- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Синопский кодекс (VI в., Сирия (?) \ Национальная библиотека Франции, MS. Gr. 1286)

Синопский кодекс (лат. Codex Sinopensis; условное обозначение: O или 023) — унциальный манускрипт VI века на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея (в основном главы 13—24), на 44 пергаментных листах. Размеры рукописи — 30 см × 25 см.

История

Название рукописи происходит от города Синоп (Малая Азия), в котором рукопись была найдена в 1899 году. В 1899 году на рынке Синопии на Черном море французский офицер Жан де ла Тейл купил 43 пергаментных листа, которые он продал Французской национальной библиотеке в Париже год спустя.

Один лист из кодекса был случайно приобретен в Мариуполе на Азовском море историком-искусствоведом Д. В. Айналовой. Этот лист был подарен в местную гимназию. У него никогда не было каталожного номера. Этот лист исчез, место его текущего хранения неизвестно.

В настоящее время 43 листа (все, корме одного) хранятся в Париже в Национальной библиотеке Франции, MS. Gr. 1286.

Текст рукописи был опубликован Анри Омонтом в 1901 году.

Описание

Рукопись содержит часть Евангелия от Матфея (7:11, 13-24) со многими пробелами. Палеографически датируется VI веком.

Кодекс написан серебряными чернилами на пурпурном пергаменте. Сокращения для слов «Бог» и «Иисус» (nomina sacra) выделены золотыми буквами. Текст на листе расположен в одной колонке, 15 строк в колонке.

Синопский кодекс, вместе с Россанским кодексом (Σ), Бератским кодексом (Φ) и Петербургским Пурпурным кодексом (N), принадлежит к группе пурпурных унциальных рукописей Нового Завета — Синопский кодекс написан на фиолетовом окрашенном пергаменте.

Греческий текст рукописи отражает византийский тип текста, отнесен к V категории Аланда.

Иллюминация

Стиль иллюстраций предполагает Сирийское или Палестинское (даже Месопотамское) происхождение рукописи.

Синопский кодекс — один из самых старых иллюстрированных кодексов, содержащих текст Нового Завета. Автор иллюстраций чаще всего размещал их в нижней части страницы, смешивая с текстом. Миниатюры иллюстрируют события Евангелия, такие как чудесное умножение хлеба или притча о бесплодном фиговом дереве. Фигуры на иллюстрациях малы, но их головы непропорционально велики, что позволяет представить индивидуальные особенности каждого лица. Хотя фигуры не имеют четко определенных контуров, художник уделял большое внимание деталям, таким как глаза, в которых он идентифицировал учеников. Силуэты очерчиваются светотенью, а линия земли, на которой они стоят, не отмечена. Цвета разбиты, золото дано желтым, фон иллюстрации монохроматичен, поэтому на иллюстрациях нет перспективы.


https://pl.wikipedia.org/wiki/Kodeks_z_Synopy

http://classes.bnf.fr/dossisup/grands/ec092a.htm

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b105388196/f1.item.r=Gr