Мекка. Главный город мусульман. Медина. Мечеть пророка. Общая характеристика

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Мекка. Главный город мусульман. Медина. Мечеть пророка. Общая характеристика отключены

Мекка. Главный город мусульман

Мекка, главный священный город мусульман, расположена в Саудовской Аравии в 100 км от Красного моря. Здесь родился будущий пророк и находится главная святыня мусульманского мира — Кааба. Точно время основания Мекки неизвестно, но она упоминается уже у Птолемея. Город раньше носил название Бака и был крупным торговым центром, через который, часто транзитом, проходило большое количество товаров. Мекка была финансовой столицей региона. «Во времена Мухаммада передовые люди Мекки были в первую очередь финансистами, умело управляющими кредитными операциями, искушенными в финансовых спекуляциях, заинтересованными в возможности любых выгодных инвестиций от Адена до Газы или Дамаска». Также город являлся и крупнейшим местом сосредоточения идолов языческих богов, к которым арабы совершали паломничество в доисламское время.

С городом и его окрестностями связано множество мусульманских легенд и преданий: Адамово тело было сотворено из глины, взятой в Мекке; здесь же он встретился с Евой после изгнания из рая; Ибрахим, по одной из легенд, в окрестностях Мекки пытался принести в жертву своего сына Исмаила.

В центре Мекки находится самая большая культовая постройка исламского мира — Масджид ал-Харам, или в переводе с арабского Запретная мечеть. Здание много раз разрушалось и перестраивалось. Его площадь сейчас — более 300 тыс. кв. м. «Для мусульманского искусства характерны грандиозные архитектурные сооружения, имитирующие космические сферы, которые становятся как бы соразмерными человеку, мечети одновременно и огромны и уютны».

Четыре главных входа Запретной мечети расположены строго по сторонам света; 20-метровые внешние стены мечети облицованы зеленым мрамором. У этой мечети самое большое количество минаретов, что говорит о ее главенстве в мире. Правда, существует легенда о турецком пане Ахмеде I (1603-1617), приказавшем в начале XVI в. построить мечеть с шестью минаретами, тогда как в Запретной мечети в то время их было меньше. В Стамбуле и во многих других частях мусульманского мира этот указ вызвал большое недовольство. Но султану удалось найти достаточно простой выход из трудного положения — он достроил несколько минаретов в Запретной мечети (Аравийский полуостров в то время входил в состав Османской империи). В настоящее время минареты мечети одинаковой высоты — 95 метров. Мечеть представляет собой синтез старых архитектурных традиций с самыми современными технологиями. Во время последней реконструкции мечети власти Саудовской Аравии, стараясь облегчить паломникам пребывание в жарком климате Мекки, установили в мечети кондиционеры, также начали работать эскалаторы.

Кааба
Кааба

В центре Запретной мечети находится Кааба (пер. с араб. «куб»). Это прямоугольная постройка размером 10 х 12 х 15 м. «Стены Каабы были сложены из шестнадцати рядов камня и пятнадцати рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и поднялись почти на девятиметровую высоту; снаружи кладка была скрыта слоем стука — пластичного материала из природного гипса и извести». Мусульмане всего мира называют Каабу Священным домом. История возникновения Каабы относится к доисламским временам, когда семитские племена Аравии поклонялись языческим божествам, в частности Хубале, который покровительствовал племени курейшитов и, скорее всего, стал для них прототипом Аллаха. Тогда и возникла необходимость в охране идолов и создании священной территории вокруг них. Поэтому сначала из глины, затем из камня начали возводить прямоугольные постройки. Постепенно постройки все более усовершенствовались: они увеличивались в размерах, появилась крыша, территория вокруг Каабы становилась все более почитаемой. Постройку покрывает кисва — специально предназначенное для этого покрывало. «На время совершения обрядов при особенно большом стечении народа в период хаджа подбирают, и тогда взорам людей открывается ровная каменная кладка стен здания». Традиция покрывать Каабу специальной тканью родилась также в доисламские времена, когда возникла необходимость сохранять священный предмет от посторонних взглядов.

Входом в Каабу служит дверь, которая находится на уровне около двух метров выше земли. В Средние века верующие пытались таким образом не допустить разграбления святыни и защитить ее от селевых потоков^ которые довольно часто случаются в данном регионе. Существует версия, что до принятия арабами ислама стены Каабы изнутри были расписаны, и это объясняется тем, что в Мекке было велико влияние христианских эфиопов.

В Средние века Кааба страдала от пожаров, несколько раз разрушалась соседними враждебными племенами, однако всякий раз вoзpoждaлась. Люди знали, что именно здесь возможна связь с многочисленными богами, а после принятия ислама и с едином Богом — Аллахом. Именно здесь находится Черный камень.

Черный камень священен для мусульман. Это один из немногих до- мусульманских культовых предметов, которые Мухаммад «обратил» в ислам. По легенде, история камня восходит ко временам жизни Адама и Евы. Когда Адам был изгнан из рая, он получил от Аллаха камень — яхонт. В камне отражался рай, чтобы перволюди вспоминали о нем и сожалели о его потере. Со временем камень приобрел черный цвет — от прикосновения грешных людей. Он находится на восточной стороне Каабы и расположен на уровне полутора метров от земли. Являясь главной благодатью, полученной от Бога, он привлекает паломников: мусульмане всего мира спешат в городе именно к центру Запретной мечети, к Черному камню.

Рядом со священным домом находится полукруглая стена (хатим) высотой 90 см и шириной 1,5 м. Считается, что раньше она соединялась с Каабой, то есть они были единой постройкой. Место, находящееся между ними, является почитаемым, так как здесь обрели покой пророк Исмаил и его мать Хаджар.

Медина

В 430 км к северу от Мекки находится вторая мусульманская святыня на Аравийском полуострове — Медина.

Поселение было основано в последние века до нашей эры и имело название Йасриб. Первыми поселенцами были евреи, и еще долгое время большинство города составляли еврейские общины. Город получил свое нынешнее название благодаря Мухаммаду. В Медине находится могила пророка и здесь он провел большую часть своей жизни. Войдя в Медину, Мухаммад с помощью верблюдицы, которая остановилась в определенном месте, выбрал участок для своего будущего дома. Он купил этот участок у двух братьев за 10 динаров. На этом месте росли пальмовые деревья, находились руины древних построек и могилы. После того как захоронения перенесли и часть пальм вырубили, был построен дом, который затем стал заповедной частью Мечети Пророка. Но во времена Мухаммада он еще не считался священным, так как был жилым помещением и местом для обсуждения важных дел.

В VII в. дом был глиняным. Постройка включала в себя внутренний двор (около 50 кв. м), часть его была покрыта навесом (сделанным также из смеси глины и пальмовых листьев, с опорами из пальмовых стволов), который служил верующим укрытием от солнца. Именно такая структура постройки стала определяющей для первых мечетей. С восточной стороны были комнаты жен. В северной части находили себе приют бездомные. Молитвы осуществлялись в сторону Мекки, и ориентиром для этого служил навес. Однако был период, когда мусульмане обращали свои взоры к Иерусалиму, считая его главным священным городом. Йасриб, как уже было сказано, населяли еврейские общины, и Мухаммад, чтобы заручиться их поддержкой, начал осуществлять намазы в сторону Иерусалима. Но в 624 г. во время молитвы на него сошло откровение об изменении кыблы в сторону Мекки.

Все двери в дом были открыты. Правда, такой обычай существовал только тогда, когда намаз происходил в сторону Иерусалима. Когда молитвы стали происходить в сторону Мекки, открытой оставалась только одна дверь.

Мечеть пророка. Общая характеристика

Аль-Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка‎) — мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке (мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — третья). Место погребения Мухаммада.

Изменения в мечети начались после смерти Мухаммада, когда место молитв вместе с могилой Пророка стало превращаться в центр паломничества. С каждым годом желающих побывать в святом месте становилось все больше, и, таким образом, возникла необходимость расширения постройки. Так дом Мухаммада постепенно стал превращаться в культовое место — мечеть. С годами и столетиями мечеть только увеличивалась.

Уже первые праведные халифы начали ее видоизменять, во времена правления Умара была сделана первая крыша, а при третьем халифе Усмане (644-656) был добавлен камень в качестве строительного материала и появился декор. Когда арабским государством стала править новая династия Омейадов (661-750) и столица была перенесена из Медины в Дамаск, в доме-мечети произошли серьезные изменения. Правитель Валид ибн Малик (705-715) приказал эмиру Медины Умару ибн Абд ал-Азизу перестроить мечеть, расширить ее и включить в постройку комнаты жён. Декор при этом дополнился мозаикой и мрамором. В начале XIII в. мечеть едва не погибла из-за извержения вулкана. Мечеть разрушалась в XIII и XV вв. Один раз в минарет мечети попала молния, и его пришлось восстанавливать. Золотой декор был добавлен в убранство мечети в XVI в . когда контроль над большей частью Аравийского полуострова перешел в руки Османской империи. Последняя большая реконструкция Мечети Пророка была выполнена в 1950-х гг., когда король Саудовской Аравии Абд ал-Азиз (1932-1953) подписал указ о новом расширении мечети. В 1951 г. вокруг священного места были скуплены дома, и за несколько последующих лет на реконструкцию мечети было потрачена около 50 млн риалов. Мечеть расширяется до сих пор. Наличие величественных зданий на просторах исламских владений говорит о могуществе исламской цивилизации и способности мусульман к оптимальному сочетанию духовных и материальных ценностей и созданию подходящих условий для их приумножения.

Принцип планировки этого здания был принят для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала. Мечеть также служила помещением для проведения культурных и общественных мероприятий, судом и религиозной школой.

В мечети многое сделано для удобства верующих, как, например, специальные большие зонты для предохранения от жары.

Мечеть Пророка является местом захоронения второго праведного халифа Умара и дочери Мухаммада Фатимы.


Сухоруков С.А. Архитектура стран Ислама.

Превью: Мечеть Пророка