Основные направления музейной педагогики: информирование, обучение, общение, удовлетворение потребности в творчестве и рекреационная деятельность

11 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Основные направления музейной педагогики: информирование, обучение, общение, удовлетворение потребности в творчестве и рекреационная деятельность отключены

Музейная педагогика

Музейная педагогика — это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему.

Музейная педагогика представляет собой одно из направлений педагогической науки и определяется как «междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта в условиях музейной среды». Иными словами, музейная педагогика — это отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.

Понимание музейной педагогики как научной дисциплины наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также тех музейных работников, которые ощущают необходимость выхода за рамки чисто эмпирического подхода к культурно-образовательной деятельности музея. Подобный подход нашел отражение в разработках специалистов Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. По их мнению, в конце 1980-х гг. «появилась возможность приступить к концептуальному, теоретическому обобщению подходов и конкретных данных в области музейного образования и заложить… основы новой стратегии его развития». С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем руководитель Центра Б. А. Столяров определяет музейную педагогику и как «область научноо-практической деятельности современного музея, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».

Необходимо развести понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность». Первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музея направление, которое входит в компетенцию этой дисциплины. Областью музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации.

Информирование

Информирование — это первая ступень освоения музейной информации, т. е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея либо различными направлениями его деятельности. На уровне первого контакта посетителя с музеем информация должна быть тщательно отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также максимально экспрессивной. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией.

Информирование осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Создание подобных центров входит в практику музеев многих стран. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от прекрасного качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей и кончая использованием информационных станций (киосков), установленных в холле или в залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию и многое другое.

Внедрение компьютерных технологий чрезвычайно актуально и перспективно в развитии информирования, однако не умаляет значения традиционных форм. В качестве примера можно привести следующие:

  • информационный центр: место сосредоточения и передачи информации различными способами (при обращении лично, по телефону или телефаксу, с помощью разнообразной печатной продукции, с использованием компьютерной базы данных и пр.);
  • консультация: предоставление музейным сотрудником информации по интересующему посетителя вопросу, помогающей удовлетворению его запросов или освоению темы;
  • лекция: последовательное изложение в устной форме темы либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Лекция может проходить как в самом музее, так и вне его стен. Содержание лекции, а также выразительные средства (иллюстрации, слайды, копии или дубликаты музейных предметов) должны помочь слушателям в получении и постижении музейной информации.

Обучение

Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников.

Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность. Особенность обучения в музее — это возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Важным аспектом является не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в учебных мастерских, студиях и т. д. Обучение в музее может осуществляться, например, в форме музейного урока, занятий в кружке. Музейный урок предусматривает коллективное углубленное изучение материала и предполагает проверку его усвоения. Урок в музее (на экспозиции, в фондах, в специально выделенных помещениях) проводится с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и расширения знаний, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации. Музейный урок используется преимущественно как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей, однако может применяться и в работе с другими категориями посетителей.

Кружок при музее — объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея (художественный, технический, краеведческий, литературный, военно-исторический и др.). Основой деятельности кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды музейной работы.

Университет при музее — форма организации занятий, предполагающая систематическое и системное изучение различных отраслей знания или специальных дисциплин (университет искусств, университет культуры).

Общение

Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея либо содержанием его коллекций. Общение в музее с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея.

Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Общение, в зависимости от профиля музея, может быть организовано в форме встречи, клуба, либо в какой-то нетрадиционной форме.

Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.

Клуб — общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.

Посиделки — театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вязание, вышивка, плетение кружев и пр.).

Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).

Удовлетворение потребности в творчестве

Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.

В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенное из них — возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В музеях это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, а также в других формах.

Студия ставит себе целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

Творческая лаборатория — объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.

Фестиваль — торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей, иных творческих групп и организаций.

Отдых

Отдых — организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное решение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Большая часть их (ярмарка, карнавал, День открытых дверей и т. д.) рассчитана на поливозраст — ную аудиторию, однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, т. е. могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздника, концерта, бала.

Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Предполагаются соблюдение ритуальности, введение праздничных атрибутов, игровых эпизодов.

Концерт — проводящееся в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе.

Бал в музее — танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Рекреационная деятельность

К формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960–1970-е гг., когда начался процесс высвобождения музея из оков политизации, и одновременно росла посещаемость музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью – участником события, знатоком темы, коллекционером. Это зафиксировано социологическими исследованиями, в частности исследованием «Музей и посетитель», проводившимся в начале 1970-х гг. в краеведческих музеях России. На вопрос анкеты: «Какие мероприятия нашего музея (кроме экскурсии) Вы хотели бы посетить?» 73% опрошенных ответили: «Встречи с интересными людьми». Быть может, этот ответ подсказан деятельностью самих музеев, преобладанием данной формы. Действительно, в этот период музеи начинают обретать новое качество, становясь своеобразным клубом интересных встреч, местом интеллектуального отдыха. Яркий пример тому – Музей А.С. Пушкина в Москве, который собирал переполненные залы на встречи с С.М. Бонди и Н.К. Гудзием, И.Л. Фейнбергом и Д.Д. Благим, В.С. Непомнящим и Н.Я. Эйдельманом, И.Л. Андрониковым и Д.Н. Журавлевым, Ю.Л. Керцелли и И.С. Зильберштейном.

Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма – встреча с интересным человеком – остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п.

Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.

К празднику как форме, удовлетворяющей потребность людей в рекреации и предполагающей активное включение аудитории в действие, очень близка музейная игра. Она еще в большей степени, чем праздник, является новой для музея формой, ибо ее появление всецело связано с утверждением коммуникативной модели.

Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.


Превью: Амур учит стрелять из лука.