- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Мебель Древнего Египта

Мебель Древнего Египта намного лучше документирована, нежели мебель других античных цивилизаций, и к ней явно относились в те времена с большим вниманием. Раскопки в Месопотамии и в других местах показали наличие предметов обстановки египетского происхождения, то есть мебель египтян шла на экспорт или ее образцы получали в подарок иностранные вельможи.

Изображение из гробницы Рекмира (1475 г. до н.э.). Видно, как юноша-египтянин, делая стул, использует смычковую дрель, чтобы просверлить отверстие в сиденье.

Религиозная система древних египтян включала сложный комплекс верований, связанных с загробной жизнью. Считалось, что одна из составляющих бессмертной души, «Ка», являлась двойником физического тела; в момент смерти она освобождалась, но была способна в каких — то случаях вернуться в мертвое тело. Чтобы продолжать свое существование, эта часть души требовала «поддержания условий», вот почему погребальные камеры представителей египетской знати наполнялись не только пищей, но и церемониальной и домашней мебелью, которая являла собой наивысшие достижения египетских ремесленников. Деревянные конструкции не всегда выдерживали длительное пребывание под землей, однако найденные в гробницах фрагменты золотой обшивки и пластинки слоновой кости, служившие для инкрустации мебели, позволили египтологам воссоздать облик древней мебели.

Реконструкция предметов, найденных в гробнице царицы Хетепхерес, дала представление о тщательно выполненном ложе с балдахином, переносном стуле и других образцах, в тои числе многочисленных коробках. Гробница Тутанхамона, родившегося около 1340 года до н.э., спустя тысячу лет после Хетепхерес,

Коробка из гробницы Тутанхамона с выпуклой крышкой над прямоугольным ящиком. Вся поверхность декорирована изысканными изображениями Тутанхамона в героических деяниях. Около 1347 — 1337 до н.э. Живопись. Мчащийся на колеснице Тутанхамон, поражающий нубийскую армию.

содержала объекты, сделанные специально для погребального обряда; погребальное ложе, к примеру, вырезано в форме Аммита, считавшегося пожирателем мертвых, бога с головой крокодила, телом леопарда и задней четвертиной гиппопотама. Тутанхамон правил менее десяти лет, и вокруг факта его смерти фигурирует много домыслов.

Когда Говард Картер в 1922 году обнаружил гробницу Тутанхамона, его открытие получило немедленный отклик в сфере декоративного искусства. В частности, мебель ар-деко претерпела существенное влияние со стороны древнеегипетских форм и декоративных мотивов точно так же, как мебель французского ампира запечатлела триумфальный Египетский поход Наполеона 1798 года.

Домашняя мебель

Изображение предметов каждодневного пользования наиболее влиятельных членов общества сохранилось в образцах живописи и резьбы. Наиболее частым документальным подтверждением быта того времени является стул: и о трех, и о четырех ножках, с разной степенью декора.

Складной табурет, сконструированный из пары деревянных рам и подвесного кожаного сиденья, появился в Среднем Царстве и стал основой убранства античного интерьера от Аква Сулис до Константинополя. Низкие на прямых ножках столы использовались для размещения сосудов с водой или фаянсовых ваз, очень ценимых египтянами. Стойки, предназначенные специально для ваз, делались из деревянных жердей, оканчивающихся манжетой для придерживания сосуда.

Кровать из гробницы Тутанхамона, имеет прямоугольную деревянную раму, покрытую золотым листом, и сетку из витых веревок. Кровать снабжена изголовьем, ножки вместе со своими завершениями оформлены как лапы животного. Около 1567 — 1320 до н.э.

Кровати обычно делались из дерева, хотя металл и слоновая кость тоже использовались. Меж двух сторон рамы натягивали плетеную веревку, поддерживавшую матрас. Единой высоты не было: многие кровати были высокими, в то время как некоторые едва возвышались над полом, имея вид низкой ступеньки.

Доступная древним египтянам древесина включала местные породы: сикомор античный, акацию и сайду, твердое дерево, известное под названием «терновый венец Христа». Древесину ввозили также из районов Среднего Востока по торговым путям: это были породы кипариса и ливанского кедра, которые шли на постройку судов.

Сухой климат сокращал рост деревьев, так что получить крупные куски древесины было трудно. Это усиливало у египетских плотников работу мысли по части применения имеющегося материала: они придумали изощренные способы выстраивания панелей и соединения частей мебели.

Соединения ласточкин хвост, шип и гнездо, а также многие другие приемы были хорошо известны наряду с более примитивными техниками, включавшими забивание деревянных гвоздей и связывание. Некоторые мастерские специализировались на сложных по рисунку интарсиях, зачастую очень трудоемких, собираемых

Трон из гробницы Тутанхамона имеет деревянный остов, обернутый золотыми и серебряными листами с инкрустацией, полудрагоценными камнями и декором в виде лап и голов льва.

из крошечных кусочков наиболее ценных пород дерева. Неаккуратно выполненные соединения или низкокачественное дерево обычно маскировались облицовкой, гипсом и раскрашивались.

Важной составляющей был декор поверхности, самая изысканная мебель покрывалась серебряной или золотой фольгой. Украшения, резные и накладные могли быть исполнены чрезвычайно искусно. Ножки складного табурета часто имели завершения в виде утиных головок или львиных лап. Обивка обычно ограничивалась сложенными в несколько слоев кусками льна или других тканей. Мебель, как правило, раскрашивалась. «Фронтальный» метод изображения, когда торсы фигур развернуты фронтально, а головы даны в профиль, был определяющей чертой древней египетской культуры.

С другой стороны жилища простых людей были легки и недолговечны. Облик жилища древнего египтянина в основном восстановлен по дошедшим до нас стенописям и барельефам. Стилевое единство произведений архитектуры, мебели, посуды, ювелирных изделий определялось стремлением отразить в их образах идею вечной незыблемой власти фараона.
Мебель Древнего Египта сохранилась до наших дней благодаря обычаю оставлять в захоронениях вещи, предназначенные для жизни в загробном царстве. При открытии в 1922 году гробницы Тутанхамона было обнаружено много хорошо сохранившихся изделий мебели и прикладного искусства.
Древнему Египту принадлежит честь изобретения собственно мебели. Первоначально существовал обычай сидеть на земле. Затем появились низкие скамеечки и стулья, а затем у богатых египтян — парадные стулья. Форма стула со спинкой стала основой для всех последующих форм стульев.

Египтяне также первыми ввели форму поднятого с пола ложа — прототипов всех последующих диванов и кроватей. Столярным ремеслом занимались рабы и свободные ремесленники,позднее мебельные мастера. Изготовляли различные типы мебели: сундуки, ларцы, шкафы, кровати, табуреты, стулья кресла, столы, подставки для головы вместо подушки. Мебель дворцов отличалась от мебели жилища простого народа не столько конструкцией, сколько ценностью материалов, богатством и изысканностью украшений. В отделке мебели египтяне любили применять яркие, чистые краски — красную, желтую, серную, голубую, зеленую и белую.

Орнамент, украшавший мебель, состоял из элементов (солнечного диска, скарабея, змеи, коршуна, лотоса, пальмы, папируса), которые имели символическое значение. Например, трон Тутанхамона — деревянное кресло — обшит листовым золотом, на фоне которого сверкают инкрустации из фаянса, цветного стекла и камней. Подлокотники ажурны и выполнены в виде крылатых змей, поддерживающих эмблему фараона. Передние ножки завершаются львиными головами из чеканного золота.

Типы кресел и стульев очень разнообразны: на них клали мягкие подушки или тюфяки, которые покрывали сиденье, а иногда и спинку. Был распространен складной табурет с Х — образными опорами. Одежду, утварь и запас пищи хранили в переносимых сундуках и ларцах. Ларцы изготовляли в форме параллелепипеда на четырех ножках, снабжали двухскатными или полуцилиндрическими крышками, украшали фигурными фризами, орнаментами, применяли также роспись, инкрустацию слоновой костью.

Египетская цивилизация создала и форму ложа — кровати. Деревянную раму устанавливали на четыре опоры, имевшие форму лап идущего животного. На раму натягивали веревки или ремни, образующие эластичный настил в виде сплошного плетения или сетки. Стремясь скрыть дефекты, поверхность мебели сначала покрывали толстым слоем замазки, а затем белой или цветной краской. Столы разнообразны по форме, конструкции и назначению.

Египтяне при изготовлении мебели широко применяли древесину (кедр, сикомор, тис, оливковое, черное дерево), ввозя ее из соседних стран — Ливана, Финикии и Нубии. Они владели большим набором инструментов — топорами, пилами, теслами, сверлами, но им не был знаком рубанок, поэтому поверхность выравнивали ножом и пемзой.

Мебель Египта

Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все6таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. На стенных фресках тоже можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев.

Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы» (55). Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков грязном полу и создали первую форму ложа.

Они создавали логически рассчитанные, начерченные с помощью линейки, циркуля и угольника основные решения, которые не претерпели существенных изменений и по сей день.

Большая часть известной египетской деревянной мебели создана в эпоху Нового царства (Фивы, вторая половина II тысячелетия до н.э.). В период расцвета Фив, в царствование великих рамессидов прикладное искусство было в расцвете. Торговые отношения способствовали распространению влияния крито6микенской культуры в Египте.

Столярным ремеслом вначале занимались рабы и свободные ремесленники.

Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам. Тайны ремесла передавались от отца к сыну, в результате чего мебельные формы как бы застывали в своем развитии. Значительные изменения произошли лишь позднее, уже под влиянием Греции.

Большинство применявшихся египтянами инструментов нам известно. Эти инструменты, несмотря на то, что изготовлялись из металла, еще были очень несовершенны для выполнения столярных работ, требовавших большой точности. Инструменты египтян стали известны нам по сохранившимся оригиналам, а также по моделям и по изображениям на саркофагах. Египетскому столяру очень не хватало рубанка, которого в то время еще не было.

Не умели египтяне и вытачивать, не знали токарного дела, что помогло бы созданию многих декоративных элементов. Из6за отсутствия соответствующих инструментов у египтян очень редко встречаются и профильные карнизы.

Столярная техника тоже вначале была примитивной. Даже дорогие изделия по своей конструкции довольно несовершенны. Ремесленники знали рамочно6 филеночную вязку, но не вставляли филенку в раму, а прибивали ее к ней.

Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски6замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями.

Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.

Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне знали уже примитивный способ фанерования. Они облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки (мебель из гробницы Тутанхамона).

Египтяне обрабатывали преимущественно привозную древесину, ибо в стране произрастали лишь такие породы, как, например, финиковая Пальма, древесина которой плохо поддается обработке. Кроме сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса и черного дерева они использовали и древесину нильской акации.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более легкой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.

Египтяне с особой тщательностью конструировали мебель для сидения.

Табурет или скамейка имели многочисленные формы. Низкие ножки вставлялись в раму сиденья, поверхность сиденья представляла собой плетение из растений или ремней (46, 47, 54). Стулья с кожаным сиденьем имели более изящную форму, лучше были выполнены ножки и сочленения, кожей обивали изогнутую раму сиденья. Другая форма табурета является прототипом складного стула (45); египтяне создали эту форму еще во II тысячелетии до н. э. Как уже упоминалось, именно они изобрели первую форму стула со спинкой; спинка являлась надежной опорой для сидящего, о чем свидетельствует и четкая тектоническая конструкция (56, 57). Первые конструкции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость (56).

На репрезентативных изделиях мебели ножки были обычно в форме волчьих и львиных лап. Боковым сторонам стульев и кроватей часто придавали форму шагающих зверей (50, 53). Ножки в форме звериных лап обычно направлены вперед (50, 56, 59).

Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда!). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.

Церемониальный парадный трон по виду больше напоминает массивный сундук. Монументальный, сделанный из особого материала и богато украшенный, он выполнялся с цоколем в форме туловища животного. Здесь мы впервые в истории мебели встречаемся с подлокотниками, мебель для сидения иногда уже мягкая. Подушку просто укладывали на поверхность сиденья или прикрепляли к раме. Это свидетельствует уже об определенной ступени развития обойного дела, структурное соединение мебельного каркаса и обивки кажется уже решенной технической проблемой (52, 56).

Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами. Рама, опирающаяся на ножки в форме звериных лап и обтянутая ремнями, представляла собой поверхность для лежания, на которую можно было класть матрацы и подушки. Но египтяне предпочитали подушкам подставку для головы (58), лежать в таком положении прохладнее (а ведь в Египте жаркий климат!), к тому же при этом сохранялась пышная прическа.

Использовали и переносные ложа с ручками, на ножках в форме звериных лап (59).

Прочая мебель египетского жилища была скромнее. Столы, стойки, сундуки в домашнем хозяйстве не имели первостепенного значения. Известны три вида столов: рабочий, обеденный и стол типа креденцы. Обеденный стол можно было легко переносить. Он состоял из центральной опоры в форме колонны, круглой крышки и предназначался для одного или двух человек.

Креденцы и полки для посуды — это легкая, очень непритязательная мебель из стоек, перемычек и распорок (48, 49, 60).

В Египте были распространены сундуки, многие разновидности которых дошли до нас. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонтальные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном (44). Украшались они богатым плоским цветным орнаментом и иероглифическим письмом.

К оборудованию жилища относилась и утварь, сплетенная из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, ко6 робы, циновки). Египтяне уже пользовались и металлическими зеркалами.

Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.) имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде.

Столярное дело в Новом царстве стало самостоятельным ремеслом, которым занимались специалисты. Технология и технические познания были весьма развиты, однако несовершенство инструментов являлось большой преградой на пути дальнейшего развития мастерства. Именно поэтому назначение орнамента часто сводилось к тому, чтобы скрыть технические недостатки.

Египетское мебельное искусство свидетельствует о здоровом ярком реализме. Конструкция мебели логична и понятна, тектонические формы учитывают естественные свойства древесины. Инстинктивная находчивость египетских мастеров, с которой они много тысячелетий назад, не имея предшественников, использовали закономерности развитого тектонического оформления, вызывает бескрайнее удивление и глубокое признание. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное однообразие. Ограниченное число типов, не меняющиеся столетиями формы, отсутствие стремления к новым решениям свидетельствуют о том, что у египтян еще не было потребности разнообразить формы. Другим недостатком является то, что символические и заимствованные у природы формы не были тектонически скомпонованы. Формы, заимствованные у природы (например, ножки в форме звериных лап), не всегда подвергались сознательной стилизации, не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между структурными и декоративными элементами.

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели. В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее внимание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

Образцы египетской мебели были найдены при раскопках погребений фараонов (3400 — 2000 гг. до н. э.). Это были чаще всего ларцы, стулья, кровати, табуреты, сделанные из крепких пород дерева с применением богатой инкрустации из малахита, бронзы, слоновой кости. золота, драгоценных камней.