Провенанс

Провенанс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение. Термин относится к 1780-м годам. Происхождение концептуально сопоставимо с юридическим термином цепочка поставок.

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

Основная цель отслеживания происхождения объекта или объекта обычно заключается в предоставлении контекстуальных и косвенных доказательств его первоначального производства или открытия и проследить, насколько это возможно, его историю, в частности последовательности его официальных присвоений.

Установление происхождения произведения искусства направлено на то, чтобы обеспечить его историю и, таким образом, подтвердить свою оригинальность, установить ее собственность и ее законность. Она направлена ​​на то, чтобы подтвердить, что это не подделка, кража, грабеж или незаконное вывоз.

Качество происхождения произведения искусства может существенно повлиять на его художественную и / или культурную ценность. Это качество оценивается по степени достоверности происхождения, статуса бывших владельцев и силе документации (сертификат подлинности, методы сравнения, мнения экспертов, научные результаты).

Практика имеет особое значение для помощи в аутентификации объектов. С этими целями могут также использоваться сравнительные методы, мнения экспертов и результаты научных испытаний, но установление происхождения — это, по сути, вопрос документации .

Провенанс способен существенно повысить цену картины или предмета декоративно-прикладного искусства. Часто он служит доказательством подлинности предмета.  Особенно это справедливо для западного антикварного рынка, в России решающую роль все же  играет экспертное заключение. Нередки, к слову, случаи возвращения предметов, приобретенных россиянами на торгах крупнейших мировых аукционов, подлинность которых не была подтверждена постпродажной экспертизой, проведенной музеями Москвы и Санкт-Петербурга. Зная эту особенность, дома Christie’s и MacDougall’s для формирования русских коллекций наняли специалистов из России, что служит еще одним свидетельством возрастающего авторитета российских покупателей.

В то же время традиции европейского антикварного рынка постепенно приходят и в Россию — провенансом интересуется все большее количество коллекционеров. И это правильно: все, что касается денег, чрезвычайно деликатно, поэтому у инвестиционных инструментов должна быть безупречная репутация — это снижает риски. С благонадежностью, придаваемой предметам провенансом, связаны отчасти первые миллионные продажи русского искусства на торгах Sotheby’s в 2003 году. Картины Бориса Кустодиева «Красавица» ($1,4 млн) и Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» ($880 тыс.) — причина столь высоких, небывалых до того времени цен — не только бесспорная художественная ценность полотен, но и их блестящий провенанс — картины принадлежали некогда Федору Шаляпину.

Самая дорогая русская картина — «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова, оцененная публикой в $3,6 млн, выставлялась в 1913 году в Амстердаме, что также сказалось на цене.

Произведения искусства и антиквариат

Происхождение произведений изобразительного искусства, антиквариата и древностей имеет большое значение, особенно для их владельца. Существует ряд причин, по которым важно понимать происхождение живописи, которые в основном также применяются к другим видам изобразительного искусства. Хорошее происхождение увеличивает ценность картины, и установление происхождения может помочь подтвердить дату, художника, — особенно портрет, предмет картины. Он может подтвердить, действительно ли живопись относится к данному периоду.

Происхождение картин может также помочь разрешить споры о собственности. Например, провенанс между 1933 и 1945 годами может определить, была ли граффити разграблена нацистами.

Многие галереи прикладывают большие усилия для исследования происхождения картин в своих коллекциях, для которых в этот период нет точного происхождения. Документированные доказательства происхождения предмета могут помочь установить, что он не был изменен и не является подделкой, копией или украденным предметом искусства. Провенанс помогает установить авторство известного художника, и документальная история может быть полезной, помогая доказать право собственности.

Качество происхождения важного произведения искусства может существенно повлиять на его цену на рынке; на это влияет степень уверенности в происхождении, статус прошлых владельцев в качестве коллекционеров и во многих случаях благодаря доказательству того, что объект не был незаконно раскопан или вывезен из другой страны. Происхождение произведения искусства может сильно различаться по времени, в зависимости от контекста или количества, которое известно, от одного имени до научного каталога длиной в несколько тысяч слов.

Экспертная сертификация может обозначить разницу между объектом, не имеющим ценности, и стоимостью в целое состояние. Сами сертификаты могут быть подвергнуты сомнению. Жак ван Меегерен (считается фальсификатором работы своего отца, Хан ван Мегерена , фальсификатора старых мастеров, который стал известен этим. Однако он был менее одаренным, и его подделки отрицательно повлияли на репутацию работ его отца) подделал работу своего отца Хана ван Мегерена (который, в свою очередь, подделал работу Вермеера ). Жак иногда выпускал справки со своими подлогами, в которых утверждалось, что его отец создал работу.

Джон Дрю (род. в 1948 г.,  британский поставщик художественных подделок, который поручил художнику Джону Мейтту нарисовать их. Дрю заработал около 1,8 млн. фунтов стерлингов, совершив эти преступления против искусства) был в состоянии подделать как настоящие картины большое количество произведений, которые легко могли бы быть признаны таковыми путем научной экспертизы. Он создавал впечатляющий (но ложный) провенанс, и из-за этого галереи и дилеры приняли картины как настоящие. Он создал это ложное происхождение путем подделывания писем и других документов, в том числе ложных записей в предыдущих каталогах выставок.

Иногда провенанс может быть простым, — как фотография предмета с его первоначальным владельцем. Простая, но окончательная документация, например, может увеличить ее ценность на порядок, но только если владелец был очень известен. Многие предметы, которые были проданы на аукционе, прошли мимо их оценок из-за фотографии, показывающей этот предмет со знаменитым человеком. Некоторые примеры включают антиквариат, принадлежащий политикам, музыкантам, художникам, актерам и т. д.

Подлинность антиквариата: что относится к провенансу

Какие именно свидетельства и доказательства можно рассматривать в качестве провенанса?

  • свидетельство о подлинности предмета старины, подписанное специалистом в области оценки антиквариата или уполномоченным государственным учреждением, или заявление, исходящее от указанного источника;
  • результаты проведённой специалистом или уполномоченным государственным учреждением экспертизы;
  • описание предмета или отчёт уполномоченного государственного учреждения;
  • имена предыдущих владельцев, заверенные официально;
  • этикетки или ярлыки, подтверждающие факт выставления предмета в галереях, выставочных центрах или музеях;
  • документ, подтверждающий факт купли-продажи предмета антиквариата;
  • изображение вещи или её описание, опубликованное в каталогах, книгах, в прессе;
  • устное заявление лица, знакомого с предметом либо его автором лично;
  • аудио- или видеозапись рассказа создателя произведения о данном предмете.

Исследование происхождения картин

La Bella Principessa , недавнее повторное открытие,  приписываемое Леонардо да Винчи, происхождение которой все еще является предметом исследований и противоречий.
Целью исследований происхождения картин является составление полного списка владельцев (вместе, где это возможно, с документальным подтверждением) с момента написания картины или с мастерской художника до настоящего времени. На практике, вероятно, будут пробелы в списке из-за отсутствующих или потерянных документов. В задокументированном происхождении также следует указать, когда картина была частью выставки и библиографией, когда она была обсуждена (или проиллюстрирована) в печати.

Там, где исследования идут в обратном направлении, чтобы обнаружить предыдущее происхождение картины, чье нынешнее владение и местоположение известно, важно записать физические детали стиля живописи, темы, подписи, материалов, размеров, рамки и т. д. Названия картин и атрибуция конкретного художника могут со временем меняться. Размер произведения и его описание могут быть использованы для идентификации ранних ссылок на картину. Задняя часть картины может содержать значительную информацию о происхождении. Могут быть вывески, дилерские марки, ярлыки для галереи и другие указания предыдущего владельца. Там могут быть и грузовые этикетки. В телевизионной программе BBC Fake или Fortune? Происхождение картины Bords de la Seine à Argenteuil было исследовано с использованием галерейной наклейки и этикетки для транспортировки на оборотной стороне. Раннее происхождение иногда может быть указано картелином, (Картеллино  — итальянский термин,  означает мелкий лист бумаги или кусок пергамента или бумаги, написанной иллюзионистически, часто прикрепленный к стене или раме в картине, обычно с именем художника или натурщицы\модели) добавленным к картине в коллекции. Однако они могут быть подделаны, могут исчезнуть или быть закрашены.

Аукционные записи являются важным ресурсом, помогающим исследовать происхождение картин.

  • В Библиотеке Витта находится коллекция записей из каталогов аукционов, которая позволяет исследователю идентифицировать случаи, когда картина была продана.
  • Библиотека Хайнца в Национальной портретной галерее в Лондоне хранит подобный сборник, но ограничивается портретами.
  • В Национальной художественной библиотеке в музее Виктории и Альберта имеется коллекция каталогов продаж в Великобритании.
  • Йоркский университет создает веб-сайт с онлайновыми ресурсами для изучения истории искусства в период 1660-1735 годов.  Он включает в себя дневники, каталоги продаж, счета, корреспонденцию и запасы.
  • В Исследовательском институте Getty в Лос-Анджелесе есть проект по изучению сбора и добычи (PSCP), который включает в себя онлайн-базу данных, все еще пополняемую, аукционных и других записей, относящихся к происхождению живописи.
  • Frick Art Reference Library в Нью — Йорке имеет большую коллекцию аукционных и выставочных каталогов.
  • В Нидерландском институте истории искусств (RKD) имеется ряд баз данных, связанных с художниками из Нидерландов.

Если картина была в частных руках в течение длительного времени и выставлена ​​в известном доме, она может быть записана в инвентаре — например, в инвентаре Lumley. Картина также может быть замечена посетителем, который впоследствии написал об этом. Возможно, это было указано в завещании или в дневнике. Если картина была куплена у дилера или перешла в личную собственность, может быть ордер или квитанция ​​о продаже, которая свидетельствует о происхождении.

Где художник известен, может быть каталог raisonné, перечисляющий все известные работы художника и их местоположение на момент написания. База данных каталогов доступна в Международном фонде художественных исследований, исторические фотографии картины можно обсудить и проиллюстрировать в более общей работе над художником, периодом или жанром. Точно так же на фотографии картины могут быть надписи (или подпись), которые впоследствии теряются в результате  реставрации. И наоборот, фотография может показать, что надпись не была видна раньше. Один из спорных аспектов портрета «Rice» Джейн Остин, приписываемого Озиасу Хамфри, касается кажущихся надписей, идентифицирующих художника и модель.

Архивы

Происхождение — также известное как «история хранения» — является основной концепцией архивной науки и архивной обработки . Этот термин относится к отдельным лицам, группам или организациям, которые изначально создавали или получали предметы в коллекции, и к последующей цепочке поставок предметов. Согласно архивной теории и принципу происхождения, записи, которые происходят из общего источника (или фондов), должны храниться вместе — либо физически, или, если это нецелесообразно, интеллектуально, в том, как они каталогизируются и размещаются в поисках помощников — в соответствии с тем, что иногда называют принципом архивной целостности. И наоборот, записи разного происхождения следует сохранять и документировать отдельно.

В архивной практике доказательство провенанса обеспечивается работой систем управления, которые документируют историю записей, хранящихся в архивах, включая детали внесенных им изменений. Полномочия архивного документа или набора документов, из которых доказательство является неопределенным (из-за пробелов в записанной цепочке поставок), будут считаться скомпрометированными.

Принципы архивного провенанса были разработаны в XIX веке как французскими, так и прусскими архивистами и получили широкое признание на основе их формулировки в Руководстве по размещению и описанию архивов голландскими государственными архивистами Сэмюэлем Мюллером, Дж. А. Фейтом и Р. Фруином, опубликованном в Нидерландах в 1898 году (часто упоминается как «Руководство Нидерландов»).

Симус Росс аргументировал аргумент в пользу адаптации установленных принципов и теорий архивного происхождения в области современного цифрового сохранения и сохранения.

«Провенанс» также является названием журнала, опубликованного Архиепископом Джорджии.

Книги

В случае книг изучение происхождения означает изучение владения отдельными копиями книг. Обычно это распространяется на изучение обстоятельств, при которых отдельные копии книг меняют собственника, а также данные, оставшиеся в книгах, которые показывают, как читатели взаимодействовали с ними.

Исследования провенанса могут пролить свет на сами книги, что свидетельствует о роли отдельных титулов в социальной, интеллектуальной и литературной истории. Такие исследования могут также добавить к нашим знаниям конкретных владельцев книг. Например, просмотр книг, принадлежащих писателю, может помочь показать, какие работы повлияли на него или нее.

Многие исследования по изучению происхождения исторически ориентированы и сосредоточены на книгах, принадлежащих писателям, политикам и общественным деятелям. Изучается недавнее владение книгами, что свидетельствует о том, как обычные или анонимные читатели взаимодействовали с книгами.

Происхождение может быть изучено как путем изучения самих книг (например, просмотром надписей, маргиналий, книжных знаков, книжных рифм и привязок) и со ссылкой на внешние источники информации, такие как каталоги аукционов.

Археология, антропология и палеонтология

Археологи и антропологи используют  термин provenience для обозначения точного местоположения или найденного места в качестве экспоната, костей или других останков, образцов почвы, или функцию в пределах древнего города, тогда как провенанс охватывает полную документированную историю объекта. В идеальном случае, в современных раскопках, происхождение записывается в трех измерениях на сетке местности с большой точностью, а также может быть записано на видео, чтобы обеспечить дополнительные доказательства и контекст. В старых работах, часто проводимых любителями, может быть известна только общая площадка или приблизительная область, особенно если артефакт был обнаружен за пределами профессиональной раскопки и его конкретное положение не записано. Термин provenience появился в 1880-х годах, примерно через столетие после провенанса . Вне академических контекстов он использовался как синонимный вариант написания происхождения, особенно на американском английском .

Любая древняя эпоха может иметь как доказательство (где оно было найдено), так и происхождение (там, где оно было найдено). Различие состоит в том, что «происхождение является фиксированной точкой, а провенанс можно считать маршрутом, которым следует объект, когда он движется из рук в руки». Другая метафора заключается в том, что доказательство является «местом рождения» артефакта, а провенанс — его «резюме», хотя это неточно (многие артефакты возникли как торговые товары, созданные в одном регионе, но принадлежащие и, наконец, депонированные в другом).

Помимо научной точности, необходимость в различии в этих терминах была описана следующим образом:

Археологи … не заботятся о том, кому принадлежит объект — их больше интересует контекст объекта в сообществе его (в основном оригинальных) пользователей. … Они интересуются, почему римская монета появилась в кораблекрушении через 400 лет после ее создания; в то время как искусствоведы действительно не заботятся, поскольку они могут в целом выяснить, из какого монетного двора появилась монета, с помощью информации, нанесенной на ее поверхность. «Это римская монета, что еще нам нужно знать?» говорит искусствовед; «Судоходная торговля в Средиземноморском регионе в последние римские времена», — говорит археолог. … Provenance для искусствоведа имеет важное значение для установления собственности, но для археолога интерес интересен для установления смысла.

В этом контексте провенанс иногда может быть подробной историей того, где объект был со времени его создания, как и в контекстах истории искусства — не только с момента его современного поиска. В некоторых случаях, например, когда есть надпись на объекте, или отчет об этом в письменных материалах той же эпохи, объект изучения в археологии или культурной антропологии может иметь раннее происхождение — известная история, которая предшествует современным исследованиям — тогда было доказательством его современной находки и, наконец, продолжением происхождения, связанного с его обработкой и хранением или отображением после современного приобретения.

Доказательства происхождения в более общем смысле могут иметь важное значение в археологии. Подделки не являются неизвестными, и находки иногда удаляются из контекста, в котором они были найдены без документации, что снижает их ценность для науки. Даже когда они обнаружены на месте , археологические находки рассматриваются с осторожностью. Происхождение находки может быть неправильно представлено контекстом, в котором он был найден (например, из-за стратиграфических слоев, которые, будучи побеспокоены эрозией, землетрясениями или древней реконструкцией или другими нарушениями на участке). Артефакты можно также перемещать через мародерство, а также торговать ими далеко от места их происхождения и задолго до современного повторного открытия. Дальнейшие исследования часто требуются для установления истинного происхождения находки и взаимосвязи между точным доказательством и общим происхождением.

В палеонтологии и палеоантропологии признано, что окаменелости также могут перемещаться из своего основного контекста и иногда обнаруживаются  в отложениях, к которым они не принадлежат, потому что они были перемещены, например, из-за эрозии поблизости. Непонятно, насколько строго палеонтология поддерживает  provenience и провенанс . Например, короткий глоссарий на веб-сайте (в первую очередь ориентированный на молодых студентов) Американского музея естественной истории трактует термины как синонимы, в то время как научные работы по палеонтологии часто используют происхождение в том же самом точном смысле, как используется в археологии и палеоантропологии.

Хотя детали происхождения находки в основном используются научными исследователями, большинство музеев естественной истории и археологии также прилагают  усилия для регистрации того, как были приобретены предметы в их коллекциях. Эти записи часто используются для создания цепочки провенансов.