- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Сущность феномена музея и его функций. Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению

Вид на закате на музей принца Филиппа, Город искусств и наук, Валенсия, Испания. Площадь музея 40'000м², открыт 13 ноября 2000г., спроектирован Сантьяго Калатрава.

Феномен музея и его функции

Феномен музея

Общая теория музееведения (метамузеология) объясняет место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера. В вариативности существования музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.

Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

К феномену музея и связанным с ним проблемам философская мысль обращалась крайне редко. Одним из первых отечественных философов, размышлявшим по этому вопросу и выразившим собственное отношение музею и музейному делу, был Николай Федорович Федоров (1829 – 1903).

Стремительный рост знаний, развитие информационного общества и информационных технологий, новые потребности человека необратимо меняют мир культуры и, соответственно, музеи. Сегодня исследователи вновь обращаются к философии музея. В трудах культурологов, музееведов, социологов наметился отход от институциональной трактовки музея как учреждения с определенными функциями, происходит переосмысление его феноменологии в рамках толкования музея как формы существования культуры или как способа отношения человека к окружающему миру.

В статье «Музей в системе культуры», помещённой в журнале «Вопросы искусствознания» за 1994 год, М.С. Каган рассматривает музей с позиций системного подхода, а именно не изолированно, но в системе высшего порядка, в которую музей «вписан» и в условиях которой он функционирует 1. Это позволило теоретическому музееведению сформировать представление о музее как о специфической социально-культурной информационной системе, органично включённой в структуру культуры.

Для того, чтобы оценить музей как современный культурный феномен, следует обращаться к ключевым функциям культуры. Образовательно-воспитательная, интегративная (дезинтегративная), гносеологическая, регулирующая, семиотическая, информационная функции остаются равнозначимыми, отражающими способность культуры аккумулировать, сохранять и транслировать культурный опыт, но особого внимания сегодня заслуживают аксиологическая и социальная функции.

Культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума.

Сами по себе новейшие достижения ИКТ например, в формах виртуальных экскурсий по музею с точным воспроизведением расположения залов и экспонатов, реконструкций исторических битв и проч., хотя и оптимизируют процесс трансляции культурного наследия, не могут обеспечить передачу культурных смыслов, запечатленных в нем. С этим связана возрастающая актуальность вопросов интерпретации культурных смыслов, без которых невозможна деятельность современного музея как феномена культуры.

Расширение и углубление комплексной деятельности современного музея дает основания не только считать его феноменом культуры, но и отметить его возрастающую роль в сохранении и трансляции материального и нематериального культурного наследия.

В общем, товарищи, феномен музея — комплексное понятие, сочетающее в себе синтез функций музея (социокультурных) и видов деятельности музея. Как-то так.

Функции музея

Зарубежное и российское музееведение традици­онно выделяют две основные социальные функции му­зея — документирования и образовательно-воспитательную.

А. М. Разгон выделил четыре основные функции:

  1. Докумен­тирования,
  2. Охранную,
  3. Исследовательскую
  4. Образовательно­-воспитательную.

Многие исследователи дополняют эти функ­ции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологиче­скую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирова­ние в обществе ценностных критериев и установок), эстети­ческую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией му­зеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович пред­ложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспониро­вание, воспитание, обучение и наслаждение.

Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций — документирования и образовательно-воспита­тельной. Так, документирование предполагает хранение и ис­следование источников, а формирование ценностных устано­вок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности и т. д. Таким образом, многообразие взглядов отра­жает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания.

Функция документирования реализуется через отра­жение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов — музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т. е. с охранной функцией, и с их изучением, т. е. с исследовательской функцией.

Образова­тельно-воспитательная функция реализуется через использо­вание информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.

В связи с утверждением коммуникационного подхода в музееведении наметилась тенденция определить третью из основных функций музея — коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным на­следием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодоле­нии прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколе­ниями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Производной от коммуни­кативной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам.

Социокультурные функции музея

К основным исторически сложившимся социокультурным функциям музея, выражающим его общественное назначение, можно отнести:

  1. Функцию документирования (собственно музейную функцию), функцию доказательства, т. е. подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; она вызвана общественными потребностями экономического, научного и культурного характера в комплектовании, сохранении и изучении объективных свидетельств этого развития;
  2. Образовательно-воспитательную функцию, обусловленную информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов, а также познавательными и культурными запросами общества к музею. Она включает в себя как просветительные, так и образовательные аспекты;
  3. Функцию организации свободного времени, отвечающую общественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке и пр. Эта функция является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивами познавательно-эмоционального характера и в этом плане представляет собой способ реализации образовательно-воспитательных задач музея.

Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-временном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирование. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея, так и в отношениях музея с социокультурной средой.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социальных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.

Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, динамизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теряется смысл существования самого явления, т. е. функции музея стабильны, поскольку документирующие и образовательно-воспитательные значения музея остаются неизменными на протяжении значительных исторических эпох. Вместе с тем социокультурные функции находятся в постоянном развитии, так как общественные запросы к музею меняются в конкретной политической, экономической или культурной ситуациях. Музей по своей природе —идеологическое учреждение. Поэтому его концепция, лежащая в основе документирования и образования, определяется прежде всего социальными условиями и идеологией, господствующими в данном обществе на том или ином этапе его исторического развития.

Другой фактор, от которого зависит развитие социальных функций, связан с определенным уровнем развития науки и культуры, в частности как профильной, так и музееведения. Общественные потребности обусловливают соотношение социокультурных функций музея. В зависимости от конкретной ситуации в обществе и профиля музея может доминировать та или иная функция и соответственно по-разному могут быть расставлены акценты на различных аспектах его деятельности. Например, активное развитие образовательной деятельности отечественных музеев в 1920-е годы было связано с господствовавшей тогда государственной доктриной, направленной на «широкое просвещение трудящихся масс».

При этом чем острее возникающая социокультурная ситуация, тем резче меняется соотношение функций. Напротив, чем многообразнее требования, предъявляемые к музею обществом, тем гармоничнее это соотношение. В экстремальных ситуациях (война, революция и т. д.) превалирует задача сохранения музейных ценностей.

Современные подходы к  определению социокультурных функций музея

Несмотря на то, что проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания.

Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Динамика и особенности развития социальных функций ярко проявляются и в современных условиях. Это выражается как в формировании новых задач, так и в изменении направлений деятельности музеев во всем мире. Так, музей, выполняя по отношению к обществу и культуре функцию документирования, испытывает на себе влияние экономического, культурного и научного характера, что проявляется в комплектовании, изучении и хранении музейных собраний.

Меняется сегодня и функция документирования. Это связано как с комплектованием, так и с сохранением и изучением имеющегося фонда музейных предметов. Данные изменения проявляются по-разному. Рассмотрим их более детально. Так, в комплектовании Источниковой базы музея существуют три тенденции:

  1. Географического расширения сферы документирования, что проявляется в создании новых музеев в местах, ранее не включенных в систему музейного документирования. Несмотря на экономические сложности, появляются музеи в районах Крайнего Севера (например, Детский музей в городе Ноябрьске), Сибири (музей в Варьягане), центральных и северо-западных районах России;
  2. Тематического расширения сферы документирования, которое предопределило появление музеев ранее не существовавших профильных групп (например, Музей льна в Смоленске, Музей ситца в Иванове, Музей «Часы и время» во Владимире);
  3. Комплексного документирования, т. е. создание музеев с одновременной музеефикацией окружающей территории, что позволяет говорить о развитии комплексного документирования. Примером может быть Музей В. И. Шукшина в деревне Сростки Алтайского края с музеефицированной территорией, окружающей музей, или музей П. П. Бажова, вписанный в музеефицированную горнозаводскую среду.

К данной тенденции можно отнести увеличение количества музеев-заповедников, а также их концептуальное разнообразие. Это и историко-этнографический и средовой подход, положенный в основу формирования музеев деревянного зодчества в Костроме, Архангельске, Вологде и Перми, и сценарная концепция Ивангородского музея-заповедника, связанная с образно-сюжетным методом проектирования1. В последнее время активно развивается тенденция «мягкой» музеефикации, т. е. включение в музейный ансамбль прилегающих к музею архитектурных памятников и исторической территории. Так, в Санкт-Петербурге в конце 1990-х годов принята программа развития Государственного Эрмитажа и Дворцовой площади. Она призвана сохранить и использовать для различных целей музейной деятельности уникальный архитектурный комплекс зданий исторического центра Санкт-Петербурга и непосредственно примыкающих к ансамблю Дворцовой площади.

Помимо этого, функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в двух основных направлениях:

  1. Создание особых условий для сохранения музейных предметов. Эта тенденция реализуется в разработке специального оборудования для фондохранилищ, во внедрении особых систем обеспечения сохранности материальной сущности музейных предметов (депозитарии, система охранной сигнализации, музейная климатология и т. д.). Создание таких условий для хранения музейных предметов позволит включить их не только в систему внутрифондовой исследовательской деятельности, но и использовать для широкой коммуникации — это проявляется в реализации программы «открытые фонды» (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник « Царское Село» и др.);
  2. Формирование научно-информационных систем музейного документирования, реализующегося благодаря стремительному развитию информатики и оснащению фондов музея компьютерной техникой. Эта тенденция связана с повышением ценности музейных собраний, так как они становятся более доступными для потребностей различных наук, будучи включенными в открытое информационное пространство с использованием Internet.

Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей, а также познавательные и культурные запросы общества к музею обусловливают существование и развитие его образовательной функции, специфика которой заключается в том, что, аккумулировав историко-культурный опыт, музей его передает. Особенностью музейной формы передачи информации является то, что музейная модель действительности (экспозиция) через конкретные музейные предметы передает не просто факты, но суждения, представления и отношение к ним. Основные направления динамики образовательно-воспитательной функции связаны с новыми подходами к экспозиции, которые проявляются:

Образовательно-воспитательная функция музея реализуется не только через экспозицию (музейную модель действительности), но и через различные формы взаимодействия с посетителем. В современных условиях можно выделить следующие направления:

  1. Развитие «традиционных» форм образовательно-воспитательной деятельности. Например, экскурсия в современных музеях меняется за счет внедрения нетрадиционных методов — театрализации, игрового, диалогического общения и т. д. Так, в Музее Верещагиных в Череповце обзорную экскурсию проводят сотрудники музея, одетые в костюмы соответствующей эпохи, использующие разговорную стилистику того времени. Подобная практика есть в Музее-заповеднике «Кижи» в Карелии — экскурсоводы также одеты в народные костюмы и используют характерные для заонежских русских обороты речи. Такая экскурсия создает возможности не просто информировать, а помогает включиться в диалог культур, прочувствовать характерные особенности музейной историко-культурной среды;
  2. Развитие новых форм образовательно-воспитательного характера в музее связано с пониманием его как культурного центра, влияющего на формирование личности, благодаря уникальным возможностям музейной среды и музейного предмета.

Важным фактором в реализации образовательной функции современного музея является выделение такой отрасли педагогической науки, как музейная педагогика. Это позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и «педагогически» воздействовать на посетителей.
Музейно-педагогические исследования организуют образовательную деятельность в процесс, что позволяет разработать специальные «Программы», связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев, которые являются стержнем взаимодействия музея и школы. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем.

Кроме исторически обусловленных социокультурных функций, современный музей все более активно включается в реализацию функции организации свободного времени. Социальные условия диктуют необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, концерты, праздники, балы и т. д. Интересен опыт Музея А. П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, или ставшие классическим примером Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, концерты в Эрмитажном театре, Меншиковском дворце, престижные балы «Бокал шампанского» в Музее-заповеднике «Царское Село» и т. д. Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев.

Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.

Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п. Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).

Таким образом, понимание социокультурных функций музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического, экономического и культурного характера.

Существование различных взглядов на определение функций музея позволяет нам сделать вывод о том, что исторически обусловленными и имманентно (внутренне) присущими музею являются: функция документирования подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; образовательно-воспитательная функция, обусловленная информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов; функция организации свободного времени, отвечающая общественным потребностям в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Социокультурные функции музея, как мы видим, обусловлены государственной политикой в области музейного дела, социальным заказом, «встроенностью» в общество, а также возможностью музея стать основным мостом между современностью и прошлым, между человеком и культурным и природным наследием.


  1. Мастеница Е.Н. Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Федорова. Вестник СПБГУКИ, №3, 2011. – С.137-142.
  2. Основы музееведения: учеб пособие / Под ред. Э.А. Шулеповой; Рос. Ин-т культурологии — Изд. 2-е, испр. — М. : Кн. дом «Либроком», 2010.- 430 с.
  3. Суворова А.В. Музей как феномен культуры. Культурология. Ноябрь 2016. Выпуск: № 11 (53) Часть 2. С. 98-100
  4. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. СПБ.: Планета Музыка». «Лань», 2016. 248с.
  5. ЮреневаТ.Ю. Музееведение : учебник для высш. школы / Т.Ю. Юренева . – 3-е изд., испр. и доп . – М. : Академический Проект, 2006 . – 559 с.

Превью: Вид на закате на музей принца Филиппа, Город искусств и наук, Валенсия, Испания. Площадь музея 40’000м², открыт 13 ноября 2000г., спроектирован Сантьяго Калатрава.