Санкт-Петербургское (Островное) Евангелие, ок. 800, РНБ, Lat.F.v.I.8

1 год ago Enottt Комментарии к записи Санкт-Петербургское (Островное) Евангелие, ок. 800, РНБ, Lat.F.v.I.8 отключены

Островное Евангелие из Российской национальной библиотеки — прекрасный образец искусства книги раннего средневековья. Кодекс из 215 листов, написанный англосаксонским минускулом, создан в английском монастыре предположительно в 800 году и содержит полный текст четырех Евангелий с прологами.

Рукопись оформлена в соответствии с ирландскими и англосаксонскими художественными традициями. Ее декор составляют: 4 начальные страницы, 12 узорных таблиц канонов, орнаментированные инициалы и изящные разноцветные прописные буквы в тексте. Украшенная роскошными орнаментированными инициалами островного «звериного» стиля, рукопись принадлежит к лучшим образцам ранней книжной иллюминации.

Искусствоведы считают, что кодекс иллюстрировали три мастера разной квалификации: один из них выполнил начальный лист к Евангелию от Матфея (л.18) и аркады (л.12-17 об.), второй – начальные листы Евангелий от Марка и Луки (л.78, 119), а третий – орнаментированный лист к Евангелию от Иоанна (л.177). Работа каждого художника отличается по технике исполнения, уровню мастерства и цветовой гамме.

Декоративное оформление Островного Евангелия (рамки, аркады, орнаментированные инициалы) выполнено двумя мастерами – первым и третьим писцами, переписавшими текст. По мнению исследователей, первый мастер выполнил не только таблицы канонов с аркадами  и начальный лист Евангелия от Матфея, но и весь декор трех первых тетрадей и первого листа четвертой тетради (л.1-18). Он же декорировал текст тетрадей № 11, часть 16, 24 и первый лист 25-й тетради, то есть начало Евангелия от Иоанна (л.75-77 об., 113-118 об., 172-177). Этот художник, по мнению многих исследователей, наиболее профессионален. Он прекрасно владеет техникой исполнения изящных филигранных инициалов и декоративных рамок и отличается хорошим вкусом в подборе цветовой гаммы. Его краски ярки и вместе с тем гармоничны – бежево-желтая, сурик, красная разных оттенков, светло-коричневая, насыщенная голубая. Первый художник использует красные и черные точки для обрамления инициалов и треугольные точки – для заполнения фона декоративных рамок.

Декор Евангелий от Марка и Луки – начальные листы, а также средние, малые инициалы и инициалы Евангелия от Иоанна (исключая начальный лист), – по мнению опять же исследователей, сделан рукой другого мастера. Его работа выполнена в ином стиле, более проста и не столь изящна по технике орнамента. Он использует яркие пестрые краски, отсутствующие в палитре первого художника, например, зеленую. Цветовая гамма инициалов полностью соответствует гамме красок, использованных в декоре начальных листов этих Евангелий. Орнаментальные рамки на л.78 и 119 украшены тончайшим продавленным точечным узором на белом фоне. Таким же узором заполнены бордюры из белых прямоугольников без цветовой окантовки, создающие впечатление незавершенности обрамления. Малые инициалы в декоре этого мастера традиционно украшены точками, в некоторых из них также присутствует дополнительное цветовое пятно в виде солнышка с точками.


http://www.nlr.ru/coll/manuscript/gospel.htm

http://www.helsinki.fi/varieng/series/volumes/09/bleskina/index-rus.html