Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная

5 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная отключены

Исследователи оперируют понятием «социальные функции музейного предмета». Функции характеризуют предмет и в качестве материального носителя предметно-практической деятельности человека, и как социальное явление. В музееведческой литературе можно встретить различные подходы к разрешению вопроса о функциях. Так, В. В. Кондратьев выделяет функции моделирования, коммуникационную и научно-информационную, а классификация, предложенная в 1995 г. М. Е. Кучеренко, включает генетическую, утилитарно-потребительскую, научно-познавательную, информативную, культурную и историческую функции. Однако в любом случае очевидно, что все функции предмета тесно переплетены, взаимодействуют друг с другом и, как и свойства, образуют сложную систему.

Генетическая функция

Генетическая функция — целевое назначение предмета, определенное его создателем. В данном случае имеется в виду конкретное предназначение любого артефакта, которым тот наделяется в момент изготовления.

Утилитарно-потребительская функция

Утилитарно-потребительская функция — цели и формы практического использования предмета в среде бытования. Утилитарно-потребительская функция обусловлена генетической, но может не совпадать с ней и изменяться в процессе пребывания предмета в среде бытования. Например, в этнографических экспедициях музейные работники не раз находили чудесные расписные или резные доски, которыми потомки их создателей закрывали кадки с капустой.

Находясь в среде бытования, предмет выполняет обе названные функции. При перенесении в музей он, как правило, утрачивает их, сохраняя лишь в отдельных случаях, хотя и не в качестве основных. Например, во многих музыкальных музеях выдающимся исполнителям предоставляется честь играть на уникальных музыкальных инструментах из музейной коллекции, и никому из посетителей не возбраняется смотреться в зеркало, включенное в экспозицию, или определять время по старинным часам. При совместном использовании интерьера храма музеем и церковью иконы воспринимаются как памятники истории и культуры и одновременно служат предметом религиозного поклонения для верующих.

Научно-познавательная функция

Научно-познавательная функция обусловлена способностью предмета воплощать в своих форме и содержании происходящие в природе и обществе процессы и явления и благодаря этому служить объектом и средством научного познания.

Культурная функция

Культурная функция определяется ролью и местом предмета в системе культурных ценностей общества.

Научно-познавательную и культурную функции предмет может выполнять, еще находясь в среде бытования. В музее эти функции приобретают особое значение и становятся основными.

Функция моделирования

Функция моделирования определяется значением предмета как фрагмента (остатка) исторической действительности. В музее благодаря наличию музейных предметов возможно создание некоей модели ушедшей действительности. Функция моделирования действительности в музее реализуется в процессе создания коллекций, организации экспозиций и выставок. Ни в одной другой социально-культурной сфере невозможно подобного рода воссоздание искусственной культурно-исторической среды, дающей непосредственное чувство сопричастности историческому событию, при помощи реальных предметов.

Коммуникативная функция предмета

Коммуникативная функция предмета, включенного в экспозицию, реализуется в процессе контакта его с посетителями музея. Посредством экспонируемых предметов осуществляется общение нашего современника с иными эпохами и культурами других народов, а в определенном смысле — и с теми людьми, которые за этими предметами стоят (вспомним в связи с этим высказывание Н.Ф. Федорова о том, что под видом старых вещей музей хранит души отошедших в мир иной). С этой функцией музееведы связывают представление о музейном предмете как звене музейной коммуникации.

Кратенько, да.


Превью: Пряжки для затягивания кожаных ремней из Сеттон-Ху. Лондон, Британский музей.