Мебель античной Греции

Расцвет городов-государств Древней Греции обусловил развитие культуры намного утонченной, чем в Древнем Египте. В ней утвердился дух большей индивидуальности, познавательного интереса к миру; человечество устремилось к получению научных и философских ответов на фундаментальные вопросы жизни. Минойская культура древнего Крита была лидирующей, но полнота представлений о ней ограничена материалом раскопок критских дворцов. Во дворце царя Миноса в ходе раскопок был обнаружен массивный каменный трон — свидетельство в пользу того, что европейцы использовали стулья уже 4 тысячи лет назад.

Греческий дом

Обычный афинский мужчина проводил крайне мало времени дома: жизнь протекала для него в

Греческая ваза. Одна из женщин сидит на стуле клисмос.

гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях и в гимназии. Как следствие большой нужды в мебели не было. Типичный дом состоял из двух дворов с колоннами: андронитис, или помещение для мужчин, и, гинеконитис или женская половина, которая использовалась как общая жилая комната. Эти дворы были окружены клетушками-спальнями. Самыми главными предметами обстановки были очаг, где совершались жертвоприношения богине Гестии, и алтарь Зевса. Мебель для сидения, столы и кровати делались в основном из дерева, и наши представления о них ограничены изображениями на вазах, росписями и рельефами.

У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токарный станок, что тут же отразилось на качестве деревообработки. Греки, судя по всему, освоили и гнутьё древесины с помощью пара — способ, переоткрытый европейцами вновь только в XIX веке! Реализм и простота греков в сочетании с развитым художественным вкусом привела к появлению элегантной и комфортной мебели.

Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги.

Изображение клисмоса в вазовой росписи

Позднее у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они применяли ложе (клинэ) — что-то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.

Мебель для сидения была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х образной опоре — происходит из Египта, такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Востока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми ножками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья; этот тип часто встречается в вазописи. Подобные парадные кресла делали для аристократов и из мрамора (например, в театрах). Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками,

Клисмос

изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они являлись второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более легкие обеденные столы; обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре.

В обстановку жилища входили также переносные маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов и туалетных принадлежностей.

Павсаний пишет о том, что среди сокровищ Олимпии был и сундук из кедра с богатой резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображениями сцен из мифологии, произведение мастера Евмеласа. В III веке до н. э. в Греции изготовляли уже и богатую мебель из бронзы, отделанную золотом или серебром, с мягкой обивкой. Расцвет греческого мебельного искусства приходится на V—III века до н. э.

Большинство произведений греческого искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми. Греки уже знали способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. Они отдавали предпочтение строгим тектоническим формам. Ножки, заканчивающиеся лапой зверя, встречались реже.

Древние и постоянные модели

Для греческой орнаментики характерны как фигуративные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы в точной, ясной композиции, четких очертаний и яркой окраски. Характерным геометрическим орнаментом была спиральная, а также волнистая линия. Широко распространенным орнаментом был меандр; к архитектурным орнаментам относились ионики (овы), бусы и зубчики. Греческая орнаментика была чисто декоративной и не имела символического значения.

Изображение ложа (клинэ) и стола, древнегреческий храмовый барельеф

Постепенно мебель освобождалась от застывших архаических форм, становилась предметом художественного творчества. Позднее, в период эллинизма, формообразование стало более свободным, разнообразным. Греческая мебель имела четкую структуру, которая подчеркивалась и декором. Простота, гармония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния греческой мебели на мебель других народов.

Diphros okladias был прямым переложением египетского табурета с X — рамой, и с уверенностью можно сказать, что им пользовались еще в эгейскую эпоху. Гораздо более «греческим» по своему дизайну был bathros, состоявший из плоского, квадратного сиденья, опиравшегося на четыре ножки. Сходным образом греки применяли стулья в египетском стиле — задолго до того как развить klismos, дизайн которого оказался сверхдолгожителем, дожив до сегодняшнего дня.

Клисмос считался у греков женским предметом мебели; он имеет четыре изогнутые ножки, сгибающиеся под

Ларь

сиденьем, прежде чем уйти назад и наружу, двигаясь к полу. Фигурная спинка, которую назвали «стиле» служит показателем того, что греков интересовало удобство мебели. Очевидно, что у них также широко использовались табуреты.

Столы обычно делали о трех ногах, чтобы сохранить равновесие на неровных земляных или оштукатуренных полах греческого дома. Греческое слово «kline», корень английского слова «recline», использовалось для описания кроватей, и кушетки, на которых устраивались для трапез. Бедные делали себе спальные места на полу, а богатые сооружали ложа из дерева, бронзы или слоновой кости, покрывая их шкурами животных, шерстяной тканью или льном.

Kline ставили на ножки, приподнимая на столько, чтобы было удобно пользоваться трапезным столом. В столовой, andron, самых богатых греков могло быть несколько подобных кушеток. Некоторые сооружались из ценного привозного дерева, украшались орнаментом по типу маркетри или дорогими металлическими вставками.

Этрусский саркофаг с изображением усопшей супружеской пары. Ложе имеет форму кушетки, приподнятой на резных ножках квадратного сечения.

Мебель в Этрурии известна только по материалам раскопок, так как текстов от этрусков не сохранилось. Иммигранты прибыли на эту землю, неся с собой знания о цветущих цивилизациях Греции, Египта, и Малой Азии. Таким путем формы со всего античного мира, вроде египетского стула с X — образной рамой и греческого kline, нашли свой путь на италийский полуостров задолго до образования Римской империи.

Слияние двух культур

Влияние эллинской культуры распространялось в двух направлениях — на восток в Малую Азию и на запад в Великую Грецию, на италийский полуостров. В Южной Италии эта экспансия около 280 года до н.э. привела к столкновению между Грецией и Римом. Решающая битва при Акции в 31 г. до н.э. ознаменовалась наступлением Римского мира, Pax Romana, положившего конец независимости греков от Рима. Интеграция была быстрой и плодотворной для обеих сторон, и результатом римского влияния на греческий мир был отказ от аскетизма в Пользу потребления, проникнутого большей радостью жизни.

Римский народ славился умением наслаждаться жизнью — настолько, что власти были вынуждены

Стол (трапедза) и бронзовый треножник

периодически принимать законы против самых экстравагантных течений, вроде чрезмерных кулинарных яств или моды на блестящие шелковые ткани.

Этот явственный контраст к строгости Древней Греции получил отражение в убранстве и оформлении римских домов, становившихся все более пышными благодаря ввозу предметов роскоши из Малой Азии.