Хроники Жана Фруассара (рукопись Груутхузе) ок. 1470, Франция / БНФ, Français 2643 -2646

Хроники Жана Фруассара (Рукопись Груутхузе) — богато иллюстрированная рукопись на пергамене в четырех томах, содержит французский текст из Хроник Жана Фруассара. Эти рукописи в настоящее время хранятся в национальной Библиотеке Франции под обозначением Français 2643 -2646.

Размер страницы составляет примерно 44 x 33 см, с миниатюрами различных размеров, от 3/4 страницы до полностраничных (112 полностраничных миниатюр), с виньетками и инициалами. Французский текст в двух колонках, и есть обширные рамки с вьющимися стеблями и другими растительными мотивами,  фигурами людей и животных среди них.

Жан Фруассар (род. в 1333 или в 1337 году в Валансьене, ум. ок. 1405 года) — французский писатель XIV века, автор знаменитых «Хроник» — важнейшего источника по истории начального этапа Столетней войны. Сведения о жизни Фруассара ограничены тем, что он сам указал о себе в тексте «Хроник».

Фруассар заслуженно получил звание «певец рыцарства» и «лучший из средневековых историков Франции». Он сам подчеркивал, что побудительным мотивом написания «Хроники» послужило желание рассказать о «славных военных деяниях и подвигах во Франции, Англии и соседних странах». Героями и участниками выступают доблестные рыцари и высокородные сеньоры.

Сохранилось более сотни иллюминированных рукописей его «Хроник», наиболее известная была выполнена в первой половине 1470 года мастерами из Брюгге по заказу благородного фламандца Людвига Груутхузе, мецената и библиофила, увлеченного книгами. 

Иллюстраторы

Луаз Льеде создал шестьдесят миниатюр в первых двух томах. Он был очень успешным, хотя и несколько шаблонным, иллюстратором, работавшим в основном над светскими рукописями Филиппа III, герцога Бургундского (Филиппа доброго) и его двора. Он, вероятно, использовал помощников, но обнаружить отдельные руки в его работе трудно.

Последние два тома, которые в целом выполнены более тонко, были обработаны анонимными иллюстраторами, известными как мастер Энтони Бургундский (идентифицированный некоторыми писателями с Филиппом де Мазерольесом), мастером Маргариты Йоркской и мастером Дрезденского Молитвенника, последним помощником мастера Энтони Бургундского. Эти мастера названы в честь их выдающихся работ или покровителей. Создается впечатление, что проект был разделен пополам на начальной стадии, так как писцы, написавшие текст и стиль оформления рамок (а также и работы специалистов), различаются между томами 1-2 и 3-4.

Большие миниатюры мастера Энтони Бургундского особенно изощренны в стиле, и миниатюры молодого мастера Дрезденского Молитвенника отличаются «их поразительно амбициозной палитрой и сочетанием цветов, взволнованной и вибрированно смоделированной драпировкой, по-видимому, неисчерпаемым диапазоном хорошо продуманных фигур, и сложным размещением фигур в сложных пространствах» (Маккендрик).

Людвиг Груутхузе

Людвиг Груутхузе (1427-1492) родился и жил в Брюгге и был важным членом суда Филиппа доброго. Он был вторым по величине покупателем после самого Филиппа, иллюминированных рукописей из лучших фламандских мастерских. У него было книжное собрание в общей сложности около 190 томов, в основном светского содержания, из которых более половины были современными иллюминированными экземплярами. Это сделало его собрание дважды превосходящим размером современное ему английское Королевское собрание. Груутхузе был одним из последних людей, который поручал создание новых рукописей в таком масштабе; он, вероятно, начал собирать книги в конце 1460-х годов, со многими из его основных комиссий, начиная с 1470-х годов. В некоторых случаях даже с того десятилетия книги уже существовали в печатной форме, и к концу его жизни большинство книг можно было купить в печатной форме, а фламандское иллюстрирование, особенно светских работ, находилось в глубоком упадке. Хроники Фруассара же были напечатаны после 1498 года, в Париже.

Он включал свои портреты в миниатюры в несколько книг (но не в эти); дополнительная фигура, одетая в ошейник Ордена Золотого Руна, появляется в его экземплярах, но не в аналогичных композициях в других экземплярах тех же произведений. Многие из его томов, подобно этому, перешли к королю Франции Людовику XII и теперь находятся в Национальной Библиотеке Франции. Король Луи нарисовал руки над руками Луи де Груутхузе на некоторых страницах этого набора (а в других книгах имел бургундский воротник из флиса, перекрашенный на фигурах де Груутхузе).

Как и «Харли Фруассар» (Британская Библиотека, Harley MSS 4379-4380), которая наиболее полно иллюстрирует все хроники Фруассара, этот экземпляр — пример заметного возрождения интереса к работам Фруассара с конца 1460-х годов; самым ранним частям Хроники было тогда более ста лет, и они охватывали период, начавшийся 140 лет назад.

Описание

«Хроники» состоят из 4 книг. Особый интерес для исследователей представляет «Книга I», известная несколькими редакциями. Выделяют три основных редакции: «Амьенский манускрипт», «Манускрипт семейства А/В» и «Римский манускрипт». «Амьенский манускрипт» дошел до нас лишь в одном списке, который выполнен безызвестным копиистом не позднее 1491 года. «Манускрипт семейства А\В» сохранился в несколько десятках списках, которые до сих пор еще не систематизированы. «Римский манускрипт» дошел до нас лишь в одном списке. В 1860 г. Кервин де Леттенхове обнаружил его в библиотеке Ватикана и подготовил его первое научное издание. Временные рамки манускриптов тоже весьма дискуссионы. Аникеев М.В. считает, что «Амьенский манускрипт» охватывает временной промежуток с 1325 по 1378 гг., Люблинская А.Д. же говорит о периоде 1326-1370 гг. Так же в медиевистике до сих пор ведутся споры, какая из редакций «Книги I» является более ранней.

Центральным сюжетом «Хроник» является англо-французский конфликт Столетней войны. Описанию главных битв, более мелких сражений и просто небольших стычек в ходе Столетней войны посвящены подавляющее число глав. Особое место в его повествовании занимает Фландрия, являющаяся узлом противоречии между Англией и Францией. Именно Фландрия была одной из причин Столетней войны и сыграла важную роль в ней. Так, Фруассар описывает политику Англии и Франции в союзе с Фландрией. Например, в одной из глав «Книги I» описан случай о заключенном союзе Эдуарда III и жителями Фландрии. Эдуард III предложил «напасть на Францию и пройтись по Турени и кастелянствам Лилля и Дуэ». Но жители Фландрии отказались, так как у них был договор с Папой Римским, что если они начнут войну против Франции, то «подвергнутся за это огромному денежному штрафу и отлучению. На совете было решено, что если Эдуард III хочет быть королём Франции, то пусть поместит на своем геральдическом щите герб Франции и в грамотах называется королём Франции. Тогда они станут почитать его за короля и будут ему повиноваться». Так они избегали денежного штрафа. Договор был заключен.

Помимо политических союзов и военных действий, внимание автора привлекают события политические: рождение и смерть королевских особ, мирные переговоры, посольства, выборы Пап, торжественные въезды в город и праздники; кроме того, от пера Фруассара не ускользают народные движения и восстания городов. Городской тематике достаточно много уделяется глав в его повествовании. Многие страницы его «Хроник» посвящены рассказу о восстании городов Фландрии, волнению в Париже 1383 гг.


Посмотреть всё и сразу:

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84386043 — 2643

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8438605h — 2644

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8438606x — 2645

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8438607b — 2646