Книга мёртвых Ани (Египетская Книга мёртвых, ок. 1200 г. до н.э., Западные Фивы, Египет \ Британский музей, Берлин, Бруклин)

Искусство росписи папирусных свитков — папирусная графика, в первую очередь связанная именно с «Книгой Мертвых», — одно из величайших достижений египетской культуры. Появившиеся в начале Нового Царства (XV в. до н. э.) тексты с цветными изображениями стали первой в истории иллюстрированной книгой, а папирусная графика — искусством миниатюры, подарившем миру такие шедевры, как папирус Ани из Британского музея. Возникнув в начале XVIII династии, папирусная графика достигла своего расцвета при XIX династии, когда сложились все ее основные принципы.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Не было ни единой, ни канонической Книги Мертвых. Сохранившиеся папирусы содержат различный выбор религиозных и магических текстов и значительно различаются в их иллюстрации. Некоторые люди, похоже, заказывали свои собственные копии Книги Мертвых, возможно, выбирая заклинания, которые они считали наиболее важными в своем развитии в загробной жизни. Книги Мертвых часто иллюстрировались виньетками с изображением покойного и их путешествием в загробный мир.

Одни из лучших образцов «Книги мёртвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы; именно по этой причине версию Книги мёртвых, получившую распространение в этот период, называют Фивской. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и членам их семей. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.

Оформление свитков в основном представляло собой нанесение миниатюр по определенным композиционным схемам: так, обычно по верхнему краю папируса, над столбцами линейной иероглифики, шел фриз, состоявший из последовательно расположенных блоков. На основном же поле располагались полноразмерные виньетки, занимающие всю высоту свитка, а также композиции, включающие текстовые пояснения к изображению. Этот тип заупокойных текстов с варьирующимся и часто непоследовательным расположением глав, обычно называют фиванской редакцией «Книги Мертвых».

Книга представляет собой огромный сборник магических формул, который египтологи для удобства исследования разбили на 180 «глав». Магические формулы должны были обеспечить усопшему благожелательный прием владык загробного царства, и особенно царя его, Осириса. С помощью начертанных на папирусе заклинаний покойник воскресает, оживает в Осирисе, обретая божественную силу, все радости потустороннего (и земного) мира становятся ему доступными.

«Книга мертвых» — может быть, первая книга в истории  человечества, предназначенная для массового производства и продажи, в самых разнообразных редакциях и вариантах, иногда очень кратких.

Многие миниатюры в книге были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Иллюстрации, которыми богато украшались «Книги мертвых», служили добавлением к тексту — рисунок воспроизводил соответствующее описание. Место, которое эти рисунки занимали, не всегда соответствовало тексту, который ими иллюстрировался. В эпоху XXVI — сансской — династии (VII в. до н. э.) принципы составления и иллюстрирования «Книги Мертвых» меняются. Количество и порядок глав кодифицируются, а сами тексты записываются как иероглификой, так и скорописью — иератикой.

Главный рисунок изображал суд Осириса. Мы видим здесь бога загробного царства сидящим на троне в царской одежде, посреди зала суда. Перед ним возвышаются огромные весы, на которых взвешивается сердце покойного, отягощенное грехами. На одной чаше весов покоится сердце, на другой — страусовое перо, символизирующее истину (эту сцену иногда называют греческим термином «психостасия» — взвешивание души). При весах работают шакалоголовый бог подземного царства Анубис и сокологоловый бог Хор, а перед весами на пьедестале восседает львиноподобное чудовище — «пожиратель», которое должно пожрать усопшего, если он не выдержит загробного испытания и суда. Душу покойного вводят в зал суда богини Хатхор и Маат, впереди стоит ибисоголовый бог Тот, держа в далеко вытянутых руках свиток папируса и камышовый стержень: он ведет протокол судебного заседания. Другая ипостась бога Тота в виде павиана принимает также деятельное участие в процедуре суда, сидя на самой верхушке весов.


  • Борухович. В мире античных свитков.
  • Чегодаев М. А. Древнеегипетская папирусная графика Позднего времени: особенности взаимоотношения текста и изображения.
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Book_of_the_Dead