- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Гигантский кодекс (нач. XIII в., Подлажице, Чехия \ Национальная библиотека Швеции, Стокгольм, MS A 148

Гигантский кодекс (лат. Codex Gigas, кат. MS A 148) — иллюминированный рукописный свод на пергамен начала XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне — часть города Храст). Формат листов — 89 см в высоту, 49 см в ширину (переплёт 91,5 × 50,1 см); включает 310 пергаментных листов. Изначально листов было 320 (640 страниц), но восемь были неизвестно кем и когда вырезаны, и ещё два утрачены.

Толщина книги — 22 см, а вес блока — 75 кг; сдвинуть с места её можно усилиями двух человек. По-видимому, это самая большая по размерам и объёму рукописная книга в западноевропейской книжной традиции. Содержит полный текст Библии, труды Иосифа Флавия, «Этимологии» Исидора Севильского, «Чешскую хронику» Козьмы Пражского  и другие тексты — все на латинском языке. Поскольку в книге содержится полностраничное изображение сатаны, в массовой культуре за ней закрепилось название «Дьявольской Библии». С XVII века хранится в Национальной библиотеке Швеции в Стокгольме, находится в постоянной экспозиции, открытой для широкой публики. В музее города Храст размещён макет кодекса в натуральную величину.

Происхождение

Происхождение Кодекса неизвестно. В рукописи говорится, что она была начатаа в монастыре в Седлеце его владельцами, монахами Подложице, в 1295 году. Вскоре он перешел в монастырь Бржевнов под Прагой. Все эти монастыри находились в Чехии (ныне в современной Чехии), и совершенно очевидно, что Кодекс Гигас был составлен где-то в Чехии, но не обязательно в Подложице, небольшом и малозначительном монастыре .

В 1594 году Рудольф II перенес Кодекс Гигас в свой замок в Праге, где он оставался до тех пор, пока не был доставлен во время Тридцатилетней войны, со многими другими сокровищами, армией Швеции в Стокгольм. Затем он вошел в коллекцию королевы Швеции Кристины и помещен в королевскую библиотеку в замке в Стокгольме. Там он оставался до 1877 года, когда он вошел в недавно построенную национальную библиотеку Швеции в Стокгольме.

Скорее всего вся работа была проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет; по косвенным данным, манускрипт был окончен в 1230 году. Предание гласит, что это был монах, которого заточили в келью за нарушение дисциплины, и он окончил рукопись за одну ночь, призвав на помощь дьявола.  Происхождение легенды неизвестно, и хотя она явно не имеет под собой никаких оснований, она показывает, как огромный Размер рукописи настолько впечатлил тех, кто видел ее, что было приписано сверхъестественное происхождение. Имя писца также неизвестно. В мартирологе упоминается некий монах-затворник Герман, причём это обстоятельство связывается с легендой о кодексе. Однако по другой версии, писца могли звать Собислав, это имя упоминается в молитве Деве Марии в маргиналии на листе 273r. Обе эти версии недоказуемы. Никакая другая его работа не была идентифицирована, и где он был обучен, неизвестно.

Текст

Текст переписан в две колонки по 106 строк нетипичным для XIII века почерком, который фактически является поздней версией каролингского минускула. Рукописный шрифт легко читается, он настолько однороден, что напоминает современный печатный. Буквы высотой от 2,5 до 3 мм на странице такого размера кажутся слишком мелкими. При этом для разных текстов величина букв варьируется: для библейских текстов, книг Иосифа Флавия и хроники Козьмы Пражского использован несколько больший минускульный шрифт, чем в энциклопедии Исидора и медицинских трактатах.

Оформление

Гигантский кодекс относится к числу иллюминированных рукописей, включая две полностраничные миниатюры, два изображения в тексте и 57 декорированных инициалов и маргиналий. Полностраничные миниатюры располагаются на развороте друг напротив друга — Небесный Град (289v) и изображение дьявола (290r), что должно символизировать контраст между обетованием Царства Божьего и символом зла и тьмы. «Иудейские древности» Иосифа Флавия открываются его изображением (лист 118r), а далее следует лист 118v — миниатюра со схематическими картами неба и земли, поскольку Иосиф цитирует начало Книги Бытия. Обе миниатюры расположены на полях, и не отнимают пространства текста. Большинство библейских книг украшены сложными многоцветными инициалами, такой же помещён в начале «Пражской Хроники». Большинство этих украшений включают спиральные узоры, стилизованные листья и цветы. Полностраничных инициалов шесть — два в Ветхом Завете (зачин Иисуса Навина и Книги Царств), четыре предваряют Евангелия. Их оформление включает птиц и животных. Инициалы к Евангелиям от Матфея (лист 254r) и Марка (лист 258v) украшены позолотой. По-видимому, имелся инициал и в начале Пятикнижия, но ныне он утрачен. Первые книги «Этимологий» Исидора Севильского украшены арабесковыми инициалами в синих и красных цветах; такие же украшения помещены в верхней части каждой страницы календаря и некрология. Текст календаря и некрология отмечен широкой зелёной полосой, имеющей декоративное значение. Некоторые страницы кодекса украшены одноцветными буквицами.


  1. https://fr.wikipedia.org/wiki/Codex_Gigas
  2. http://www.kb.se/codex-gigas/eng/Browse-the-Manuscript/
  3. Киселёва, Л. И. Письмо и книга в Западной Европе в Средние века. — СПб.: Дмитрий Булавин, 2003. — 310 с.