Музеи книг

Содержание

Книга как феномен памяти представляет собой удивительное сочетание различных аспектов бытия: материального и духовного, эстетического и рационального, обыденного и оригинального. В книге помимо основных идей автора, сюжетной линии произведения отражены культурная обстановка, нравы и обычаи людей, приметы времени и социальной среды, в которой рос и жил писатель и в которой создавалась книга. Прошлое, настоящее и будущее находятся в постоянном контакте и поддерживают связь читателя с автором, произведением, его эпохой, обеспечивая непрерывный процесс обогащения и расширения диапазона исторической и культурной памяти.

Матенадаран

Матенадаран, или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире и крупнейшим хранилищем древнеармянских рукописей. При институте действует открытый для посетителей музей.

Матенадаран — хранилище средневековых армянских рукописей, содержащее в себе ценнейший и обширнейший материал по самым различным областям знаний. Но это также и художественный музей, где сосредоточена уникальная по полноте коллекция средневековой книжной живописи и тех видов декоративно‐прикладного творчества, которые связаны с искусством рукописной книги: образцов тканей, тиснения по коже, металлопластики и ювелирных изделий.

История

Начало свое Матенадаран ведет из монастыря Сагмосаванк. В нем семьсот с лишним лет назад основал библиотеку князь Курд Вачутян, через несколько столетий рукописи перекочевали в Эчмиадзин. Его древние рукописи и стали ядром будущего Матенадарана.

На протяжении многих столетий из разных монастырей сюда были отобраны сотни уникальных армянских рукописей, и теперь Матенадаран превратился в богатейшее книгохранилище.

Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 году коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок. 361—440), создателем армянской письменности. Уже в V веке Лазарь Парпеци сообщает, что при Эчмиадзинском монастыре существует книгохранилище. В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. — 3338, в 1906 г. — 3788, в 1913 г. — 4060.

Эчмиадзинский матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г. В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. Современное здание Матенадарана было построено в 1959 г. по проекту архитектора Марка Григоряна.

Фонды

По состоянию на 2015 год, фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов. Наряду с армянскими рукописями (11230 полноценных и 2200 фрагментарных), здесь хранится более 3000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, грузинском, индийском, японском, персидском, азербайджанском и других языках. В фондах музея хранятся 2281 старопечатных (до 1800 года) книг. В настоящее время коллекция продолжает пополняться — значительный вклад в её расширение вносят представители армянской диаспоры в Европе, США и т. д.

Собранные в Матенадране 23 000 рукописей представляют почти все области знаний в древней и средневековой Армении: история, география, грамматика, философия, право, медицина, математика, космология, календароведение, эзотерика, переводная и национальная литература, миниатюра, музыка, театр. Некоторые тексты, не сохранившиеся в оригиналах, известны только в средневековых армянских переводах. Кроме армянских, в Матенадаране хранятся рукописи на других языках: арабские, персидские, греческие, сирийские, латинские, эфиопские, грузинские, еврейские и другие.

Работа

В Матенадаране ведется научно-исследовательская работа по изучению и публикации памятников армянской письменности, исследованию проблем текстологии, источниковедения, палеографии, средневековой книжной живописи, историографии, научные переводы памятников на русский и другие языки. С 1940 г. издаётся сборник «Банбер Матенадарани» («Вестник Матенадарана») на армянском языке с резюме на русском и французском языках).

Параллельно с научными работами, Матенадаран по-прежнему занимается собиранием рукописей; его фонды пополняются путем покупок и дарений. Дарителем считается как тот, кто оказал материальное содействие приобретению той или иной рукописи, так и тот, кто передает Матенадарану сами рукописи.

Музей книги в РГБ

Музей книги в РГБ был создан в 1976 г., с 1980 г. он называется «Научно-исследовательский отдел истории книги, редких и особо ценных изданий — Музей книги». Его главной задачей является пропаганда книги и проведение исследований по истории книги. В музее представлено более 500 редких изданий XV–XX вв., среди которых уникальные экземпляры старопечатных книг, издания московского первопечатника И. Федорова и другие памятники кирилловской печати.

В 1983 г. была создана экспозиция музея книги, которая с различными обновлениями и изменениями действует до настоящего времени. На сегодняшний день она состоит из десяти тематических разделов. Наряду с книгами широко экспонируются предметы, связанные с их созданием.

Объём фонда

Около 400 тысяч единиц хранения, из них:

  • более 45 тысяч единиц хранения печатной продукции в подсобном фонде;
  • более 7 тысяч единиц хранения в фонде микрофильмов;
  • 44 единицы хранения на СD-дисках.

Период охвата

С XV века по настоящее время

Состав фонда

Фонд сформирован на основе коллекционного принципа и состоит из тематико-книговедческих и владельческих собраний. В фонде широко представлены старопечатные отечественные издания XVI — первой четверти XIX века, иностранные издания XV–XVII веков, книги более поздних периодов. Кроме книг, в фонд входят брошюры, листовки, газеты, журналы, ноты, карты, альбомы. В основном присутствуют издания на традиционных носителях — это печатные издания, микрофильмы, СD-диски, — но встречаются и экземпляры, отпечатанные на необычных материалах — шёлке, пробке и других.
Подсобный (научно-вспомогательный) фонд содержит материалы по истории книги и книжного дела: книгопечатания, издательств, книготорговли, периодической печати, бумаги, переплёта, иллюстрации и т. д.

Музей книги РГБ имеет постоянно действующую экспозицию, которая открылась для посетителей в 1983 году. На ней представлены уникальные экземпляры иностранных и отечественных изданий XV—XXI веков, образцы тиражной и оригинальной графики; полиграфические материалы и инструменты; мемориальные вещи выдающихся деятелей книжного дела; более 1000 книг и предметов, связанных с чтением и письмом.

Здесь можно увидеть сокровища самой большой библиотеки страны и на подлинных образцах проследить ключевые этапы истории печати. Книга представлена как важнейшее средство информации, как предмет материальной культуры и произведение искусства.

Посетитель Музея книги может увидеть древнейшие формы книги (папирусный свиток, глиняную табличку, нетрадиционные формы восточных книг из листьев пальмы и бумаги); факсимильные воспроизведения раннего пергаменного кодекса «Архангельское Евангелие» 1092 года и 42-строчной Библии Иоганна Гутенберга XV века; украшенные инициалами и орнаментами европейские первопечатные книги; первые книги кирилловского шрифта, изданные Швайпольтом Фиолем, Франциском Скориной и Иваном Федоровым на территории России, Белоруссии, Польши, Украины.

Тематические разделы позволяют проследить, как на протяжении веков менялись и совершенствовались основные элементы книги: титульный лист, переплёт, шрифт, иллюстрация.

В экспозиции также представлены первые издания сочинений знаменитых писателей и учёных, в том числе прижизненные издания Сервантеса, Ньютона, Вольтера, Ломоносова, Гёте, Пушкина, Менделеева, Павлова, Эйнштейна, экземпляры из собраний известных коллекционеров: Румянцева, Норова, Солдатёнкова, Смирнова-Сокольского, российских и иностранных монархов и членов их семей, подлинные шедевры книжного искусства, необычные издания на обоях, шёлке и пробке, миниатюрные книги величиной менее сантиметра.

В основу концепции Музея книги легла идея разностороннего показа книги как неотъемлемой части историко-культурного процесса, как явления, одновременно входящего в интеллектуальную, материальную и художественную сферы деятельности человека. В экспозиции книга показана в сопровождении различных документов, произведений живописи и графики, декоративно-прикладного искусства и инструментов печатника, переплетчика, ярко иллюстрирующих процесс производства и распространения книжной продукции. Книга предстает перед нами в разных ипостасях: как хранительница знания, как объект творения писателя, как обычная вещь в шкаф.

Здесь можно:

  1. Пользоваться всеми видами документов из фондов Музея книги, не имеющихся в других фондах РГБ. При наличии копии выдача оригинала заменяется преимущественно копией.
  2. Получать информацию о фондах Музея книги через электронный каталог и систему карточных, печатных каталогов и картотек.
  3. Получать консультацию библиографа при поиске и выборе источников информации для уточнения сведений о документе, фактографических сведений, подборе документов по теме.
  4. Пользоваться документами из открытого доступа.
  5. Вносить в читальный зал корректуру, слайды, фотографии; машинописные тексты (по согласованию с администрацией отдела).
  6. Вносить и использовать в читальном зале редких и ценных изданий (по согласованию с администрацией отдела) технические устройства без звуковых сигналов и копирующих устройств: ноутбуки, аудиовизуальные средства (кроме CD- и DVD-плееров).
  7. Пользоваться компьютерами и программным обеспечением зала, электронным каталогом и электронной библиотекой РГБ, другими ресурсами сайта РГБ.
  8. Получать информацию о работе отдела.

Платно:

  1. Получать библиографические и фактографические справки, тематические списки, с использованием справочно-библиографического аппарата Музея книги (в случае отказа пользователя от самостоятельной работы с каталогами).
  2. Получать копии документов в соответствии с «Правилами по предоставлению услуг по копированию (в том числе микрокопированию) и сканированию в РГБ»

В музее проводятся выставки и мастер-классы.

Музей истории Библиотеки РАН

Музей истории Библиотеки РАН создан по решению Информационно-библиотечного совета РАН в 2003 г. Его концепция предполагала создание такого музея, в котором библиотека будет показана как социокультурный феномен в двух ипостасях (библиотекарь и читатель).

Посетитель музея знакомится с документами, показывающими историю первоначального фонда БАН. Здесь представлены: книги из библиотеки Я. В. Брюса с его экслибрисом и автографом, листы из каталогов курляндской библиотеки, поступившей в 1714–1716 гг., и библиотеки Р. Арескина, пополнившей фонд БАН в 1719 г.

В экспозиции представлена не только история и жизнь книги, но и запечатлены имена замечательных людей, ученых, директоров и сотрудников, работавших в библиотеке. В ней также отражена первая служебная поездка для пополнения фондов библиотеки, в которую Петр I отправил И.-Д.Шумахера и которая положила начало международному книгообмену. Кроме книг, различных документов здесь можно увидеть фотографии зданий, где размещалась первая научная библиотека, вещи, раскрывающие эволюцию книги, библиотеки и общества от прошлого к настоящему. Это инструменты реставратора в России начала XX в., пишущая машинка «Underwood», счеты канцелярские, арифмометр 1970-х годов, машинка счетная, фотоаппарат «Смена-8М» и диапроектор «Экран», а также контрольный листок, очки, перо и инвентарь книг читального зала в 1930-е годы.

Небольшая по объему экспозиция позволяет взглянуть на жизнь и развитие библиотеки изнутри, окунуться в ее прошлое и ощутить «запах», интерьер и дизайн, многоплановость и уникальность данного библиотечного пространства. Судьба и жизнь библиотеки четко прослеживаются как через раскрытие книжного собрания, так и благодаря сбору и предоставлению уникальных документов, свидетельств очевидцев, личных коллекций сотрудников библиотеки.

Музей книги при Британской библиотеке

В 1973 году Закон Британской библиотеки 1972 года отделил библиотечный отдел от Британского музея, но в нем продолжалось размещение ныне разделенной Британской библиотеки в том же зале для чтения и в качестве музея до 1997 года.

В 1997 году Британская библиотека переехала в специально построенное здание рядом со станцией Святого Панкраса, и все книги и полки были удалены. В рамках реконструкции Большого двора читальный зал был полностью отремонтирован и восстановлен, в том числе потолок папье-маше, который был отремонтирован до первоначальной цветовой гаммы, предварительно подвергшийся радикальным переоценкам (первоначальный дизайн крыши считался чрезмерным).

Читальный зал был вновь открыт в 2000 году, позволяя всем посетителям, а не только владельцам билетов в библиотеку, войти в него. В нем собрана коллекция из 25 000 книг, посвященных культурам, представленным в музее, наряду с информационным центром и Центром Вальтера и Леонора Анненберга.

В дополнение к постоянной экспозиции часто проводятся тематические выставки, которые охватывают карты, священные тексты, историю английского языка, тексты законов, в том числе празднование 800-летия Великой хартии вольностей.

Экспонаты

В выставочном зале музея Британской национальной библиотеки хранятся шедевры — старинные книги и документы разных эпох и культур — книги и рукописи, представляющие самые разные воззрения, религиозные традиции и культуры всего мира. Многим документам более двух тысяч лет. В фондах библиотеки — манускрипты из Индии и Китая, средневековые фолианты. Сокровища библиотеки — это библия, напечатанная в типографии Гутенберга, записная книжка Леонардо да Винчи, книги английского первопечатника У. Кекстона, первые издания классиков английской литературы и многие другие книжные памятники мировой культуры.

Представлена мировая история книги с древнейших времен и до наших дней. Среди экспонатов музея есть и первая печатная Библия Гутенберга, и записная книжка Леонардо да Винчи. Британская библиотека имеет также экземпляры первого полного собрания сочинений Шекспира, напечатанного его друзьями, а также бесценный автограф с подписью.

Ряд книг и рукописей выставляются в галерее сэра Джона Ритблата, которая открыта семь дней в неделю бесплатно. Некоторые рукописи на выставке включают Беовульф, в Линдисфарнское Евангелие и Евангелие Кутберта, а Библия Гутенберга, Джеффри Чосер «Canterbury Tales», Томас Мэлори Смерть Артура, журнал Джейн Остин, История Англии, Шарлотта Бронте «Джейн Эйр», Льюис Кэрролл «Приключения Алисы», Редьярд Киплинг, Чарльз Диккенс — Николас Никльби, Вирджиния Вульф — миссис Дэллоуэй и зал, посвященный исключительно Великой хартии вольностей, а также несколько Коранов и азиатских книг.

Музей книгопечатания в Лионе

Музей книгопечатания и графической коммуникации (фр. Musée de l’Imprimerie et de la Communication Graphique) находится в историческом здании, известном под названием Отель-де-ла-Курон (Коронный дом) и построенном не позднее середины XV века. Первое упоминание о здании относится к 1493 году.

На протяжении первого века своей истории он был жилым домом состоятельных купеческих семей Варе, Фе, Ту. В 1604 году дом выкуплен городом и вплоть до 1654 года здесь размещается мэрия. Затем на два века Коронный дом вновь становится жилым — вплоть до 1863 года, когда расположившийся неподалёку, в здании Дворца торговли банк Креди Лионне приобретает его для хранения своих архивов. В 1954 году здание во второй раз в его истории выкупается городом, который открывает в нём в 1963 году — к столетию банка Креди Лионне — Музей книгопечатания и банковского дела.

На сегодняшний день музей, называющийся с 2014 года Музеем книгопечатания и графической коммуникации, занимает площадь в 1200 м2 и является одним из крупнейших в Европе музеев своего направления.

Храм книги При Израильском музее

«Храм книги» — отдел Израильского музея в Иерусалиме, расположенный возле холма Гиват-Рам в западном Иерусалиме.

«Храм книги» спроектирован так, чтобы символизировать свиток «Война Сынов света с Сынами тьмы»: святилище построено в виде белого купола, символизирующего Сынов света, а чёрная базальтовая стена символизирует Сынов тьмы.

В «Храме книги» хранятся так называемые Кумранские свитки Мёртвого моря, — древнейшие в мире рукописи Библии, обнаруженные в 1947—1956 годах в 11 пещерах в Вади-Кумран и близ него, — в том числе самый сохранный из свитков Мёртвого моря, Свиток Исаии, датируемый II веком до н. э.

Интерьер Храма оформлен таким образом, чтобы воспроизводить обстановку, в которой были обнаружены свитки. Представлена также постоянная экспозиция о жизни в Кумране, где они были написаны.

Поскольку ломкость и ранимость свитков Мёртвого моря делает нецелесообразным и невозможным экспонирование их на постоянной основе, в Храме Книги постоянно действует система ротации свитков. После того как свиток демонстрировался на протяжении 3-6 месяцев, его помещают в специальное хранилище, где он проходит «восстановление» после экспонирования. Кроме того, в экспозицию «Храма книги» входят редкие манускрипты Библии раннего Средневековья, артефакты из Масады, другие редкие экспонаты — в частности, кодекс Алеппо, датируемый X веком и считающийся старейшей полной версией Библии на иврите.

Немецкий музей книги и письменности (Лейпциг)

Немецкий музей книг и письменности в Лейпциге, Германия, основанный в 1884 году как Deutsches Buchgewerbe-Museum, является старейшим в мире в своем роде музеем, предназначенным для сбора и сохранения объектов и документов. Также там хранится литература, связанная с историей книг, включая бумагу, методы печати, искусство иллюстрации и переплетное дело. Музей расположен в современном здании при Немецкой национальной библиотеке в Лейпциге в 2011 году.

Музей приобрел в 1886 году всю коллекцию книг Генриха Клемма, которую он продал в Царство Саксония годом ранее. Среди книг в сборнике была редкая копия 42-строчной Библии Гутенберга, напечатанной на пергаменте. В конце Второй мировой войны Библия была взята как военная добыча и переведена в Российскую государственную библиотеку в Москве, где она хранится и сегодня.

Музей Гутенберга (Майнц, Швейцария)

Музей Гутенберга — один из старейших музеев книгопечатания в мире, расположенный напротив собора в старой части Майнца. Назван в честь Иоганна Гутенберга, изобретателя способа книгопечатания подвижными литерами. Коллекции включают печатное оборудование и образцы печатной продукции многих культур.

Музей основан в 1900 году группой энтузиастов, чтобы отметить 500 год со дня рождения Иоганна Гутенберга, представить его технические и художественные достижения широкой публике. Они также стремились продемонстрировать письменность и печать как можно большего числа различных культур.

Издатели, производители печатных машин и типографии передали в дар книги, аппараты и станки, которые легли в основу коллекции. В первые годы своего существования музей входил в состав городской библиотеки, что позволило изъять для экспозиции самые красивые и характерные фолианты из обширного собрания библиотеки. Посетителям был представлен обзор почти 500-летней истории книгопечатния. Со временем музей расширился и включил в себя разделы по технике печати, книжному искусству, полиграфии и экслибрису, графике и плакатам, бумаге, истории письма всех культур мира и книгам современных художников.

Музей Гутенберга был изначально расположен в двух комнатах замка Курфюстов, в котором также размещалась городская библиотека. В 1912 году музей переехал в новое здание библиотеки на улице Rheinallee. В 1925 году была проведена реконструкция мастерской Гутенберга, которая вскоре стала одной из главных достопримечательностей музея. Это позволило наглядно демонстрировать создание, набор и печать шрифта. Копия печатного станка Гутенберга, построенная по ксилографиям XV и XVI веков, оказалась объектом большого интереса посетителей и отныне демонстрировалась на многих выставках по всему миру.

В 1927 году музей переехал в Zum Römischen Kaiser (1664, буквально — отель германского императора), одно из самых красивых зданий в Майнце. В данный момент там размещены администрация музея, реставрационная мастерская, библиотека и общества Гутенберга. Это здание эпохи позднего Возрождения было предназначено для одного из купцов Майнца, Эдмунда Рокоха. Оно подверглось сильным бомбардировкам в 1945 году; экспозиция музея хранилась в безопасном месте и благодаря этому не пострадала. В 1962 году реставрация Römischen Kaiser была завершена. На месте, где когда-то стоял гостевой дом König von England, открылось новое современное выставочное здание. Финансирование этой операции осуществлялось совместно городом Майнцем и Управлением по книгам и общественному чтению.

Музей Гутенберга (Фрибург)

Музей Гутенберга – Швейцарский музей полиграфии и коммуникации — является музеем швейцарской книжной индустрии в городе Фрибуре (Фрайбургe). Он был основан одновременно с Музеем Гутенберга в Майнце к 500-й годовщине со дня рождения Иоганна Гутенберга в 1900 году и на протяжении около 100 лет находился в Берне в помещении Корнхауза (Kornhaus). В связи с капитальным ремонтом музей должен был покинуть здание. Несколько городов предложили ему пристанище. Осенью 2000 года, в год, когда изобретение книгопечатания Гутенберга было объявлено «изобретением тысячелетия», музей переехал на свое нынешнее место в бывший коммунальный Kornhaus Derrière-Notre-Dame («амбар-позади-Нотр-Дама») в город Фрибург.

В подвальном этаже находится функционирующая типография, которая может использоваться для коммерческой и художественной печати. Все устройства и машины (прессы, линотипы и пр.) снабжены пояснительными текстовыми панелями. В будни работник типографии может дать индивидуальные или коллективные консультации или проводить экскурсии.

Здесь находится также полностью оснащенная переплетная мастерская, которая прекрасно иллюстрирует преимущественно кустарное переплетное искусство.

Центральные выставочные площади расположены на втором и третьем этаже. Экспозиция посвящена здесь прежде всего истокам типографии, ремесленному и машинному книжному производству. На мансардном этаже показана история печати швейцарских бумажных денежных знаков.

Музей современного международного книжного искусства, книгопечатания и каллиграфии (Оффенбах-на-Майне, Германия)

Музей Клингспора открылся 7 ноября 1953 года в городе Оффенбах в послевоенные годы. Тогда это был небольшой музей, посвященный современному книгопечатанию и оформлению книг. Основу музейной экспозиции составляла обширная коллекция Карла Клингспора, почетного доктора наук, владельца шрифтолитейного цеха в 20 в. Этот цех был широко известен во многих странах, а великолепно выполненные печатные формы с ажиотажем расходились в типографии по всему миру.

Карл Клингспор был владельцем коллекции книг в кожаных переплетах, выполненной Игнацом Вемлером. Эта коллекция состоит из ста книг и до сих пор является главной ценностью Музея Клингспора. Она была выставлена на выставке книжного искусства в Лейпциге в 1927 году на стенде «Комната библиофила» и пользовалась популярностью.

Большая коллекция работ основателя Штутгартской школы Эрнста Шнайдлера также хранится в музее. Здесь можно найти и самую большую после Голландии коллекцию работ Хендрика Николааса Веркмана, великого голландского печатника и шрифтовика. Он считался очень влиятельным авангардным художником-шрифтовиком и выпускал экспериментальный журнал «Зов будущего».

Свою, наиболее полную на данный момент, коллекцию работ фламандского живописца Франца Мазереела музею подарил коллекционер
Пол Риттер.

Музейная коллекция включает следующие тематики:

  • Иллюстрированные книги,
  • Издания, выполненные ручным прессом,
  • Книги о живописи,
  • Книги о художниках,
  • Книги по шрифту,
  • Образцы шрифтов,
  • Каллиграфию

Все желающие могут осмотреть библиотеку литературы по искусству книгопечатания, истории типографской печати и каллиграфии, графическим техникам и искусству изготовления бумаги по предварительному запросу. Для всех коллекций составлен каталог.

Музей миниатюрных книг (Баку, Азербайджан)

Бакинский музей миниатюрных книг  — уникальный и единственный в своем роде в мире музей, находится в старом центре Баку — «Ичери Шехер», рядом с Девичьей Башней, на Замковой улице. Музей был открыт по указанию президента Азербайджана 23 апреля 2002 года, в день, объявленный UNESCO Всемирным днем книги и авторских прав. Здесь собрано более 7500 миниатюрных книг. Собрание, в 2015 году было внесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире.

Экспонаты, выставленные в музее, были собраны сестрой Таира Салахова Зарифой Салаховой на протяжении почти 30-ти лет. Её личная коллекция составляет 6500 книг из 64 стран мира.

Зарифа Салахова начала собирать книги еще в советское время, потратив на это около 30 лет. Первая приобретенная ею книга стала сборник басен Крылова, изданная в 1835 году.

Салахова не только собирает, но и сама издает книги в миниатюрном формате. Одной из таких книг была, «Клятва на верность Родине, государству, народу». Это текст речи президента Азербайджана Гейдара Алиева, произнесенной им во время принятия присяги.

Коллекция

В музее собраны миниатюрные книги, изданные как в дореволюционной России, так и в советское время. Кроме того в экспозиции музея имеются книги изданные в Молдавии, Грузии, Украине, Беларуси, из республик Средней Азии, а также Европы.

В музее экспонируются миниатюрные книги произведений известных классиков, таких как Вагиф, Хуршидбану Натаван, Низами Гянджеви, Насими, Физули, Самед Вургун, Мирза Фатали Ахундов и другие.

Среди миниатюрных книг встречаются книги различных эпох, произведения азербайджанских авторов, редкие издания русских писателей и т.д. В коллекции имеются миниатюрные экспонаты, представляющие прозу, поэзию, художественную и религиозную литературу.

Есть редкие издания Корнея Чуковского, Федора Достоевского, Николая Гоголя, Агнии Барто. Произведения Александра Пушкина представлены в 350 миниатюрах.

Музей состоит из одного небольшого зала.

Все книги меньше ладони. Размер многих изданий составляет не больше 1 сантиметра. Наиболее ценным экспонатом коллекции является книга, которая признана самой маленькой в мире. Она имеет размеры 2×2 мм, все её 20 страниц с текстом и иллюстрациями можно увидеть только через лупу.

Музей книги в читальном зале отдела рукописей BNF

Отдел рукописей Национальной библиотеки Франции является первым историческим отделом Национальной библиотеки Франции вместе со своими коллекциями рукописей, иллюстрированных рукописей и архивов. Он был создан в 1720 году, одновременно с отделом печати, кабинетом печатей и медалями. Расположенный в комплексе Ришелье (5 Рю Вивьен в 2 — м районе Парижа), этот центр передового опыта с точки зрения исторической и генеалогической информации является одним из наиболее значительных учреждений, сохраняющих историю Франции.

Первоначально это была Королевская библиотека, затем рукописи были перевезены в Амбуаз, Блуа, или Фонтенбло затем в Париж в xvi веке. Переезд библиотеки короля в отель de Nevers (rue de Richelieu) и открытие для публики с 1720 года привело к созданию нескольких отделов, в том числе и рукописей. С тех пор там собрано несколько частных коллекций, приобретенных Короной или подаренных покровителями и писателями или их семьями.

Отдел содержит несколько серий классификации своих рукописей, отличных от классификации по коллекции.

Французские манускрипты (Ms fr.)
Латинские манускрипты (Ms lat.)
Новые французские приобретения (New acq fr.)
Новые латинские приобретения (New acq lat.)

Отдел состоит из 1 200 000 рукописей и много печатных материалов.

Застекленное хранилище, выполненное архитектором Бруно Гоудином в отреставрированном здании, позволяет полюбоваться комнатой отдела рукописей, теперь восстановленной. Перечисленный в дополнительном инвентаре исторических памятников, он выиграл от щедрости американского покровителя Марка Пиготта за восстановление паркета из дуба.

Музей-библиотка Тринити-колледжа

Библиотека началась с основания Тринити-колледжа в 1592 году. Самая известная из его рукописей, Келлская книга и Книга Дарроу были представлены Генри Джонсом, епископом Митхом и бывшим вице-канцлером Университета в 1660-х годах. Джеймс Эшер (1625-56), архиепископ Арма, чьи самые важные работы — «Veterum Epistolarum Hibernicarum Sylloge» (1632) и «Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates» (1639), оставил свою ценную библиотеку, состоящую из нескольких тысяч печатных книг и рукописей, в дар библиотеке. Его работы были опубликованы Библиотекой в ​​24 томах.

Сегодня в библиотеке — более 6 миллионов печатных томов с обширными коллекциями журналов, рукописей, карт и музыки, отражающих более 400 лет академического развития. Другие специальные коллекции включают коллекцию Ussher, приобретенную в 1661 году, и коллекцию Fagel 1802 года.

Библиотека обеспечивает учебные и исследовательские потребности во всех дисциплинах Колледжа; это крупная исследовательская библиотека международной репутации; он предоставляет услуги широкому кругу внешних пользователей и учреждений;способствует развитию творческих инициатив в области информационного обеспечения, а выставки рукописей и других сокровищ привлекают сотни тысяч посетителей для посещения Старой библиотеки каждый год.

Здание Старой библиотеки было сооружено в 1712-1732 годах с участием главного инженера и генерального инспектора крепостных укреплений британской короны Томаса Бурга (Thomas Burgh). Книги были расположены на верхнем этаже, чтобы уберечь их от возможных наводнений. Сегодня здесь расположена знаменитый «Длинный Зал» (Long Room), помещение длиной 64 м и шириной 12 м. Длинный Зал имеет два яруса: главный этаж и галерею. Зал украшают импозантное своды с колоннами. Перед книжными полками установлены бюсты выдающихся писателей и ученых: Гомер, Платон, Аристотель, Уильям Шекспир, Исаак Ньютон и др.

В 1858 году в результате нехватки места для новых книг «Длинный зал» был реконструирован и были установлены дополнительные книжные полки, с тех пор помещения не меняло своего облика. В Длинном зале сегодня в открытом доступе для пользователей выставлено 200000 древнейших книг библиотеки. Кроме того здесь выставлены уникальные экспонаты, относящиеся к Тринити Колледжу: Пасхальная прокламация, в которой было провозглашено основание Ирландской республики 24 апреля 1916; кельтская арфа, которая, по легенде, принадлежала Бору Боройме, погибшему в Клонтарфской битве в 1014 году.

Жемчужиной фондов библиотеки является так называемая Келлская книга, иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами в конце VIII — начале IX в. Келлская книга выставлена в специальном помещении на первом этаже Старой библиотеки. Не менее ценны также Евангелие из Лидисфарна (VIII в.), Книга из Дарроу (VII в.), Книга Диммы (VIII в.) и Книга Армы (IX в.)

Отдел рукописей ГИМ

Отдел рукописей и старопечатных книг ГИМ является одним крупнейших отечественных хранилищ памятников письменной культуры. К собиранию рукописей и книг старой печати Музей приступил с момента своего открытия в 1883 г. К настоящему времени здесь хранится более 31 тысячи памятников письменности: греческие папирусы начала I тыс. н.э., берестяные грамоты XI–XV вв. из первых находок в Новгороде (1951-1953 гг.), купленное в 1654 г. на Афоне по приказу царя Алексея Михайловича собрание греческих манускриптов VI-XVII вв., славянские рукописи XI-XX вв., печатные кириллические книги конца XV – ХХ вв., грамоты высших церковных иерархов XVII в. и монастырские свитки.

В фондах Отдела рукописей хранятся всемирно известные памятники, в числе которых:

  • греческая Хлудовская псалтирь (середина IX в.)
  • греческий императорский лицевой Минологий (2-я четверть XI в.)
  • древнерусский Изборник князя Святослава 1073 г.
  • Мстиславово Евангелие (1103–1113 гг.)
  • Юрьевское Евангелие (около 1119 г.),
  • древнейший список русской летописи – I Новгородская летопись (2-3 четверть XIII в.)
  • самые ранние списки Кормчих – Ефремовская (XII в.) и Новгородская Климентовская 1280 (1282) г.
  • иллюминованная Симоновская псалтирь XIV в.,
  • приписываемое школе Андрея Рублева Андрониково Евангелие (нач. XV в.),
  • Минеи четьи митрополита Макария (1540-е гг.)Лицевой летописный свод Ивана Грозного
  • дело патриарха Никона

Решение выделить древние книги в специальный Отдел рукописей и старопечатных книг было принято дирекцией Музея в 1912 г. Специализацией Отдела стало собирание рукописей и книг церковнославянской книжной культуры допетровского времени и старообрядческой традиции. Памятники нового времени (документы дипломатического, административного, хозяйственного, юридического характера, а также личные архивы, мемуары, переписка, автографы) были выделены и переданы на хранение в другой отдел – Архив, ныне Отдел письменных источников (ОПИ). Обустройство Отдела рукописей было закончено в 1914 г. Тогда же в нем был открыт научный зал, в котором проводили свои исследования ведущие ученые своего времени.

Научными сотрудниками Отдела проводятся исследования по различным направлениям в этой области: палеографии, кодикологии, текстологии, декорации славянских рукописей XI-XVII вв., истории книгописных центров, истории церкви и старообрядчества, истории славянского книгопечатания XV-XVII вв.

В результате ведущихся в Отделе филиграноведческих исследований, имеющих давнюю традицию и подкрепленные сотрудничеством с ведущими европейскими институтами (международным обществом IPH, Австрийской АН, ИППИ РАН), в отделе рукописей была создана научно-справочная база данных водяных знаков средневековой бумаги. Она была включена в международный портал Bernstein, и сейчас предпринимаются работы по ее визуализации на портале Исторического музея в разделе «Историческое изучение бумаги».

Еще одним направлением работы Отдела является большая выставочная деятельность, в результате которой перед отечественными и зарубежными посетителями раскрываются его уникальные рукописные и старопечатные фонды. На настоящем этапе ведутся работы по подготовке экспонирования коллекций и отдельных шедевров отдела рукописей на портале Исторического музея.

В 2001 г. после длительного ремонта главного здания Исторического музея и многочисленных переездов Отдел рукописей вернулся в свои прежние помещения. Общими усилиями удалось сохранить прежнюю обстановку и оборудование того мемориального научного читального зала Отдела, в котором с 1914 г. выдающимися русскими учеными велась работа по исследованию древних памятников письменности. С конца октября 2003 г. читальный зал вновь открыл свои двери перед учеными из разных стран. Сейчас в нем доступен электронный каталог всех предметов и коллекций Отдела, созданный в результате большой фондовой работы научных сотрудников отдела рукописей. Эта компьютерная база данных существенно облегчает выявление необходимых для работы исследователей материалов. На настоящем этапе ведутся постоянные работы по его уточнению и расширению новой научной и фондовой информацией.

Музей Меерманно (Нидрланды)

Музей Меерманно — Дом книги, ранее называвшийся Музеем Меерманно-Вестринеринум, — это музей имени Виллема Хендрика Якова ван Вестринена ван Тиелланда на Prinsessegracht 30 в Гааге. Он примечателен своей коллекцией скульптур, книг, гравюр и картин, но наиболее привлекателен для посетителей благодаря аккуратной поддержке интерьеров XVIII века Herenhuis с мебелью и коллекцией предметов.

Музей расположен в бывшем доме книжного коллекционера Виллема Хендрика Якова (Виллема) барона Ван Вестринена ван Тиелланда (1783-1848), который был большим поклонником своего двоюродного брата Йохана Меермана (1751-1815 гг.) ), книжного коллекционера, путешественника и человека, ведущего дневники. Музей частично является личным мемориалом Меерману, и сегодня он фокусируется на письменных и печатных книгах во всех формах. Главной темой является разработка дизайна старых и современных книг.

В музее есть коллекция книг из всех периодов западной истории. Средневековые манускрипты, их производство, реставрация и сопутствующие исследования являются одной из важнейших особенностей коллекции. Развитие письменности показано с высоты птичьего полета по оформлению этих рукописей. Помимо средневековых рукописей, есть также прекрасная инкунабула.

В дополнение к коллекции старых книг, музей также собирает книги, напечатанные с 1850 года по сегодняшний день. Форма и дизайн книг являются центральной темой музея. Вращающиеся выставки показывают различные части общей коллекции, а интерьер дома стоит посетить ради картин известных голландских мастеров. Музей владеет самой большой коллекцией книжных знаков (экслибрисов) в Нидерландах. В музее также есть старомодная печатная машина.

Музей книги при Саксонской государственной и университетской библиотеке (Дрезден)

Музей Книги Саксонской государственной библиотеки — Государственная университетская библиотека — является традиционным литературным музеем в Дрездене. Он вышел из Zimelienzimmer der Königlich Sächsischen Bibliothek.

Музей книги расположен в здании SLUB Дрездена (Государственная и университетская библиотека Дрездена) на Зеллешен-Вег в районе Räcknitz. В непосредственной близости находятся коллекции и художественные владения Технического Университета Дрездена и мемориальный музей Мюнхнера Платца в других Дрезденских музеях.

Книжная музейная выставка расположена в северной части двух надземных кварталов здания SLUB. Как специальная коллекция, это не одна из библиотечных и журнальных коллекций библиотеки, и она делится на постоянную выставку в так называемой казне и область для временных выставок. В целом, музей документирует более тысячи лет истории книг.

В сокровищнице книжного музея содержатся особенно ценные предметы из коллекции SLUB. Важнейшей научной и исторической выставкой является Дрезденский Кодекс, рукопись майя, приобретенная курфюрстом Фридрихом Августом II в 1739 году для его коллекции. Это кодекс, датированный 1200 годом и один из четырех мировых кодексов этого типа. Исключительную ценность представляет Duringische und Meisnische Landtaffel работы Магдебурга, кодекс Бернера, Дрезденская копия Псалтири Майнцера 1457 и Dresdner Corvinen, который был частью Библиотеки Корвиниана, а с 2005 года является частью Всемирного Документального наследия ЮНЕСКО. Коллекция также предлагают католикон, этюдник Альбрехта Дюрера, рукопись Пола Гектора Маира, лекции Мартина Лютера, различные отпечатки из типографии Гутенберга, великолепные переплеты Якоба Краузе и автографы композиторов Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана, Антонио Вивальди, Ричарда Вагнера и Карла Марии фон Вебер. Также можно увидеть несколько глобусов Иоганна Габриэля Доппельмайра, а также шумерский глиняный конус с клинописью.

Музей иллюстрированной книги (Тройсдорф, Германия)

Музей книги в Тройсдорфе является единственным в своем роде в Европе. В нем представлены художественные книжные иллюстрации, исторические и современные книги с изображениями, а также книги художников.

Музей расположен в замке Виссем в Тройсдорфе. Каждые два года в музее присуждается Трейсдорфская книжная премия.

В 1982 году торговец из Тройсдорфа Вильгельм Алслебен пожертвовал городу свою обширную коллекцию исторических иллюстраций оригинальной иллюстрированной книги и современных книг. Эта коллекция должна была стать доступной для публики, и, таким образом, музей был открыт в замке Виссем. Ярко-красное здание в стиле классицизма было построено в 1840 году с использованием старого здания XVI века. Близость к городскому лесу и нескольким зонам с животными делает музей книги и замок Wissem популярным местом для экскурсий.

В дополнение к оригинальным экспонатам Фонда Алслебена во владении музея есть очень значительные и редкие предметы. Среди других работ — детские книги авторов Хельме Хайне, Янош или Лео Лионни.

  • Коллекция Брюггемана: в 1995 году эксперт молодежной книги профессор Теодор Брюггеман (1921-2006) разместил свою коллекцию исторических детских книг, в которых содержится около 2000 экземпляров, в музее. Самые старые экземпляры относятся к 1498 году.
  • Коллекция Вальдманна: Швейцарская пара Элизабет и Ричард Вальдманн собрали более 800 книг, иллюстраций, картин и графики на тему «Красная Шапочка» в течение 30 лет. Самые старые работы относятся к 18 веку. Пара Waldmann пожертвовала в 2002 году свою коллекцию музею. Её можно посетить сегодня в специально обставленной комнате музея.
  • На постоянной экспозиции Яноша: В 1999 году известный художник-книжник Янош решил передать свои оригинальные иллюстрации в музей Тройсдорфа на постоянной основе. Музей книги имеет самую большую в мире коллекцию оригинальных рисунков Яноша.
  • Коллекция Фридриха Хеллера: с помощью Kulturstiftung der Länder в 2014 году была приобретена коллекция 3500 детских иллюстрированных книг венского музыковеда Фридриха Хеллера.

Библиотека Виттокиана (Брюссель, Бельгия)

Bibliotheca Wittockiana, или Музей переплетного дела и книжного искусства — музей в Волуве-Сен-Пьер, Брюссель.

Первоначально это была частная библиотека, где хранилась коллекция Мишеля Виттока, бельгийского промышленника и библиофила. Она открылась для публики в 1983 году, в здании, спроектированном и построенным в Брюсселе архитектором Эммануэлем де Каллатой. Bibliotheca Wittockiana стала признанным музеем как ведущий мировой центр книгообмена и книжного искусства. В 1996 году был открыт первый этаж, спроектированный архитектором Чарли Виттоком, сыном основателя, с читальным залом, позволяющим публике иметь доступ к документам библиотеки, в основном посвященным переплету и библиофилии.

Библиотека Виттокиана — единственный в мире музей, посвященный главным образом переплетным работам. Существует уникальная коллекция книжных украшений, отражающих эволюцию стилей на протяжении пяти веков, от эпохи Возрождения до современных творений. Помимо этой престижной коллекции Мишеля Виттока, в музее также хранятся различные замечательные экспонаты, такие как кабинет его дедушки по материнской линии, Валер Гилл — более известный позже как Валер-Гиль — поэт и последний директор Jeune Belgique, фонд Люсьена Бонапарта (книги, письма, фотографии), а также множество книг современных художников, объектных книг и скульптур. Наконец, в Библиотеке есть уникальная коллекция из 500 драгоценных погремушек, удивительный и необычный ансамбль, который происходит со всего мира и охватывает период сорокавековой истории.

Временные выставки по темам переплетного дела и книги ежегодно организуются библиотекой, которая также является местом проведения встреч и мероприятий. Переплетная мастерская дополняет музей, давая новый импульс каждый день искусству переплета.

В 2010 году Мишель Витток создал в Фонде короля Бодуэна Фонд Мишеля Виттока и предоставил ему самую представительную часть своей коллекции. Этот фонд также хранится в Виттокиане.

Музей Плантена — Моретуса (Антверпен, Бельгия)

Музей Плантена — Моретуса — музей в городе Антверпен с библиотекой и историческими печатными экспонатами XVI века.

Типографская компания в Антверпене была основана в 1555 году. Она стала вскоре одним из крупнейших печатных предприятий Южных Нидерландов и считается первым печатным предприятием промышленного типа. В её составе было до шестнадцати печатных прессов, а количество работников достигало 80 человек. Это сделало Антверпен одним из центров книгопечатания Западной Европы наряду с Венецией, Амстердамом и Парижем.

Владелец компании, Христофор Плантен, сделал её офис местом встреч гуманистов и просвещённых людей города. При этом он придерживался политики получать наибольшую прибыль и аполитичности, поэтому печатал как католическую, так и протестантскую литературу. Среди клиентов фирмы были гуманисты Юст Липсий и Симон Стевен, художник Питер Пауль Рубенс.

Рубенс при этом не только покупал книги. Вместе с Бальтазаром Моретом они работали на печатную фирму Плантена, создав ряд фронтисписов, которые размещались рядом с титульной страницей в издаваемых книгах.

В 1876 году последний владелец типографий Эдвард Моретус продал историческое здание фирмы вместе со старинными печатными станками и рядом шрифтов правительству города Антверпена. Уже через год (в 1877 году) предприятие было быстро превращено в музей и открыто для посещения, на волне национальной самоидентификации в Бельгии.

В 1944 году, во время артобстрела Антверпена в период Второй мировой войны, музейное помещение было повреждено немецкой ракетой V2, а музей закрыт на реконструкцию. После ремонтов и создания новой экспозиции музей был снова открыт в 1951 году.

С 2002 года музей внесён в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО, а в 2005 году он стал первым музейным учреждением, включённым в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

В музее представлены старинные печатные станки 1600 года, шрифты и историческая библиотека. Здесь представлены образцы изданий типографий Плантена XVI—XVIII веков, а также инкунабулы, постинкунабулы, более 600 рукописей, среди которых манускрипт «Хроник Жана Фруасара» XV века.

Историческая библиотека музея Плантена — Моретуса насчитывает более 30 тыс. изданий. Здесь также выставлены старинные деревянные блау-прессы. Доля музейных помещений (бывших жилых) отделана старыми кожаными обоями с золотыми узорами и старинной фламандской резной мебелью. Среди музейных экспонатов также представлены картографические глобусы Герарда Меркатора и старопечатные атласы, среди которых «Theatrum Orbis Terrarum» Ортелиуса.

Для историков имеют большое значение сохранившийся архив и бухгалтерские расчёты печатной фирмы Плантена практически за весь период существования предприятия. Они являются редким источником информации о социальной и промышленной истории города Антверпен и условиях труда наёмных рабочих XVI—XVIII веков.

Среди художественных произведений, выставленных в музее Плантена — Моретуса, картины Питера Пауля Рубенса, руководителя многочисленных художественных мастерских в Антверпене и клиента печатной фирмы Плантена.

La Maison du Livre (Бельгия, Брюссель)

Дом книги — библиотека с временными выставками.

Это некоммерческая организация в Брюсселе, целью которой является организация мероприятий, ориентированных на книги и письмо. Он поддерживается Федерацией Валлонии-Брюсселя, Брюссельским столичным регионом и муниципалитетом Сен-Жиль.

Размещенный в прекрасном здании в стиле ар-деко с коммунальной библиотекой Сен-Жиль, это место для праздников и встреч; он открыт для всех аудиторий, всех культур и всех предложений.

В течение всего года публике предлагается посещать тематические выставки, участвовать в книжных презентациях, дебатах по социальным вопросам, посещать чтения текстов или небольшие шоу.

Дом Книги — также дом письма. Семинары и курсы всех уровней предлагаются в течение всего года.

Культурный центр книги, организующий коллоквиумы, литературные круглые столы, курсы для взрослых и детей вокруг письма в широком смысле этого слова, тематические выставки, конференции. Это также сайт ежегодного фестиваля фэнтезийных книг, библиотеки (40 000 томов), медиабиблиотеки и ежеквартального журнала «Stand Up Words!».

http://lamaisondulivre.be/

Музей книги Мишеля Брайбанта (Монтольё, Франция)

Музей Книги Монтольё был создан по инициативе Мишеля Брайбанта, переплетчика и заядлого библиофила, он расположен в деревне Монтольё в департаменте Од.

В 1989 году Мишель Брайбант, переплетчик в Каркассоне, начал проект по созданию книжной деревни в Монтолье, вдохновленной идеей Хей-он-Уай в Уэльсе и Redu в Бельгии. С тех пор деревня стала во Франции деревней книг и графики.

Сегодня здесь насчитывается около пятнадцати книжных магазинов, галерея книготорговцев, музей ремесел и графики, ремесленные мастерские (книжный переплет, гравюра, каллиграфия, типография).

Музей прослеживает историю книги от рождения письма:

  • рождение письма, от пиктограмм до алфавитов, включая клинопись и идеографическое письмо
  • история различных материалов: глиняные таблички шумерских бухгалтеров, папирус египетских книжников, пергамент монахов-переписчиков и бумага
  • приключения печати, движущиеся персонажи Гутенберга для персональных граверов, ротационные прессы
  • методы и инструменты для переплета и гравировки

Музей также предлагает посмотреть на печать сегодня.

Музей Бодони (Парма, Италия)

Размещается с 1963 года в дворце Пилотта, музей посвящен деятельности типографа Джамбаттисты Бодони, который руководил герцогской печатью с 1768 по 1813 год. В музее представлены инструменты гравера, а также пуансоны и формы разных персонажей Бодони и рясы императорской королевской семьи. Он также имеет архивы переписки из 12000 писем и ценное издание «Илиады» на греческом языке, опубликованное в 1808 году.

Коллекция состоит из тысяч томов, корреспонденции и типографских инструментов типографии Bodoni. Одна из самых ценных коллекций посвящена истории книги, от рукописей до печатных книг.

В 2004 году по приглашению Музея Гутенберга в Майнце музей Бодони стал членом Ассоциации европейских печатных музеев AEPM, а в 2005 году он участвовал в рождении итальянской ассоциации печатных и бумажных музеев (AIMSC), став частью также Совета управляющих.

http://www.museobodoni.beniculturali.it/

Музей прессы Оксфордского университета

Маленький музей, созданный в 1992 году, представляющий книги, документы и исторические печатные материалы издательства Oxford University Press, международного издательства с 1586 года, когда королева Елизавета основала прессу Королевским указом. Это также отдел университета. Постоянная экспозиция прослеживает историю книги в Оксфорде с XV века до CD-ROM с особым акцентом на истории персонажей, иллюстрации и традиции Библий и Словари. Музей размещается в помещениях университета.

30-минутные туры проводятся только по предварительной записи.

http://www.museumofoxford.org.uk/

Региональный музей Лауфенталь (Лауфен, Германия)

Региональный музей, работающий с 1970 года с коллекцией писем и автографов, книг 18-го и 19-го века, отпечатков от 17-го до 19-го века, плакатов и периодических изданий 19-го века.

https://www.museum-laufental.ch/

Музей книжного искусства (Muzeum Ksiazki Artystycznej, Лодзь, Польша)

Музей в Лодзи, основанный в 1993 году Фондом «Корреспондент des Arts», основанный в 1990 году Янушем Тризно как одноименное издательство с 1980 года. Музей, основанный в 1993 году, расположен в монументальной вилле Генрика Громана, фабриканта и коллекционера конца 19 века.

Музей работает и поддерживает деятельность, связанную с художественной книгой и идеей «переписки искусств». Главная цель MKA — вдохновение и творчество в области книжного искусства путем сбора художественных книг, включая собрание «Польская художественная книга с рубежа 20-21 века», собрание «Книги о книгах» и коллекцию технических устройств в области типографии, печати, бумажного производства и переплетного дела.

Важным фактором для вдохновения является культурное наследие виллы — штаб-квартира МКА; память о достоинствах Генриха Громана как коллекционера и покровителя графического искусства сохранилась, в виде редкой в Польше декорации нескольких интерьеров в стиле Венского сецессиона.

IAA организует выставки книжного искусства в стране и за рубежом, ведет образовательную деятельность в форме практики, семинаров и консультаций для студентов и продолжения творческой деятельности.

http://www.book.art.pl/index.php/en/collections

Региональный музей Нидды (Нидда, Германия)

Музей, посвященный кустарной и региональной работе, с большой коллекцией старых и современных книг, гравюр и гравюр, плакатов, а также печатных машин и моделей. Основан в 1984 году.

https://www.museum-nidda.de/das-museum/

Немецкий музей прессы (Вадгассен, Германия)

Был открыт 16 мая 2004 года. В коллекции — около 45 000 периодических изданий с 18 по 20 век, 500 манускриптов, 2000 книг с 17 по 20 век относительно истории немецкой прессы.

Бимиш (Дарем)

Beamish — музей-мастерская под открытым небом, спонсируемая с 1970 года Северо-Восточным регионом Англии, с важными коллекциями печатных машин, книг и принтов.


  1. http://www.matenadaran.am/?id=61&lng=5
  2. Дрампян И. Р., Корхмазян Э. М. Художественные сокровища Матенадарана / И. Р. Драмлян, Э. М. Корхмазян. — М.: Искусство, 1976. — 176 с. — (Города и музеи мира). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  3. http://ihl.enssib.fr/bases-de-donnees/repertoire-des-musees-du-livre-en-europe?city=&country=All&title=&field_type_de_ressources_value=1&field_sujet_s__value=All&items_per_page=All
  4. http://www.bnf.fr/fr/la_bnf/renovation_richelieu/a.decouvrir_zone_renovee_richelieu.html
  5. http://www.shm.ru/kollektsii-i-muzeynyy-kompleks/nauchno-khranitelskie-otdely/otdely/otdel-rukopisey-i-staropechatnykh-knig/
  6. http://www.tcd.ie/library/about/history.php