- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

История создания литературных музеев в России

Литературные музеи – профильная группа музеев, документирующих историю литературы и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение и экспонирование произведений литературы.

Ведущими экспонатами музеев этой группы выступают литературные памятники (рукописи, книги). Собрания литературных музеев также включают документы, фото-, кино- и фономатериалы, произведения искусства, характеризующие историю литературы, творческий процесс.

Введение

Первоначально собрания литературных музеев комплектовались в соответствии с принципом прямой соотнесенности материалов с личностью и творчеством писателя. Постепенно, по мере расширения задач, музеи этой группы стали привлекать исторические материалы. Это дает возможность показа литературы в историческом и историкокультурном контексте.

Основными принципами построения экспозиций литературных музеев выступают историзм, научность, образность.

Литературные музеи могут заниматься историей литературы в целом (мировой, национальной); изучением литературных направлений или течений; творчеством отдельных писателей. В современном мире наибольшее распространение получили музеи истории литературы (или историко-литературные музеи), монографические литературные музеи и литературно-мемориальные музеи.

Историко-литературные музеи документируют материалы, характеризующие развитие литературы. К этой группе относятся Литературный музей Института русской литературы РАН в Петербурге – Пушкинский дом (1905) и Государственный литературный музей в Москве (1934).

Монографические литературные музеи размещаются в памятниках истории и культуры. Они содержат только тематические коллекции и не включают мемориальные комплексы. К этой группе относятся Государственный музей Л. Н. Толстого (1911), Государственный музей А. С. Пушкина в Москве (1958).

В современной музейной сети численно преобладают литературно-мемориальные музеи. Они включают мемориальные комплексы (усадьбы, дома, квартиры, кабинеты), где сохраняется или воссоздается на документальной основе прижизненная обстановка и личные вещи писателей. Музеи содержат также литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя или поэта.

В экспозициях литературно-мемориальных музеев наибольшей ценностью обладают подлинные предметы: рукописи, прижизненные издания с автографами, документы. Помимо мемориальных предметов демонстрируются изобразительные материалы (фотографии, картины, гравюры).

В нашей стране наиболее значительна группа литературно-мемориальных музеев, посвященных А. С. Пушкину. Память о великом поэте хранят:

В современном музейном мире России сложилась сеть литературно-мемориальных музеев, посвященных выдающимся русским писателям:

В последнее время активно развиваются музеи литературных героев. Самым знаменитым зарубежным музеем считается музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне.

В нашей стране первый музей, посвященный литературному персонажу, был открыт в 1974 г. на станции Выра. Это «Дом станционного смотрителя» Вырина из «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.

Отдельную группу литературно-мемориальных музеев представляют региональные музеи-заповедники: И. С. Тургенева – «Спасское-Лутовиново» Орловской обл. (1922), М. Ю. Лермонтова – «Тарханы» Пензенской обл. (1939), А. Н. Островского – «Щелыково» Костромской обл. (1948), С. А. Есенина – «Константиново» Рязанской обл. (1965) и др.

В рамках музея-заповедника сохраняется не только мемориальный дом или усадьба с ее постройками, но и окружающий ландшафт (включая парковые и лесные территории, сельскохозяйственные угодья). Это позволяет сохранить память о жизни, творчестве и пребывании на территории края людей, оказавших значительное влияние на развитие русской литературы. Кроме того, литературные памятники представлены в экспозициях многих краеведческих музеев и региональных музеев-заповедников.

Государственный литературный музей в Москве (ГЛМ) – самое крупное отечественное собрание по истории. Он занимается научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельностью, координирует деятельность музеев литературного профиля литературы (головной среди однопрофильных музеев), оказывает им методическую помощь.

Основным направлением деятельности ГЛМ стало проектирование экспозиций в зданиях, связанных с жизнью и творчеством выдающихся представителей литературы, и открытие в них литературно-мемориальных экспозиций на правах филиалов. В результате его филиалами стали музеи-квартиры Ф. М. Достоевского (1940), А. Н. Толстого (1987); дома-музеи А. П. Чехова (1954), М. Ю. Лермонтова (1981), Б. Л. Пастернака (1990) и других писателей и поэтов.

История создания литературных музеев

В России идея создания литературного музея зародилась в 1837 г., после трагической гибели А. С. Пушкина.

Первый мемориальный музей Пушкина был открыт в 1879 г. при Императорском Александровском лицее в Петербурге (новое название «Царскосельский лицей»). В нем были собраны произведения Пушкина, его автографы, произведения изобразительного искусства.

В конце XIX – начале XX в. создавались преимущественно монографические музеи. Например, музеи М. Ю. Лермонтова при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге (1883) и в Пятигорске (1912), Государственный музей Л. Н. Толстого (1911).

В 1905 г. при Петербургской Академии наук открыли Пушкинский дом (ныне Литературный музей Института русской литературы Российской Академии Наук) как музейно-архивное хранилище в память Пушкина, ставивший своей задачей изучение материалов по русской словесности. В основу собраний музея легли материалы юбилейной выставки 1899 г., организованной к 100-летию со дня рождения поэта.

Помимо пушкинских материалов в его фонды влились коллекции из собраний Литературного фонда, Дирекции императорских театров, Отделения русского языка и словесности Петербургской Академии наук, издательства «Брокгауз – Ефрон», а также частные собрания (А. А. Бахрушина, А. Ф. Кони и др.). После революции в состав Пушкинского дома поступили материалы Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище, а также Пушкинского музея Александровского лицея в Петрограде.

В 1908 г. был основан музей Пушкина в Михайловском (современное название Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Михайловское»).

После 1917 г. появились государственные литературные музеи. Например, музей И. С. Тургенева в Орле (1918), музей Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920). В 1921 г. был национализирован музей А. П. Чехова в Ялте. В этот период создавались также музеи-усадьбы: С. Т. Аксакова − «Абрамцево» в Московской обл. (1918, Л. Н. Толстого «Хамовники» − в Москве (1920).

Кроме того, в 1920-е гг. были организованы музеи-заповедники. Так, в 1921 г. «Ясная Поляна» была объявлена заповедником. В 1922 г.  «Пушкинский уголок», объединивший Михайловское, Тригорское и место погребения Пушкина в Святогорском монастыре, стал «заповедным музеем».

К 1920-гг. относится возникновение музеев истории русской литературы. Так, 1921 г. в Москве при Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина был образован Литературный музей. В 1930 г. основывается Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики. В 1934 г. оба музея были объединены в Государственный литературный музей.

В 1930 г. Пушкинский дом был преобразован в научно-исследовательский институт – Институт русский литературы (ИРЛИ) АН СССР, а музей стал его структурным подразделением.

В 1960 – 1980-е гг. значительно расширилась сеть литературно-мемориальных музеев, а также был создан ряд региональных музеев истории литературы. Например, Музей писателей-орловцев (1957), Литературный музей в Ставрополе (1971).

С 1990-х гг. были организованы музеи, связанные с именами писателей и поэтов, бывших под запретом в советский период (М. Цветаевой, М. Зощенко, М. Булгакова и др.). В начале 1990-х гг. в Российской Федерации насчитывалось свыше 140 литературных музеев. Характерной особенностью экспозиций последних лет стало использование символов при создании образа. Например, в открывшемся в 1991 г. во Владимирской области Александровском литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых средствами музейного искусства воссоздается поэтическая атмосфера Серебряного века, тем самым реализуется концепция музея-метафоры.

На современном этапе литературные музеи занимаются научно-исследовательской работой, организуют научные конференции, устраивают встречи с известными деятелями литературы и искусства, ведут лекционную работу. Результаты своих научных исследований они публикуют в виде периодических изданий, отдельных трудов. Например, Пушкинский дом издает журнал «Русская литература», «Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома».