Современная типология и классификация музеев

Вводная часть

К 1980-м гг. была сформирована обширная сеть музеев РСФСР, включенная в музейную сеть СССР. Описание этой сложной системы невозможно без классификации входящих в нее музеев. Классификация является важной характеристикой музейного мира страны и имеет тенденцию к усложнению своей структуры.

Со времени формирования отечественной музейной сети в 1920-х гг., система классификации музеев не раз менялась, находясь в непосредственной зависимости от общей социокультурной ситуации в стране и в неразрывной связи с развитием музейных учреждений, науки и культуры. В последней четверти XX в. структура музейного мира стала еще более подвижной и неоднородной.

По этим же причинам классификационные признаки изменяются во всем мире. Например, на конференции ИКОМ в Барселоне (2001) была предложена классификация мирового музейного сообщества по принципам его финансирования: европейские музеи — на дотации государства; американские музеи — на дотации частных лиц; музеи развивающихся стран — на минимальной дотации государства, и поэтому вынужденные искать способы для своего выживания. А. Н. Марти, европейский исследователь, предложил свою типологию исторических музеев, учитывающую ту роль, которую они играют в решении проблем идентичности и взаимодействия культур.

В нашей стране классификация музеев традиционно осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, «существенным для организации и развития музейной сети и для всей музейной деятельности» (Д. А. Равикович). В соответствии с этими направлениями, музеи подразделяются:

  1.  по принадлежности,
  2.  по профильным группам,
  3.  по масштабу деятельности (центральные, региональные и местные),
  4.  по статусу (особо ценные объекты, головные музеи, филиалы),
  5.  по типам (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные).

В конце XX в. музееведами было введено в научный оборот новое основание для классификации: доминантный тип хранимых музеем памятников (коллекционные и ансамблевые музеи).

К традиционной группе, которая формируется по признаку принадлежности и в которую входят государственные, ведомственные и общественные музеи, в последнее десятилетие прибавились новые типы музеев: муниципальные, церковные, частные, корпоративные.

В современном музейном мире России наиболее представительной остается группа государственных музеев, которые являются собственностью государства, финансируются из его бюджета и находятся в ведении Министерства культуры РФ. В 2002 г. таких музеев в нашей стране было около 2 000. причем их количество увеличивается, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране.

Общественные музеи, как правило, создаются по личной инициативе и действуют на общественных началах, часто — под научно-методическим руководством государственных музеев. Обычно они создаются при различных организациях и учреждениях, клубах, кружках. К началу 1990-х гг. они являлись самой многочисленной группой музеев (4 374 музея). Наиболее распространенными были музеи трудовой и боевой славы, школьные и заводские музеи, мемориальные комнаты-музеи. В 1990-х гг. произошло значительное сокращение общественных музеев, особенно тех, которые были связаны с революционным периодом отечественной истории. Однако форма общественного музея достаточно жизнеспособна, что подтверждается созданием в последние годы ряда новых серьезных музеев: М. И. Цветаевой и В. С. Высоцкого, Центра-музея им. Н. К. Рериха, Музея истории меценатства, Музея Тверской улицы и Музея «Дом на Набережной» (все в Москве), а также ряда интереснейших специализированных (например, Музей экслибриса, учрежденный Обществом книголюбов), этнографических, школьных музеев, музеев различных общин.

Ведомственные музеи различного профиля по-прежнему составляют значительную группу музеев. Они подчиняются различным министерствам и ведомствам и отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства: образования, путей сообщения, здравоохранения и т. д.; силовых министерств (обороны, внутренних дел и т. д.); научных (например. Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, общества «Знание»). По данным Минкульта РФ, в которых учитываются только наиболее крупные и значительные ведомственные музеи, в 2001 г. таких было 86. Среди успешно развивающихся — Центральный музей связи им. А. С. Попова Министерства связи РФ в Санкт-Петербурге, Астрономический музей Главной (Пулковской) Астрономической обсерватории РАН, Музей пограничной службы Министерства пограничных войск РФ, Музей стекла и хрусталя Дятьковского хрустального завода (Брянская обл.), Музей техники при «Автовазе» в г. Тольятти и др.

Значительная часть ведомственных музеев — это музеи высших учебных заведений, деятельность которых носит и научный, и учебный характер. Активно работают, формируют фонды, проводят экспедиции музеи при Башкирском, Казанском, Челябинском университетах. На базе Музея землеведения МГУ с 1997 г. действует Научно-методический координационный центр университетских музеев.

После принятия в 1995 г. постановления «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» снова стали организовываться церковные музеи. Церковные музеи известны с XIX в., но в советский период они были упразднены. Вновь возникающие церковные музеи существуют в основном на добровольные пожертвования и средства, выделяемые Патриархией. Например, интересные собрания сформированы в Свято-Алексеевской пустыни, в музее Вознесенского собора в Тутаеве (Ярославская обл.).

Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации; они достаточно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Появление этих музеев и их динамичное развитие связаны с законодательным закреплением новой для страны формы собственности — муниципальной (1992). Количество таких музеев за последние годы заметно выросло; в основном они возникали в результате либо перепрофилирования музеев общественных, либо возрождения утраченных и закрытых музеев. Появляются также новые музеи, особенно в тех населенных пунктах, где создается собственная социокультурная инфраструктура. Сегодня муниципальный музей — это модель негосударственного провинциального музея, который выполняет те же важные функции по собиранию, хранению и презентации коллекций. Один из интереснейших примеров такого рода — Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость», обладающий давними традициями и старейшими коллекциями; в муниципальный он был преобразован из филиального музея Ставропольского краевого краеведческого музея. Перспективно развивается Музейно-культурный центр г. Нягань Ханты-Мансийского АО. Совместный (!) проект центра и администрации города — создание музея под открытым небом (реконструкция на основе археологических раскопок древнего города Эмдер).

В начале 1990-х гг. в музейный мир России стал постепенно возвращаться самый старый и распространенный до 1917 г. вид музея — частный музей. За последнее десятилетие частные музеи появились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российской провинции — в Иркутске, Ярославле, Ельце и других городах. В основном это музеи, созданные на основе частных коллекций их владельцами. Уже стали широко известными музей «Музыка и время» Дж. Мостославского в Ярославле, музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, Музей уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве, палеонтологический музей И. Гребнева в Новосибирской области и др. Обширное собрание музея «Музыка и время», который представляет собой яркое явление в музейной жизни г. Ярославля, включает коллекцию музыкальных инструментов, часов, ярославских колоколов. Некоторые частные музеи посвящены истории одного рода, народности и имеют этнографический характер (например. Музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл.), другие — какому-либо историческому событию или личности (например, Музей Г. Распутина в Тюменской обл., Музей дипломатического корпуса в Вологде).

Создание корпоративных музеев и коллекций — новое явление в отечественной культуре. Такие коллекции, которые в основном составляют произведения искусства, создаются при крупных российских корпорациях, активно участвующих в аукционах, покупающих высокохудожественные произведения, на которые у государственных музеев зачастую не находится средств, и привлекающих профессиональных искусствоведов и музейщиков. Так, в 1990-е гг. известностью пользовалась значительная коллекция русского искусства «Инкомбанка».

Принципиально новым явлением становятся виртуальные музеи. Такие музеи формируют виртуальные фонды, привлекают сетевого посетителя для виртуального общения. Музей наивного искусства — один из ярких музеев такого вида со сложившейся структурой и своим посетителем (пользователем). Недавно созданы виртуальные музеи старых телевизоров и коммунальной квартиры. Одним из проектов Объединенного мемориального музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарин Смоленской обл.) является создание Музея первого полета человека в космос; причем первый этап реализации этого проекта — формирование его именно в качестве виртуального музея.

Как известно, от развития различных отраслей науки, культуры, искусства, техники, производства, от их востребованности в обществе зависят появление нового музея, преобладание какой-либо профильной группы. Формирование профильных групп и типов музеев имеет почти трехсотлетнюю историю: вся история музейного дела России — это история развития типов и профилей музеев, которое продолжается и в настоящее время. Одна из значимых тенденций общемирового музейного развития состоит в том, что музеи становятся комплексными образованиями, соединяющими характеристики различных профильных групп.

В настоящее время музейная сеть страны включает в себя такие основные профильные группы музеев, как исторические, .художественные, литературные, музыки и театра, естественно-научные, науки и техники, промышленные, педагогические, а также комплексные (краеведческие и ансамблевые музеи). Основные профильные группы подразделяются в соответствии с более узкими профильными дисциплинами. Например, группа исторических музеев включает в себя археологические, военно-исторические, историко-бытовые, этнографические и др. В группу естественно-научных музеев входят палеонтологические, сельскохозяйственные музеи, ботанические сады, зоопарки и пр. Виды ансамблевых музеев — это музеи-заповедники, музеи под открытым небом, дома-музеи, музеи-корабли, музеи-заводы, музеи-памятники.

Преобладающей группой в отечественной музейной сети являются комплексные музи, а среди них — краеведческие, которые составляют около 50% музеев Минкульта РФ. Их число остается стабильно высоким, потому что интерес к истории своего региона — это определенная константа в деятельности российских музеев на всем протяжении их истории.

Особенно это характерно для настоящего времени, когда музеи решают вопросы культурной и национальной идентичности. Музеи все чаще стараются рассказывать об истории, культуре, науке и человеке широко, представляя историко- культурное и природное наследие как единое пространство человеческого бытия. Поэтому закономерен процесс усложнения структуры некоторых комплексных музеев, которые становятся многопрофильными образованиями. Таковы, например, экомузеи, культурные центры, музеи-заповедники. В этом прослеживается и проявление интеграционных процессов, которые направлены на формирование единого культурного пространства.

Многопрофильность и многофункциональность — это общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры, образования и науки. Это обстоятельство проявляется, к примеру, в том, что деятельность и интересы музея как социального института обусловливают его тесные связи с другими учреждениями культуры, такими как библиотека, архив, информационные структуры, образовательные и воспитательные учреждения. Поэтому не только их сотрудничество, но и различные варианты их объединения для решения общих задач, преимущественно относящихся к сохранению историко-культурного наследия, воспринимаются как закономерные. Например, в 2002 г. произошло объединение Чукотского окружного краеведческого музея и Государственного центра охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского автономного округа. Был создан Музейный центр «Наследие Чукотки», который стал настоящим центром национальной культуры региона. Ростовский областной музей краеведения совместно с художественными факультетами вузов города создает Научно- исследовательскую реставрационную лабораторию по сохранению культурного наследия региона.

С другой стороны, для последнего десятилетия было характерным создание узкопрофильных специализированных музеев, посвященных какой-либо одной отрасли деятельности человека или определенному природному явлению. Среди них — Музеи воды и леса в Москве, Музей хлеба в Санкт-Петербурге, Музей самовара в г. Данилове Ярославской области и др.

Вообще, современный музейный мир России характеризуется невиданный ранее разнообразием музейных учреждений. Количественный рост музеев, несмотря на экономические трудности, продолжался, хотя, по статистическим данным Минкульта РФ, рост музейной сети в конце 1990-х гг. происходил в основном за счет превращения филиалов в самостоятельные музеи и перехода в ведение этого министерства музеев из других групп.

Чтобы оценить масштабы музейной сети, имеющейся на сегодня в России, приведем некоторые цифры. На промышленно развитые страны, где проживает 15,6% населения планеты, приходится 55,5 % музеев, т. е. 1 музей на 30 тыс. человек. В странах же с низким уровнем дохода проживает 52,7% населения и находится 3,1 % музеев, т. е. в среднем 1 музей уже на 2 300 тыс. человек. И этот разрыв постоянно увеличивается. Если в Европе 1 музей приходится на 43 тыс. человек, в Латинской Америке — на 272 тыс., то в Африке — на 1 320 тыс., а в Азии — на 1 420 тыс.

В России в 2001 г. официально было зарегистрировано 2 113 музеев (из них 2 027 музеев Министерства культуры РФ и 86 — других ведомств), которые хранят 74 млн 443 тыс. памятников истории, культуры и природы. Однако эти сведения не отражают реальную численность отечественных музеев вследствие отсутствия единой системы учета музейных учреждений. По неофициальным данным, в России сегодня около пяти тысяч музеев (т. е. примерно 1 музей на 300 тыс. человек). Традиционно музеи преобладают в Москве и Санкт-Петербурге, однако провинция дает замечательные примеры развития музейной сети. В основном это губернии Центрального района России, Свердловская обл., республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Ханты- Мансийский АО и некоторые другие. На сегодняшний день около 90 % всех музеев России составляют музеи российской провинции.

На содержание собраний музеев и на присущие им формальные признаки существенно влияют основные тенденции развития музейного мира России.

Классификация музеев по профилю

Принятая в России классификация музеев подразделяет их на:

Исторические:

  • общеисторические (широкого профиля), например Государственный исторический музей в Москве;
  • военно-исторические, например Центральный музей вооруженных сил в Москве;
  • этнографические, например Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге;
  • археологические, например Государственный археологический музей в Одессе;
  • истории религии, например Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге;
  • исторические персональные, например Музей-квартира С. М. Кирова, музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (все в Санкт-Петербурге);
  • исторические монографические (событийные)3, например мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге;
  • истории отдельных предприятий и учреждений, например народный музей ОАО М3 «Арсенал», музей Академии гражданской авиации и ГУАП «Пулково», музей истории и техники Кировского завода (все в Санкт-Петербурге);
  • прочие исторические, например музей истории г. Шлиссельбурга, Государственный Всеволожский историко-краеведческий музей (все в Ленинградской области).

Художественные:

  • изобразительных искусств (широкого профиля), например Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге;
  • декоративно-прикладного искусства, например Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;
  • народного художественного творчества, художественных промыслов, например Музей народного искусства НИИ художественной промышленности в Москве, Музей народного искусства в Нижнем Новгороде;
  • дворцово-декоративного и паркового искусства, например Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»;
  • художественные персональные, например Музей-квартира А. И. Куинджи, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Петербурге;
  • художественные монографические, например Государственный музей городской скульптуры, Государственный музей-памятник «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге;
  • прочие художественные;

Искусствоведческие:

  • театрального искусства, например музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве;
  • музыкального искусства и музыкальных инструментов, например Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, музей граммофонов и фонографов в Санкт-Петербурге;
  • фото- и киноискусства, например Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде, Государственный музей кино в Москве;
  • искусствоведческие персональные, например Музей семьи Бенуа в Санкт-Петербурге (Петергоф);
  • искусствоведческие монографические, например Дворец-музей Петра I в Санкт-Петербурге;
  • прочие искусствоведческие;

Литературные:

  • литературные (широкого профиля), например Государственный музей института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге;
  • истории книги и книгопечатания, например Музей-клуб-библиотека им. Г. Скорины в г. Полоцке;
  • литературные персональные, например Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского;
  • литературные монографические, например Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге;
  • прочие литературные;

Архитектурные:

  • архитектурные (широкого профиля), например Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева;
  • музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства, например Историко-культурный музей-заповедник «Петропавловская крепость» Государственного музея истории Санкт-Петербурга;
  • народного зодчества, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде;
  • архитектурные персональные, например музей Алваро Аалто в Тампере;
  • прочие архитектурные;

Естественнонаучные:

  • географические, например Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге;
  • биологические (широкого профиля), например Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве;
  • зоологические (в т. ч. зоопарки), например Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук;
  • ботанические (в том числе ботанические сады), например Ботанический сад Иркутского государственного университета;
  • геологические, например Геологический музей Северо-Западного регионального геологического центра в Санкт-Петербурге;
  • минералогические, например Горный музей в Санкт-Петербурге, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве;
  • палеонтологические, например Палеонтологический музей Палеонтологического института им. Ю. А. Орлова Российской академии наук в Москве;
  • почвоведческие, например Почвенно-агрономический музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Восточно-Сибирский музей почвоведения им. И. В. Николаева при Иркутском государственном университете;
  • антропологические, например Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук в Санкт-Петербурге;
  • медицинские, например Музей истории института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук в Санкт-Петербурге;
  • прочие естественнонаучные;

Технические:

  • политехнические (широкого профиля), например Государственный Политехнический музей в Москве;
  • по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики и т. д.), например Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Центральный музей связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге;
  • технические персональные, например Государственный мемориальный дом-музей академика С. П. Королева в Москве;
  • технические монографические (в том числе музеефицированные памятники техники), например музей на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге;
  • прочие технические;

Отраслевые:

  • сельскохозяйственные, например Почвенно-агрономический музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева в Москве;
  • педагогические, например Музей истории профессионального образования Санкт-Петербурга;
  • здравоохранения, например Музей гигиены Центра медицинской профилактики в Санкт-Петербурге, Музей истории Института гигиены труда и профзаболеваний в Москве;
  • спорта, например Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс “Лужники”» в Москве;
  • отраслевые персональные, например Архив-музей Д. И. Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете;
  • отраслевые монографические, например Музей ивановского ситца в Иваново, Санкт-Петербургский государственный музей хлеба;
  • прочие отраслевые;

Комплексные:

  • краеведческие, например Новосибирский областной краеведческий музей, Омский государственный историко-краеведческий музей;
  • архитектуры и истории, например Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской области, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей Московской области;
  • архитектуры и этнографии, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» в Карелии, Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;
  • историко-художественные, например Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» в Москве, Государственный научно-художественный музей коневодства в Москве;
  • литературы и искусства, например Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Орловской области;
  • медицины и здравоохранения, например Медицинский музей-научно-исследовательский центр Российской академии медицинских наук в Москве;
  • прочие комплексные.