Понятия книжной иллюстрации и книжной графики

Иллюстрация — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Иллюстрация как вид книжной графики

Искусство иллюст­рации — отрасль графики, а его история теснейшим образом связана с историей самой книги. Однако гра­фика существует и развивается также вне книги, как вполне само­стоятельное искусство рисунка и гравюры. Но это ее независимое развитие в виде особой области изобразительного искусства наряду с живописью и скульптурой начинается сравнительно поздно — лишь в эпоху Возрождения. К этому времени книга, тогда еще только рукописная, существовала много столетий, прошла путь сложного развития, технического и художественного, и накопила многообразные и высокие образцы книжного искусства.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п.

Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

Слово «графика» при­менялось первоначально более к письму, чем к рисунку, обозна­чать особый вид изобразительного искусства оно стало совсем не­давно, в сущности, лишь с начала нашего века. Определить этот вид искусства словами столь же однозначно и просто, как живо­пись или скульптуру, не удается. Отличия ее от живописи, анало­гичным образом пользующейся изобразительной поверхностью, не очевидны. Сам объем этого понятия весьма изменчив. Его то очень сужают, когда пытаются найти для графики определение однозначное и четкое (но тогда многое, что мы привыкли назы­вать этим словом, оказывается вдруг не «графикой», а неизвестно чем), то, наоборот, расширяют, пытаясь объять все, что принято теперь относить к искусствам графическим в быту, в выставочной и музейной практике, в издательском деле. Но тогда оказывается весьма трудно объяснить, что именно позволяет объединять этим термином столь разные явления, как карандашный набросок с натуры и полиграфический фотоплакат, связывающий изображе­ние с текстом; фирменный или геральдический знак и гравюру резцом, воспроизводящую живописный оригинал; рисунок шриф­та, предназначенного для набора, и книжную иллюстрацию…

По-видимому, подходить к этой задаче можно двумя существен­но разными способами. Во-первых, попытаться определить, что такое «графичность» как принципиальное качество какого-либо изображения в противоположность, например, «живописности». Далеко не всякая графика может оказаться при этом именно гра- фичной, зато графичность в иных случаях обнаружится в живопи­си или в орнаменте. Но таким образом можно надеяться утвердить некоторый полюс, крайнюю точку, к которой тяготеет все «гра­фическое» и вокруг которой группируются так или иначе разные виды графики. Во-вторых, попытаться понять мотивы отнесения именно к графике тех или иных форм изобразительного или зна­кового творчества, проследить, как эти формы складывались и обособлялись, какими факторами — смысловыми, технологичес­кими, историческими — связываются они друг с другом.

Понятно, что мы в этих двух случаях по-разному понимаем и саму задачу определения, получаем в результате ответы не на один, а на два разных вопроса: что есть графическое начало как общий художественный принцип и что такое графическое искусство в его историческом становлении и развитии.

Узкое и широкое понимание термина иллюстрация

Иллюстрация как всякое изображение, поясняющее текст

В узком смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в единстве с каким-либо текстом. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрация как произведение, предназначенное для восприятия в определенном единстве с текстом

В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.


  1. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособ. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 317 с.
  2. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства//В кн.: Искусство книги.- М., 1961.