое название является неправильным. Ведь в те времена это были регионы, в буквальном смысле наполненные жизнью — там были цветущие оазисы, там пересекались караванные пути, что делало эти сооружения центрами активной жизни. Замки, скорее всего, имели несколько функций: использовались правителем и его двором для инспекций подвластных ему территорий (где он и отдыхал) и служили одновременно фортификационными постройками. Однако прочность замков часто была иллюзией, несмотря на то что многие архитекторы следовали старым традициям: строили здания, напоминавшие те, которые существовали еще в доисламские времена, и даже восходившие к римской эпохе (постройки в форме квадратов). В настоящее время эти здания, частью реконструированные, — след минувшего величия в заброшенных местах, превратившихся в пустыню.

На территории Сирии сохранилось два таких сооружения — Западный и Восточный дворцы благоденствия.

Каср Аль-Хейр Аль-Гарби, реконструкция фасада замка
Каср Аль-Хейр Аль-Гарби, реконструкция фасада замка

Первый дворец, Каср Аль-Хейр Аль-Гарби, можно назвать дворцом загадок, так как в нем сочетаются архитектурные элементы, xapaктерные для разных культур. Дворец, построенный на месте христианском монастыря в 727 году, частично дошел до наших дней. Ныне представляет собой руины, найденные на месте замка фрески, стуковые рельефы, фрагменты скульптуры помещены в Национальный музей Дамаска.

Особо стоит выделить башню, где впервые в арабской фортификации встречается навесная бойница. Уникален также и портал. Это единственный портал в мусульманской архитектуре, напоминающий средневековые замки Европы. Две полукруглые башни бастиона завершаются зубцами (мерлонами). Зубцы покрыты орнаментальным рельефом. В центре портала, над дверью, расположена аркатура с двумя окнами. Интерьер замка был украшен мозаиками, некоторые из них находятся на полу. Фрески интересны по своему содержанию. Например, на одной изображен юноша или девушка с фруктами. Hа другой фреске, на ее центральной части, представлен скачущий всадник с луком в руках, а на верхней части фрески изображены два музыканта.

Каср-эль-Айр-эль-Шарк
Каср-эль-Айр-эль-Шарк

Восточный дворец благоденствия (Каср-эль-Айр-эль-Шарк) был построен по заказу правителя Хишама в 728 или 729 г. Постройка состоит из двух самостоятельных частей, размеры которых отличаются. Малая крепость повторяет форму Западного дворца благоденствия.

Дворец состоит из большого открытого двора, окруженного толстыми фальшбортами и башнями, охраняющими входы, а также каждый угол. Дворец состоит из двух квадратных зданий, одно диаметром 300 м , а другое 100 метров (330 футов). Дворцы содержат остатки комнат, арки и колонны, которые, как представляется, являлись частью огромного королевского комплекса. Некоторые из украшенных деталей были перенесены в Национальный музей Дамаска, а ворота были реконструированы в музее Дейр-эз-Зор.

На территории Иордании сохранились два дворца, являющихся «замками пустыни», — Кусайр Амра и Мшатта. От их первоначального вида мало что осталось.

Кусайр-Амра
Кусайр-Амра

Первая постройка, Кусайр Амра, скорее всего предназначенная для отдыха правителя и приближенных ко двору, была сооружена в начале VIII в. До настоящего времени сохранился зал приемов и несколько малых помещений, которые служили банями. Это «прекрасный образец ранних арабских бань, унаследовавших черты римских терм». На территории, примыкающей к зданию, сохранились остатки гидравлического комплекса, который дает представление о высоком технологическом уровне механизма подачи воды. До нас дошла великолепная живопись на стенах этого здания (восстановленная в конце 1970-х гг. испанскими мастерами). Представленные росписи уникальны. Они разнообразны по сюжетам: охо­та, работа ремесленников, танцовщицы, сцены с животными, даже изображение Родерика — правителя Испании начала VIII в., павшего в битве против мавров. Живопись представлена на довольно малой площади. Сти­ли исполнения также везде разные: на одних работах видны черты живо­писи христианского Египта, на других присутствуют следы византийского влияния, на третьих — античные мотивы. Скорее всего, причиной такого разнообразия было то, что мастера, создававшие произведения, представляли разные художественные традиции — ведь они были из различных регионов. Как видно из вышеперечисленных примеров и из особенностей архитектуры Кусайр Амры, в раннеисламской архитектуре просматриваются черты искусств стран, входивших в Арабский халифат.

Замок Мшатта (пер. с араб, «зимний замок») был обнаружен в 1840 г., и после экспертных оценок выяснилось, что он был построен в 743 г. Валидом II (713-744). Название «Мшатта» дворцу дали бедуины, оригинальное название не сохранилось. Комплекс был спланирован таким образом, чтобы по­разить своим великолепием всякого входящего на его территорию. Все и архитектурные постройки комплекса (мечеть, дворы, колонный зал) примыкали друг к другу и образовывали цепочку зданий. Если Купол Скалы является образцом городской архитектуры, то декор Мшатты, несмотря на детали греко-римского периода, выражал вкусы арабских принцев бедуинского происхождения. Возводя этот комплекс, правитель по какой-то причине хотел выделить его, поэтому с отдаленных районов привозили камень и мрамор. В берлинском Музее исламского искусства хранится рельеф (33 х 5 м) с южного фасада Мшатты. На нем представлен узор, напоминающий треугольники, в центре которых находится розетка. Весь фриз украшен растительным орнаментом — главным образом изображением виноградной лозы. Также на рельефе присутствуют изображения различных птиц и зверей.

Омейадские замки — уникальный вид архитектуры. Расположенные на довольно большой территории, они дают представление о раннем этапе мусульманской архитектуры и изобразительного искусства — периоде, когда преобладал синтез различных культур.

Династия Омейадов просуществовала до середины VIII в. Она пала в результате многочисленных восстаний, которые прокатились по всему государству. В 750 г. к власти пришла новая династия — Аббасидов (750-1250). Они были потомками Аббаса — дяди Мухаммада. Государство было укреплено, границы несколько расширились. В области архитектуры данная эпоха известна двумя событиями — строительством новой столицы и возведением резиденций.

Дамаск перестал быть главным городом мусульманского мира. Аббасидский правитель ал-Мансур (754-775) повелел основать новый город, который стал известен как Багдад.


  1. Сухоруков С.А. Архитектура Ислама.
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_castles_in_Syria — Замки в Сирии, кому надо
  3. https://fr.wikipedia.org/wiki/Qasr_al-Hayr_al-Sharqi — Восточный дворец благоденствия