Трирское Евангелие (700-750, Эхтернах \ Трирский собор)

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Трирское Евангелие (700-750, Эхтернах \ Трирский собор) отключены
Таблица канонов

Трирское Евангелие — иллюминированное Евангелие, созданное между 700 и 750, вероятно , в аббатстве Эхтернах (наст.вр. Люкcембург). В настоящее время находится в библиотеке Трирского собора св. Петра.

Это работа двух художников-книжников: один, Томас, известен из двух надписей в рукописи, другой — анонимный. Томас работал в островном стиле , очень похожем на стиль Линдисфарнского Евангелия. Анонимный художник работал в континентальном меровингском стиле.

Описание

Рукопись содержит 16 полностраничных миниатюр, включая страницу из четырех символов апостолов (f.1v), десять страниц таблиц канонов , три портрета четырех евангелистов, тетраморф (f.5v) и заставку (Incipit) с двумя архангелами ( f.10r). Он также содержит множество орнаментированных инициалов. Томас нарисовал все большие миниатюры, в то время как его франкский коллега переписал большую часть текста и сделал большую часть буквиц.

Медальон

Лист 1 verso представляет собой центральный медальон, содержащий бюст Христа. Этот медальон образует центр креста, который разбивает страницу на четыре части, занятые символами 4 евангелистов: ангел, лев, вол и орел. Они все повернуты вправо к началу текста, который начинается на следующей странице. Мы находим такую же организацию символов евангелистов с крестом в других островных рукописях, таких как Келлская Книга, например (f. 27в и 290v), но нигде они не связаны с фигурой Христа в центре. Модель этого мотива из 4 символов с крестом может быть связан с Италией, где он часто встречается в произведениях поздней Античности. Мы находим его на фресках Базилики Сан-Дженнаро Фуори ле Мура в Неаполе, которая датируется v веком. Фигура Христа в центре креста исходит также, вероятно, из Италии, похожую мы находим, например, в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе возле Равенны, которая датируется vi в.

Тетраморф (f.5v)

Тетраморф

Миниатюра, расположенная напротив пролога святого Иеронима и его Вульгаты в рамке гиберно-саксонского стиля, представляет собой странный характер. Обе ноги повернуты вправо — эта поза была названа «Позой Осириса», он держит в своих руках перекрещенный скипетр в виде цветка и ритуальный нож. Под его талией, с прикрепленным как бы тройным фартуком, висят  четверти символов евангелистов — Лев, теленок и Орел — в то время как сама фигура является полнометражным изображением символа Матфея, человека. В отличие от других символических представлений о собственном единстве Евангелий, где все четыре символа имеют одинаковое значение, здесь предпочтение отдается Матфею, а остальные три рассматриваются как приложения, прикрепленные к телу человека только по частям.

Мы знаем, что до того, как Евсевий пришел к окончательному решению для согласия Евангелий в своих канонических таблицах, существовала гармония Евангелия, составленная Аммомом Александрийским, состоящая из полного текста Матфея и тех отрывков из других Евангелий, которые были с ним согласны. По-видимому, миниатюра является иллюстрацией его системы.

Примитивизм представления делает маловероятным, что он был взят из книги Евангелия, в которой содержались Архангелы и канонические таблицы. Скорее всего, это свободное изобретение художника Эхтернаха, который подписывает свое произведение в нижней части изображения: «Томас scribsit».

Два архангела и заставка (f.10r)

Миниатюра, все еще сохраняя почти квадратный формат своего прототипа, помещается перед каноническими таблицами, хотя текст на планшете, удерживаемый двумя Архангелами, объявляет о начале евангелия от Матфея. Планшет в то же время поддерживается колонной с капитулом, которая была преобразована в типичный островной плетеный линейный орнамент. Композиция в целом принимается за Константиновскую медаль, где две дуги победы, обрамляющие щит, на верхней части столбца с надписью Vote в честь императора. Колористический фон, предполагающий контур ландшафта, является еще одним признаком зависимости миниатюры от раннего архетипа. ?

Архангелы Михаил и Гавриил держат длинные копья, неуместно обеспеченные круглыми ручками на конце. Они одеты в розовые мантии, завернутые в светло-голубую тунику с желтыми полосами. Стиль отражает непосредственную модель художника евангелия из Эхтернаха, которая, должно быть, была итальянским произведением шестого или седьмого века, возможно, подарком Святому Вилииброрду от папы римского, который посвятил его в Риме как архиепископа Утрехтского. Узловатые концы, образующие диагональный рисунок на углах рамки, являются вкладом родного искусства художника.