Благовещенский Кондакарь (конец XII — начало XIII вв., Новгород \ РНБ, Основное собр. Q. п. 1. 32)

11 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Благовещенский Кондакарь (конец XII — начало XIII вв., Новгород \ РНБ, Основное собр. Q. п. 1. 32) отключены

Благовещенский кондакарь (Нижегородский кондакарь)  — древнерусская нотированная рукопись конца XII? — нач. XIII в., один из немногих сохранившихся памятников кондакарной нотации, важный источник по истории переводной и русской домонгольской гимнографии, византийской и древнерусской музыки.

Оба названия памятник получил по нижегородскому Благовещенскому монастырю, где рукопись находилась в XVIII в., позднее поступила в библиотеку Святейшего Синода и оттуда в 1860 г. была передана в императорскую Публичную библиотеку. Одесский отрывок был приобретен Григоровичем, по одним свидетельствам, в Вятке, по другим- в Казани, отождествлен как часть Благовещенского кондакаря в 70-х гг. XX в. Н. Б. Тихомировым в связи с подготовкой «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XI-XIII вв., хранящихся в СССР».

В научной литературе до 60-х гг. XIX в. (и ряде более поздних справочников) рукопись датировалась рубежом XI-XII вв., начиная с работ И. И. Срезневского — XII в. (с колебаниями от начала до конца столетия).

В настоящее время Благовещенский кондакарь состоит из 132 листов пергамена (включая одесский фрагмент, который должен находиться между листами 40 и 41 основной части), размером 20 х 16 см, не имеет конца, утрачен ряд листов в середине. Текст написан уставом 3 или 4 чередующихся почерков, на многих листах имеется греческий текст кириллицей. Рукопись украшена заставкой тератологического стиля (л. 1) и инициалами старовизантийского и плетеного орнамента, выполненными киноварью и чернилами, в том числе (листы 13 об., 56 и 75) с изображениями человеческих лиц.

Рукопись содержит кондаки минейного и триодного циклов с 1 сентября до Недели всех святых, в т. ч. прп. Феодосию Печерскому (3 мая — одесский отрывок и л. 41) и св. князьям-мученикам Борису и Глебу (24 июля — л. 52-53 об.), ипакои и кондаки воскресные, полиелей, асматик на 8 гласов, светильны и стихиры евангельские и ряд др. текстов. Наряду с кондакарной нотацией, имеющейся на большинстве листов рукописи, ряд песнопений (припев на 9-й песни, асматик, евангельские стихиры на л. 106 об.- 107, 114-130 об.) дан в рукописи в древнейшей знаменной нотации, на некоторых листах (начиная с л. 123 об.) имеются фитные начертания.

В созданном в начале XIII века Благовещенском Кондакаре представлены песнопения, включающие особый тип нотной записи – кондакарную нотацию. Название и рукописи, и нотации связано с наименованием жанра песнопений, преобладающего в книге – «кондак» (от греч. – краткий). Это песнопение в краткой форме передает суть празднуемого события.

После официального принятия Русью из Византии христианского богослужения, в практику вошло и церковное пение. Запись роспевов песнопений осуществлялась посредством двух типов нотаций – кондакарной и знаменной. Кондакарная нотация на Руси исчезает в XIV в., знаменная же присутствует в рукописных источниках вплоть до середины XX в.

Сохранилось всего шесть русских кондакарей XI – XIV вв., имеющих кондакарную нотацию, и Благовещенский Кондакарь выделяется в их ряду особенностями состава и художественного оформления. Рукопись интересна и тем, что в ней представлена не только кондакарная, но и знаменная нотация, а также производная от знаменной и смешанная (кондакарная с включением знаменных невм).


http://expositions.nlr.ru/ex_manus/kondakar/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C

http://www.pravenc.ru/text/149293.html

http://lermontovka-spb.ru/services/sovetuem-pochitat/srednevekovaya-miniatyura/ — Список того что есть в Лермонтовке почитать на предмет книжной миниатюры на русском языке.