Евангелие из Личфилда (Евангелие св. Чада, Каэдда) 730, Личфилд, \ библиотека кафедрального собора Личфилда

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Евангелие из Личфилда (Евангелие св. Чада, Каэдда) 730, Личфилд, \ библиотека кафедрального собора Личфилда отключены

Евангелиарий Св. Чада (ирл. Каэдда), епископа англо-саксонской Мерсии в 669— 672 годах — Евангелие VIII века, хранящееся в кафедральном соборе Личфилда.

Предание связывает эту книгу со св. Чадом, или Ceadda, который получил образование в Линдисфарне и умер как епископ Личфилда в 672 году — задолго до того, как была написана эта книга. До Личфилда он был приором в Уэльсе, как видно из двух старых записей, — одна из них упоминала о приобретении книги по цене лошади.

Сохранилось 236 страниц, восемь из которых иллюминированы. Еще четыре содержат текст в рамке. Сами страницы — размером 30,8 см на 23,5 см. Петр Лорд датирует книгу 730 годом, помещая ее в хронологическом порядке перед Келлской книгой, но после Линдисфарнских Евангелий.

По месту хранения с X века их называют иногда Евангелиями из Личфилда, но ни к Св. Чаду, ни к собору в Личфилде они не имеют никакого отношения. Их настоящая родина — Уэльс. Рукопись сохранилась не полностью  — утрачены первые листы и конец книги, так что до нас дошли лишь тексты Матфея, Марка и часть текста Луки. К тому же ру­копись обрезана но краям, но миниатюра, открывавшая утерянное Евангелие от Луки, осталась на месте.

Евангелисты

Сохранились изображения Марка и Луки. Оба они представлены сидящими на тронах, намеченных плоскими очертаниями и укра­шенных звериными головами, завершающими бо­ковые опоры. Над головами евангелистов имеются нимбы, выше помещены символы — лев и бык. Ра­зумеется, появление «портретов» евангелистов вме­сте с их символами, а также переход к общеприня­той системе тетраморфа, восходящей к св. Иерони­му, говорит о знакомстве с итальянским искусством, однако стиль исполнения миниатюр не имеет ничего общего с классической традицией.

Св. Лука написан здесь с нимбом, над которым, повторяя его форму, расположен символ Евангелиста — телец. Лик и одеяние Луки торжественны и строги. Лишь возвышающиеся по бокам от него опоры трона указывают, что он изображен сидящим, ибо складки одежды, чередующиеся спиралевидные и геометрические мотивы — лишь иероглиф одеяния, никак не соотносящийся с позой. Несколько варварская суровость лица святого и завораживающий взгляд увеличенных глаз подчеркиваются двумя скипетрами, которые Лука держит в так называемой «позе Озириса».

С несколько тяжелой и приземистой фигурой Луки контрастирует изображение Св. Марка с листа 142. Рисунок и самой фигуры, и обрамляющих ее элементов трона здесь иной — изящный, легкий и вытянутый. Складки одежды святого, волнообразное движение которых, с одной стороны, прекрасно уравновешивается ниспадением тонко подобранных по колориту полос, с другой — лишь подчеркивают это впечатление. Сама фигура написана здесь с соблюдением пропорций человеческого тела, и в ее трактовке чувствуется знакомство мастера со средиземноморскими образцами.

Хотя эта фигура и отличается от описанных выше, почти невозможно сказать, что в ней намечается движение в сторону большего реализма. Применительно к средневековому искусству вообще сам этот термин имеет лишь условное значение. Неверно представлять себе его лежащим как бы на полпути между тем, что принято сейчас считать реалистическим, и абстрактным. Средневековые, в том числе и ирландские, изображения стоят вне этого противопоставления, оба члена которого, несмотря на всю их удаленность, являются все же двумя способами видения мира. Напротив, мастера далекого прошло го исходили не только и не столько из видения, сколько из знания того, что желали представить, знания, закрепленного традицией в’ целой системе символических рядов. В этом смысле любые изображения имели нечто от условности знаков письма, между которыми существовали особые отношения иерархичности.

Несмотря на это, большее или меньшее внимание художника к физическим соотношениям, конечно же, факт. Удивительно, что в кругу ирландско-нортумбрийской школы живописи самый решительный шаг в сторону естественности изображаемого был сделан оформителями рукописи, которую можно считать одним из высших достижений островной миниатюры. Рукопись, о которой мы говорим, вышла из прославленного монастыря в Линдисфарне, который до своей окончательной гибели в конце IX века был одним из центров ирландской культуры в Британии. Как мы говорили, авторитет ирландцев на соседнем острове был с самого начала VII века необычайно прочным, однако его опора, кельтская церковь, имела и свои уязвимые точки. К середине VII века христианской Нортумбрии удалось поколебать позиции языческой Мерсии, и при королях Осви и Экгфриде она пользовалась плодами спокойствия и процветания. Основой расцвета культуры были здесь, как и в самой Ирландии, монастыри, в целом ряде вопросов (определении сроков Пасхи, внутреннего устройства обителей, особенностей обрядов, формы тонзуры монахов и пр.) не признававшие авторитета папской курии и ее посланцев, особенно активных в Восточной Англии, Уэссексе и Кенте.

Вся декорировка выдержана в старых формах островного искусства.

Ковровая

Одним из прекрасней­ших ее фрагментов является единственная сохра­нившаяся ковровая страница, центральным мотивом которой служит очерченный красной линией крест, составленный из сочетания шести квадратов. Вся поверхность листа, включая крест, покрыта плетениями с возникающими из них телами причудливых длинношеих птиц, змей и фрагментов звериных тел. Окрашенный красным и белым орнамент выделяется на темно-коричневом фоне, образуя динамичный и сложный рисунок, подчиненный, однако, геомет­рической основе. Сохранились также изображения Марка и Луки. Оба они представлены сидящими на тронах, намеченных плоскими очертаниями и укра­шенных звериными головами, завершающими бо­ковые опоры. Над головами евангелистов имеются нимбы, выше помещены символы — лев и бык. Ра­зумеется, появление «портретов» евангелистов вме­сте с их символами, а также переход к общеприня­той системе тетраморфа, восходящей к св. Иерони­му, говорит о знакомстве с итальянским искусством, однако стиль исполнения миниатюр не имеет ничего общего с классической традицией.

Инициалы

В англо-ирландских рукописях особенно большое внимание уделялось инициалам. Великолепный образец инициала имеется и в Евангелии из Личфилда. Это монограмма «Хи»-«ро», открывающая рассказ о Рождестве в Евангелии от Матфея, начинающийся словами: «Christi auteir generatio sic erat…» («Рождество Иисуса Христа было…», Мат. 1, 18). В англо-ирландских Евангелиях эта монограмма приобретает значение священного символа и талисмана. В рукописи из Личфилда имя Христа обозначено огромной буквой «X», занимающей всю высоту страницы, и сплетенными с нею буквами «ро» и «I», под которыми сложным геометрическим шрифтом начертаны на желтом и синем фоне слова «autem generatio». Буква «X» вся покрыта орнаментом из спиралей и плетений, включающих причудливо изогнутые тела птиц с длинными шеями. Нижние части букв «Р» и «I» заканчиваются звериными головами.

В проектировании этой страницы художник, несомненно, использовал как модель соответствующую страницу из Линдисфарнского Евангелия — она точно соответствует ей в заполнении большого Х с зигзагообразными последовательностями витых птиц, в завитках на краях, и в промежутках между инициалами, а также в связи с P и I.

Маргиналии

Есть восемь маргинальных надписей, написанных на латыни и старом Валлийском языке, которые являются одними из самых ранних письменных Валлийских записей. Первые записи, на латыни, о даре рукописи «Богу на алтаре Святого Тейло» от человека по имени Гели, который, согласно надписи, купил рукопись за лучшую лошадь у Чингала. «Алтарь Святого Тейло» в прошлом был связан с монастырем в Лландаффе. Однако было установлено, что третья, четвертая и шестая маргинальные надписи относятся к землям с пятнадцатью милями Лландейло Фавра. Поэтому считается, что книга была дана не Лландаффу, а в церковь в Лландейло.

Вторая маргинальная надпись представляет определенный интерес, так как содержит уникальный пример ранней Валлийской прозы, в которой зафиксированы детали разрешения земельного спора. Первые две надписи были датированы серединой девятого века. Третья — восемь надписей, датируются девятым и десятым веками.


https://lichfield.ou.edu/st-chad-gospels/features

https://lichfield.ou.edu/cc-download

https://web.archive.org/web/20140810073504/http://www.lichfield-cathedral.org/about-us/treasures/st-chad-gospels

https://en.wikipedia.org/wiki/Lichfield_Gospels