- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Коллекционирование на Востоке в Средние века

Мавзолей-мечеть Али в Эн-Наджафе

В истории Востока, который в своем развитии шел принципиально иным путем, нежели Европа, введенное европейцами для удобства периодизации понятие «Средневековье» имеет иные хронологические грани и иную логику их расстановки. Эти грани соотнесены с реалиями европейской истории, но в то же время имеют смысл и для самого Востока как субъекта исторического процесса. Начало восточного Средневековья ориентировочно датируется первыми веками нашей эры, а его верхнюю границу историки-востоковеды устанавливают в XIX в., причем для большинства стран — в середине столетия, когда по сути дела начался период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока под влиянием колониального капиталистического мирового рынка.

В основе появления первых коллекций и в мусульманском мире, и в индо-буддийских странах Востока лежали религиозные мотивы. После возвышения ислама и распространения его культуры вдоль всего Южного Средиземноморья и на восток до Индонезии рядом с захоронениями мусульманских мучеников появилось немало сокровищниц, в которых на протяжении столетий накапливались дары богатых жертвователей в виде дорогих, редких и красивых предметов. Важнейшим фактором, способствовавшим созданию подобного рода сокровищниц, была идея «вакфа», или «вакуфа», концептуально оформленная самим основателем ислама пророком Мухаммедом. Ее суть заключалась в предоставлении государством или человеком на религиозные или благотворительные цели имущества в виде дара или по завещанию. Реализация этой идеи в немалой степени способствовала сохранению культурного наследия, а возникавшие на ее основе собрания предметов впоследствии нередко превращались в музеи.

Именно таким путем возник под Тегераном музей шаха Абдол Азиза, созданный из даров, приносившихся паломниками на могилу мученика и пророка. В Неджефе, священном для мусульман городе Ирака, музеем стала сокровищница у гробницы халифа Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда и первого шиитского имама. В середине XX в. в музей превратилась знаменитая сокровищница на северо-востоке Ирана в Мешхеде, возникшая в VIII столетии рядом с усыпальницей отравленного врагами шиитского имама Резы.

В старинных письменных источниках встречаются упоминания о том, что в буддийских монастырях исстари хранились и выставлялись на обозрение драгоценности, произведения искусства, редкие животные и растения. Произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, различного рода редкости накапливались и в индуистских храмах.

Коллекционирование в Японии

Храмовые сокровищницы долгое время были единственными хранилищами как религиозного, так и светского искусства в Японии. Всемирную известность снискала сокровищница Сёсоин, созданная в VIII в. в монастыре Тодайдзи в Наре. Ее основу составили предметы, принадлежавшие императору Сому (прав. 724 — 756) и пожертвованные его вдовой будде Вайрочане. Этот вклад включал оружие, доспехи, облачение монахов, зеркала, ширмы, музыкальные инструменты — всего около 650 предметов. Для его размещения на территории монастыря было сооружено специальное деревянное здание, впоследствии неоднократно обновлявшееся. В XX в. сокровищница превратилась в музей.

Ближний Восток

Богатые собрания произведений искусства украшали дворцы светских владык, а одним из главных источников их пополнения были удачные военные походы. Немало декоративного оружия и художественных изделий хранили резиденции арабских халифов династии Аббасидов (750— 1258) в Багдаде и дворцы арабских халифов династии Фатимидов (909— 1171) в Каире. Особым почетом пользовались произведения каллиграфии, ведь уровень овладения красотой письма считался показателем образованности и духовного совершенства личности. Как святыня и драгоценность ценилась в мусульманском мире рукописная книга, создававшаяся совместными усилиями каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Ее чтение и рассматривание призвано было доставлять удовольствие не только интеллектуальное, но и эстетическое.

Особый размах коллекционирование иллюстрированных рукописей приобрело в XV —XVI вв. в Иране, Индии, Османской империи. При дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала специальная книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада и Тебриза, а при дворе османских султанов в Стамбуле над созданием рукописей кроме местных умельцев трудились мастера из Италии, Ирана и Азербайджана.

Коллекционирование в Китае

Высочайшего уровня развития достигло коллекционирование в Китае. Еще в эпоху четырехсотлетнего правления династии Хань (206 г. до н. э. —220 г. н. э.), ознаменовавшуюся общим подъемом культуры, для императорских дворцов во всех провинциях страны собирались наиболее известные произведения живописи и каллиграфии.

Пользуясь иероглифами в повседневной жизни, китайцы довели этот способ письма до такого совершенства и красоты, что умение рисовать иероглифы превратилось в подлинное искусство, которому образованные люди отдавали много времени и сил, поскольку видели в нем средство духовного возвышения и эмоционального наслаждения. Став поистине уникальным видом творчества, в котором всегда находили отражение индивидуальность мастера и дух времени, каллиграфия ценилась наравне с живописью. Неудивительно, что в правление императора Тай-цзуна (627 — 650) во всем Китае велся поиск произведений знаменитого каллиграфа Ван-Си-Чжи (321 — 379). В императорском указе объявлялось, что они должны быть переданы из частных рук в собственность государства, поскольку обладают высочайшей художественной ценностью. Подобные решения принимались . ‘ неоднократно и последующими императорами.

Коллекции пополнялись и выдающимися творениями современных мастеров, а их было немало в эпоху империи Тан (618 — 907), когда искусство считалось столь же важным и престижным поприщем для приложения сил и талантов, как и государственная служба. Способных к живописи или каллиграфии людей отыскивали специально, особенно среди чиновничества. Они проходили курс обучения изобразительному искусству, и император, лично знакомясь с созданными ими произведениями, наиболее одаренных повышал в должности и переводил на службу в департамент искусств, созданный при учрежденной в начале VIII в. Генеральной Академии, или Палате Ученых. Нередко императоры не только выступали в роли покровителей искусств, но и сами демонстрировали немалые таланты в области художественного творчества.

Развитие коллекционирования продолжалось и после падения Танской империи под ударами восставших крестьян и мятежных феодалов. В период царствования Ли Бяня (937 — 943), правителя Южной Тан, появилась Академия, ставшая местом хранения многих тысяч картин и книг. Но особенно высокого уровня китайское коллекционирование достигло в последующий, сунский период (960— 1279), когда в пору расцвета вступили и экономика, и культура нового объединенного государства. Уже при дворе первого сунского императора Чжао-Куан-иня (960 — 976) возродился департамент живописи, где обучались искусству молодые художники, а мастера с именем выполняли заказы монарха и его приближенных. Сам император слыл хорошим каллиграфом и всячески стимулировал развитие этого вида искусства, издавая указы, направленные на поощрение художников и охрану памятников минувших эпох. Постоянно растущая императорская коллекция включала не только шедевры живописи и каллиграфии, но и ювелирные изделия, дорогие ковры, представляющие художественную ценность древние изделия из бронзы, камня, а также найденные во время раскопок памятники материальной культуры. Периодически по распоряжению императоров публиковались и печатные каталоги живописных произведений.

Императорское коллекционирование в Китае

Все вопросы, связанные с императорским коллекционированием, находились в ведении специальных государственных чиновников. Эксперты из их числа оценивали старинные свитки, тысячами стекавшиеся в департамент тайной письменности, и отбирали редкие экземпляры для собрания монарха, при этом особый департамент занимался проблемами хранения коллекции.

Согласно установленному порядку, ежегодно из императорского хранилища доставались свитки, которые проветривались, а затем экспонировались во дворце. Выполняя распоряжение монарха, придворные министры, ученые и мастера изобразительного искусства принимали участие в обсуждении художественных достоинств недавно созданных или древних произведений живописи и каллиграфии. Художественная критика в эпоху Сун переживала необычайный расцвет, чему в немалой степени способствовала Академия живописи, созданная в начале XII в. и ставшая первым в истории средневекового Китая государственным учреждением, объединившим лучшие художественные силы страны.

Частное коллекционирование в Китае

Наряду с императорским коллекционированием развивалось и частное. Любители искусства неистово сражались за шедевры минувших эпох и выдающиеся творения современников. Как правило, на чистом поле живописного свитка они ставили свои печати и помещали тексты-комментарии, так называемые колофоны, в которых давали оценку художественным достоинствам картины. Эти надписи выполнялись на высоком уровне каллиграфического искусства самими владельцами или же специально приглашенными поэтами-каллиграфами. Обрастая печатями и колофонами, свиток приобретал своеобразную «родословную», и его цена, естественно, повышалась, хотя обычай губительно сказывался на сохранности живописных произведений. Эта негативная привычка была не свойственна японским коллекционерам, хотя само частное коллекционирование стало развиваться в Японии в X — XI вв. под несомненным влиянием соседнего Китая, контакты с которым складывались исстари и у которого японцы заимствовали все, что только могли.

В помощь коллекционерам создавались специальные трактаты; в сунскую эпоху их было написано семь, а во времена династии Юань (XIII — XIV вв.) — еще два. В 1387 г. увидел свет самый фундаментальный и наиболее известный трехтомный труд Цао Чжао «Ге гу яо линь». Существенно дополненный в середине XV в. Ван Цэо, он в последующие столетия пользовался наибольшей популярностью, а появляющиеся новые сочи- нения в основном повторяли его главные положения.

В Цинскую эпоху (1644— 1912), когда в Китае установилась власть завоевавшей его маньчжурской династии, коллекционирование продолжало оставаться важнейшей стороной культурной жизни Поднебесной империи. В это время стали чаще публиковаться каталоги и описания крупных коллекций, однако доступ к ним, как и в прежние времена, был возможен лишь благодаря личному знакомству с владельцем или по рекомендательным письмам.

*********************************************************************

Итак, подобно тому, как это имело место в античной и средневековой Европе, в основе появления первых коллекций в странах Востока лежали религиозные мотивы. В сокровищницах у могил мусульманских мучеников, в индо-буддийских храмах и во дворцах светских владык со временем сформировались собрания красивых, дорогих и редких вещей, рукописей и произведений искусства. В некоторых восточных странах, например в Китае, стало активно развиваться частное коллекционирование. Проблемы, связанные с оценкой произведений искусства, их атрибуцией и хранением, получили здесь высокую степень теоретической разработки гораздо раньше, чем это произошло в Европе. Но музей как особая культурная форма возник именно на европейской почве и лишь потом стал достоянием всего человечества.


ЮреневаТ.Ю. Музееведение : учебник для высш. школы / Т.Ю. Юренева . – 3-е изд., испр. и доп . – М. : Академический Проект, 2006 . – 559 с.

Фото: Мавзолей-мечеть Али в Эн-Наджафе.