Архитектурная история собора Св. Петра

11 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Архитектурная история собора Св. Петра отключены

Собор Святого Петра — наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

История

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

В XV в. Рим представлял собой жалкое зрелище. Из огромной столицы, насчитывавшей в первые века нашей эры почти миллионное население, Рим превратился в город, где жило всего лишь несколько десятков тысяч человек (не считая паломников, постоянно находившихся в нем).

В отличие от Флоренции и Венеции, где мастера Возрождения решали конкретные, локальные градостроительные задачи, в Риме начало эпохи Возрождения ознаменовалось попыткой графически выразить идеализированную модель «Вечного города». В первой половине XV в. один за другим стали появляться рисунки и чертежи, на которых Рим изображался то в виде круга, то в виде многогранника в плане. В большинстве этих рисунков геометрическим центром являлся холм Капитолий.

Новый этап градостроительной деятельности в Риме связан с именем папы Юлия II (1503-1513 гг.), который, как и его предшественники, обуреваем был желанием перестроить район Ватикана. Он поручил перестройку дворца и базилики св. Петра архит. Браманте. Перестройка дворца и собора тянулась вплоть до смерти заказчика (1513 г.) и архитектора (1514 г.), после чего наступил длительный период строительного застоя. Правда, над планом и моделью собора св. Петра работали лучшие архитекторы этого времени, но предложенные ими варианты не обладали достаточными преимуществами. Если Браманте решил композицию крупнейшего католического храма в виде гармонически уравновешенного центрического объема, имевшего в плане греческий равноконечный крест, то Рафаэль и Джу- лиано да Сангалло предлагали вернуться к базиликальной концепции храма, а Антонио да Сангалло младший дополнял этот вариант за счет постановки по бокам главного фасада высоких многоярусных башен.

Различные композиционные концепции храма объяснялись не только желанием сделать его более вместительным, но и тем, очевидно, что архитекторы по- разному понимали поставленную перед ними градостроительную задачу. Одни, считавшие собор св. Петра центром Ватикана, настаивали на центрической композиции. Другие, учитывавшие периферийное положение ведущего архитектурного сооружения Рима, предлагали вытянутую в сторону городского центра композицию здания. Проекты Бальдассаре Перуцци и Микеланджело как бы примиряли эти две концепции.

В 1547 г. папа Павел III поручил Микеланджело все работы по строительству собора св. Петра. К моменту смерти великого мастера собор был возведен до уровня барабана. Купол по модели Микеланджело завершали архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана.

В процессе проектирования и строительства собора возникла идея окружить его площадью. Эту идею высказал сначала Браманте. Сохранился набросок, сделанный этим архитектором, на котором изображен собор, окруженный перистилем. Та же идея приходила в голову Микеланджело, с той только разницей, что он мыслил окружающее собор городское пространство не в виде замкнутого перистиля, а в виде квадратной площади, раскрытой в сторону города, с монументальной лестницей, спускающейся от главного портала. Как известно, строительство соборной площади не было осуществлено в тот период.

Наиболее крупным событием в жизни Рима XVII в. стало строительство площади перед собором св. Петра, уже получившим к этому времени пристройку к центральной части здания, сделанную по проекту Карло Мадерна.

Строительство площади св. Петра велось под руководством Лоренцо Бернини на протяжении почти десятилетнего периода (с 1657 по 1667 г.), не считая подготовительной стадии, когда обсуждались проекты Джироламо Райналь- ди и других архитекторов. Л. Бернини также не сразу пришел к окончательному варианту площади. Первоначально он предлагал замкнутую площадь круглой или квадратной формы, но затем отказался от этих идей и остановился на овальной конфигурации площади и трапециевидного пространства, примыкающего к самому собору.

Размеры площади св. Петра грандиозны: овальная часть по большой оси насчитывала около 200 м, а по короткой-130м, тогда как трапециевидная часть насчитывала в глубину около 125 м.

Рельеф местности имел подъем в сторону собора, но кроме того овальная площадь имела свою вертикальную планировку. Так, обелиск стоял на несколько приподнятой площадке. Два декоративных фонтана высотой около 14 м фланкировали центральный обелиск, установленный здесь еще в 1586 г. архит. Д. Фонтаной. Грандиозная сквозная галерея окружила главную площадь и создала иллюзию «обнимающего» пространства.

Овальная форма была выбрана Л. Бернини не случайно. Он применил  форму Колизея, заимствуя у этого античного здания его грандиозный масштаб.

Как и все площади эпохи барокко, Соборная площадь была рассчитана не на осевое восприятие, а на обход ее по периферии. При этом движении создавалось бесконечное множество картин, каждая из которых имела свое композиционно законченное построение. При этом купол собора, первоначально видимый целиком, постепенно скрывался за очень красивой кривой карниза боковой галереи. Интересным эффектом была также «игра масштабов» отдельных элементов площади. Так, по мере движения вдоль колоннады фонтаны, первоначально видимые одинаковыми по размеру, начинали быстро наращивать увеличение одного из них и столь же быстрое уменьшение другого. Наконец, ближайший фонтан становился огромных размеров, а другой — еле заметным.

Этот эффект усиливал впечатление грандиозности площади и являлся лишь одним из многочисленных аналогичных приемов, известных мастерам зрелого барокко.

Архитектура

Купол

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.

Браманте и Сангалло

Купол Пантеона покоится на круговой стене, в которой отсутствуют окна и входы за исключением лишь одной двери. Сооружение имеет высоту соответствующую его ширине. Купол сооружён в виде цельной оболочки из бетона, облегчённой путём добавок в бетон большого количество вулканических пород — туфа и пемзы. Внутренняя поверхность купола отделана кессонами, что создаёт подобие ребристого перекрытия, облегчая конструкции. Наверху купола расположено отверстие диаметром 8 метров, которое служит для освещения внутреннего пространства.

Замысел Браманте для купола собора Святого Петра (1506 год) наследовал большую свою часть из решений купола Пантеона. Он был запроектирован из бетона, содержащего туф, — Браманте заново открыл нужный состав этой смеси. За исключением фонаря, который должен был по плану Браманте завершать купол нового собора, непосредственно профиль купола был очень близок к куполу Пантеона, лишь только поддерживающие стены были подняты над землёй на четырёх массивных столбах и образовали барабан. Массивная стена, что присутствует в Пантеоне, была облегчена Браманте путём устройства в ней оконных проёмов и использования перистиля.

Что касается флорентийского собора, то визуальный образ остроконечного купола существовал за много лет до того, как Филиппо Брунеллески воплотил его в реальность. Двухслойная конструкция купола осуществлена путём кладки кирпичей «в ёлочку» (что было заимствовано из Византийской архитектуры), а не такой большой уклон восьми каменных рёбер купола сделал возможным его строительство без устройства массивной деревянной опалубки, необходимой при возведении полусферических перекрытий. В то время как его внешний вид, за исключением деталей фонаря, почти целиком готический, инженерные решения, использованные для его строительства, были весьма новаторскими и основывающимися на глубоком изучении огромных сводов и сохранившихся куполов Древнего Рима.

Замысел Сангалло, в подтверждение которого сохранилась внушительная деревянная модель купола, основывался на опыте обоих предшественников. Он понимал значимость как устройства кессонов в Пантеоне, так и внешних каменных рёбер во флорентийском соборе. Сангалло усилил и расширил перистиль Браманте в группу арочных упорядоченных проёмов вокруг основания с устройством второй такой аркады вторым ярусом над первой. В его решении ранее весьма изящная конструкция фонаря, напоминающая скорее фонарь флорентийского собора, превратилась в массивную конструкцию, окружённую выступающим основанием, перистилем и с венчающим шпилем конической формы на верхушке. Данное архитектурное решение выглядело слишком эклектичным, слишком педантичным и безвкусным, чтобы быть успешным.

Микеланджело и Джакомо Делла Порта

Микеланджело переконструировал купол в 1547 году, учитывал и сохранил часть ранних наработок. Его купол, как купол флорентийского собора, запроектирован двухслойным кирпичным, внешний слой имеет 16 каменных рёбер, что больше в два раза, чем в Санта-Мария-дель-Фьоре, но намного меньше, чем в проекте Сангалло. Также как в проектах Браманте и Сангалло купол поднимается от колонн на барабане. Круговой перистиль Браманте и аркада Сангалло уменьшены до 16 пар соединённых арками коринфских колонн, каждая из которых, высотой 15 метров, выступает из сооружения. Визуально кажется, что колонны поддерживают каждое из рёбер купола, однако на самом деле конструкционно они весьма вероятно излишни. Причиной этому послужило то, что купол имеет яйцевидную форму, поднимаясь круто вверх, как и купол флорентийского собора, и, следовательно, вызывая меньший распор чем полуциркульный купол, такой как в Пантеоне, который хотя и не подкреплён, уравновешен обратным пригрузом от тяжёлой каменной кладки, что поднимается ещё выше окружающей стены.

Высота купола 138 м. Овоидальная форма купола вызывала много пересудов. Микеланджело умер в 1564, успев закончить барабан купола и столбы Браманта, которые были выполнены намного более крупными, чем планировалось. Работу продолжил ассистент Микеланджело, Джакомо да Виньола под строгим присмотром Джорджо Вазари, который по приказу Папы следил за тем, чтобы замыслы Микеланджело были воплощены без отступлений. Но уже в 1585 году новый папа Сикст V назначает ответственными за постройку Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана. За время правления папы строительство собора продвинулось очень значительно.

Решающим шагом Микеланджело было возвращение к центрическому плану, восхищавшему мастера, верного гуманистическим идеалам Возрождения. Но он внес в первоначальный план Браманте совершенно новые черты, изменившие не только отдельные элементы; но и общий характер всего сооружения. Жертвуя четко проработанной расчлененностью плана, мастер старался достигнуть большей слитности композиции и безусловного господства ее основного ядра: пространства средокрестия — внутри и главного купола — снаружи Микеланджело соответственно упростил воздушный, тонко прорисованный план Браманте, отказался от колоннады как средства внутреннего расчленения собора и резко увеличил массивность стен и устоев, чем добился полного преобладания центрального пространства над окружающими его частями; последние утеряли при этом относительную самостоятельность, которая им отводилась в проекте Браманте. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств.

Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом. Гигантские размеры купола должны были подчеркиваться четырьмя малыми куполами, заменившими кампанилы.

Микеланджело помимо зарисовок своего замысла оставил, как и Сангалло перед ним, большую деревянную модель своего проекта. Джакомо Делла Порта привнёс в неё несколько незначительных изменений, но при этом было сделано и одно значительное отступление. Неизвестно, была ли это идея самого Делла Порты или же предсмертное указание Микеланджело, но внешний купол был приподнят над внутренним по сравнению с моделью. Рисунки Микеланджело показывают, что на ранних этапах он склонялся скорее к овоидальной форме, чем к полуциркульной. На разных гравюрах того времени встречаются разные варианты формы купола. Формы деревянной модели более овоидальные, чем на гравюрах, но ниже, чем окончательный вариант. Предположительно, уже на смертном одре Микеланджело решил вернуться к более остроконечной форме. Однако некоторые исследователи отдают всю ответственность за это Джакомо Делла Порта.

Завершение

Купол был завершён Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.

Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.

Современный вид купола

В середине 18 века в куполе появились трещины, и были смонтированы четыре металлические цепи между оболочками купола, обжимающие конструкцию. Всего в разные времена было установлено десять цепей, и наиболее ранняя, возможно, установлена по плану самого Микеланджело как мера предосторожности, наподобие того, как было сделано Брунеллески во флорентийском соборе.


  • Саваренская.
  • ВИА в 12 томах.
  • Вики