Пятикнижие Ашбернхема (VI — VII вв., Испания (?)/ BNF, MS nouv. acq. lat. 2334)

Пятикнижие Ашбернхема (Турское Пятикнижие, Codex Turonensis) — позднеантичный латинский манускрипт VI-VII века в Пятикнижии (первые пять книг Ветхого Завета).

Локализация этого одного из прекраснейших памятников книжной миниатюры VI — начала VII века не установлена.

Описание

Это одна из самых загадочных раннехристианских рукописей  — по мнению Курта Вейцмана, ее географическая локализация колеблется в Средиземноморье, от Северной Африки до Северной Италии — с несомненными древнееврейскими влияниями (так, к примеру, из такого апокрифического источника пришла и утвердилась в христианском искусстве традиция изображать Адама и Еву, изгнанных из рая, сидящими в шалашах, и т.д.).

В рукописи представлены первые пять книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Книга чисел, Левит и Второзаконие.

Книга состоит из 142 листов (страниц) и 19 иллюстраций. Размеры — 372мм х 321мм. Это одна из самых важных и экстраординарных рукописей своего времени.

Один из элементов, поддерживающих теорию Северной Африки или Сирии, состоит в том, что она представляет экзотических животных и людей. Кроме того, цвета и композиции наиболее близки к арабскому искусству.

Рукопись была в Библиотеке Туров, прежде чем была украдена в 1842 году Гульельмо Либри Каруччи Далла Соммаджа и продана Бертраму Ашбернхему, 4-му графу Ашбернхема в 1847 году. С 1888 года  размещена в Национальной библиотеке Франции в Париже после реституции наследниками Ашбернхема.

Судьба рукописи показательна — в начале 9 в. она попадает в Тур, где становится образцом для фрескового цикла и миниатюр т.н. Турских библий 9 в.  -миниатюры использовались как источник более позднего цикла настенных росписей в церкви Святого Джулиана в Туре.

Иллюстрации

Некоторые из полностраничных миниатюр страниц, таких как миниатюра Ноев ковчега (folio 9r), содержат одну сцену. Другие полнофункциональные миниатюры, такие как рассказ о Кайне и Авеле , содержат много сцен, которые помещаются в регистр, причем каждая сцена имеет другой цветной фон.

Не раз отмечалось, что иллюстрации книги нашли отзвук в миниатюрах более поздних испанских Библий и Апокалипсисов. Если это действительно Испания, то «Пятикнижие Ашбернхема» — ее единственная дошедшая до нас иллюстрированная рукопись VII—VIII веков.

«Пятикнижие Ашбернхема» — редчайший для этого времени пример иллюстрированной книги, миниатюры которой дают развернутую параллель к тексту, отражая многочисленные эпизоды библейского повествования. Вероятно, рукопись восходит к более древнему образцу, может быть, к оригиналу VI века, ибо в ней ощутимы традиции раннехристианского искусства с его тягой к повествовательности.

В Пятикнижии Ашбернхема миниатюры занимают уже отдельные листы рядом с текстом. Они разделены на разноцветные регистры, облегчающие зрителю «прочтение» сцен. В соответствии со старыми приемами, многие сюжеты объединены на картинках, занимающих по целой странице. Всего в книге девятнадцать таких страниц, посвященных истории от сотворения мира и до исхода евреев из Египта. Эпизоды повествования не отделены друг от друга и распределены на листе в нескольких ярусах нерегулярной высоты и с различной окраской фона. Изображения плоскостны, предметы лишены объема, перспектива совершенно отсутствует, однако фигуры даны в живых позах, а действие отличается удивительной выразительностью. Радости и страдания людей, сцены военных походов сельскохозяйственных и строительных работ, пышные трапезы египтян, звери, птицы, деревья переданы с наблюдательностью, выдающей руку талантливого художника. Миниатюрам присуще тонкое чувство декоративного ритма, фон окрашен яркими красками — красным, темно-синим, сине-зеленым. Разнообразные эпизоды искусно объединены на страницах в единую композицию. Как и в раннехристианских книгах, отдельные фигуры и сцены сопровождаются пояснительными надписями, органично включенными в структуру иллюстрации.

На фоне европейского книжного искусства VII—VIII столетий миниатюры «Пятикнижия Ашбернхема» выделяются как редкой для этого времени верностью повествовательной изобразительной традиции, так я чрезвычайно высоким уровнем исполнения.


  • Нссельштраус Ц.Г.
  • https://fr.wikipedia.org/wiki/Pentateuque_de_Tourses codex 137 et 423 (Bibliothèque de Laon)
  • https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b53019392c/f2.planchecontact