Жан Берийский как коллекционер и меценат

У нас есть план:

  • Эстетические приоритеты французского королевского двора эпохи Столетней войны,
  • Покровительство развитию книжной миниатюры и создание книжных коллекций,
  • Заказ предметов ДПИ и шпалер, их место в музеях мира.

Ты помнишь, как всё начиналось

В 1328 году последний король капетингской династии Карл IV Красивый умер, не оставив мужского потомства, и, по праву ближайшего родства, на троне оказался двоюродный брат покойного Филипп Валуа, ставший королём Франции Филиппом VI. Подобное не пришлось по вкусу английскому королю Эдуарду, самому притязавшему на французский престол по равному с двоюродным братом Карла Красивого праву — по женской линии (его матерью была сестра Карла — Изабелла). Соперничество королей а также неудовлетворённые территориальные притязания англичан привели к началу войны, которую историки позднее назовут Столетней (1337—1453 годы)

Не подготовленная к войне держава Филиппа терпела одно поражение за другим, ситуация осложнялась ещё и тем, что новый король чувствовал себя на троне не слишком прочно, у него был только один сын, случись таковому умереть, Франция могла быть ввергнута в хаос. Королю спешно требовались внуки, потому принц Иоанн в 13 лет был объявлен совершеннолетним, наделён титулом герцога Нормандского, и отец принялся подыскивать ему невесту. Граф Люксембургский Иоанн предложил Филиппу выбрать из двух своих дочерей, и тот незамедлительно остановился на старшей, Гуте (во Франции её имя перевели, и превратили в Бонну), которой в то время было 17 лет. Его надежды не были обмануты, герцогиня Нормандская за 11 лет родила девять принцев и принцесс, обеспечив таким образом будущее французского королевского дома.

Жан Беррийский был третьим сыном в семье, родившись 30 ноября 1340 года, в день Святого Андрея, и был крещён как и его старший брат Карл в церкви Сен-Пьер де Монтрёй. Восприемником от купели был граф Жан д’Арманьяк, в честь которого (а также в честь Святого Иоанна Крестителя) новорожденный получил своё имя. Всю свою дальнейшую жизнь герцог Беррийский с особым почтением относился к двум «своим» святым — в Великолепном Часослове даже сохранилось его изображение в молитвенной позе, между Св. Андреем и Св. Иоанном. Также он неизменно оказывал почести мощам Св. Андрея, если бывал в городах, где они хранились, — в Бурже, Брюгге и т. д. Кормилицей новорожденного стала Жиль (или Жильон) де Комон, супруга рыцаря Жоффруа де Жермоля. Глубоко преданная своему воспитаннику, она оставалась подле него вплоть до своей смерти в 1400 году, в возрасте около 80 лет, в то время как её муж исполнял обязанность мэтр д’отеля герцогского дворца.

Коллекционер и меценат

Жан Французский, герцог Беррийский (1340 —1416) был личностью далеко не заурядной. Дип­ломат, полководец, государственный деятель, ме­ценат, он играл заметную роль в истории Франции той эпохи: все 76 лет его жизни приходятся на годы Столетней войны с Англией (1 3 3 7 — 1453). Сражения и заговоры, дипломатические миссии, годы плена, проведенные Жаном Беррийским в Англии (в качестве заложника за своего отца Иоанна Доброго), кровавая распря между двумя ветвями королевской семьи — Орлеанской и Бур­гундской (война Арманьяков и Бургиньонов), во время которой герцог потерял много близких и его собственная жизнь не раз висела на во­лоске, а многие его владения были разграблены и сожжены, частые эпидемии чумы, опустошавшие Европу, — все это воссоздает картину, далекую от мирного благоденствия, отнюдь не благоприятст­вующую увлечению искусством. Но действенная потребность прекрасного навсегда оставила имя Жана Беррийского в памяти человечества.

Герцог любил окружать себя красивыми и редкими ве­щами. Его инвентари изобилуют перечислениями удивительных по красоте и ценности рубинов, сапфиров, тончайших изделий ювелирного мастер­ства, драгоценных ковров и т. д.

Но самыми ценными и самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты. С ненасытностью подлинной страсти герцог не только собирает и скупает рукописи, но и заказывает новые самым прославленным и одаренным художникам. Жан Беррийский, очевидно, обладал даром находить и привязывать к себе талантливых людей: среди его приближенных был известный писатель Жан Аррасский (по некоторым источникам — секретарь герцога), прославивший свое имя переработкой народных сказаний в «Роман о Мелузине» (около 1390), его библиотекарем и советником в делах искусства был миланский миниатюрист Пьер Ве­ронский. Известнейшие ювелиры, архитекторы и художники трудились при его дворе над созданием рукописей, возводили и украшали соборы и замки: среди них были Ги де Дамартен и его брат
Дре, Андре Боннёве, Жакмар Эсденский и, наконец, братья Лимбурги.

В инвентарях герцога значится большое количество великолепных манускриптов не только религиозного, но и светского содер­жания: 41 историческая хроника, 38 рыцарских романов, путешествие Марко Поло, географичес­кие карты, сочинения Аристотеля, Боккаччо, книги по астрономии, астрологии и т. д. Кроме того, 15 библий, 16 псалтырей, 18 требников, 6 миссалов и 15 часословов.

Именно последние составляют наиболее интересную и ценную часть библиотеки. Можно предположить, что Жан Бер­рийский предпочитал заказывать своим художни­кам именно часословы, поскольку они не входили в ранг церковных книг, не были канонизированы, и мастер чувствовал себя здесь свободнее, многое зависело от воли и вкуса самого заказчика.

Известны два часослова, выполненные братьями Лимбургами для герцога Беррийского. «Прекрасный часослов» и «Великолепный часослов». Первый был создан до 1413, так как он упоминается в инвентаре этого года, второй — до 1416, поскольку 15 июля 1416 года скончался герцог, а братья Лимбурги, как принято считать, умерли на несколько месяцев раньше него, то есть в феврале—марте этого года. В инвентаре 1416 года часослов значится как незаконченный.

Страстный собиратель и щедрый меценат, герцог в соответствии со своим социальным статусом и духом времени приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Но при этом его гардеробная, в отличие от гардеробной брата, короля Карла V, была уже не собранием предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства.

Он целенаправленно искал и приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил большие суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Около 1380 г. специально для герцога был изготовлен золотой кубок весом 1,93 кг, богато украшенный изображениями из разноцветной эмали, На его крышке и боковых сторонах художник представил сцены из жизни святой Агнессы, на ножке — символы евангелистов. Ныне это выдающееся произведение французского ювелирного искусства является одним из самых известных экспонатов Британского музея и носит название «Кубок французских и английских королей».

Круг интересов Жана Беррийского не ограничивался только произведениями искусства. Он с увлечением собирал редкости природы, а в одном из замков создал галерею портретов знаменитых современников, мысль о создании которой во многом навеяли зарождавшиеся тогда гуманистические идеи Ренессанса.

Блестящий меценат, он имел очень большое количество произведений искусства, известных по нескольким инвентаризациям, начиная с 1401-1403, 1411 и до своей смерти в 1416 году. Это, в основном, драгоценные камни, медали и ювелирные изделия. Он получал множество подарков от близких людей, но он также делал пожертвования своему окружению.

Большинство из этих работ исчезли. Среди редких произведений, известных по его коллекции, — мощи Святого Эпина (хранятся в Британском музее), кубок святой Агнессы в Британском Музее, который он преподнес племяннику Карла VI в 1391 году, « Крест клятвы», предложенный брату Филиппу (в сокровищнице замка Хофбург) или одна из самых древних китайских фарфоровых ваз, известных в Европе (Музей Виктории и Альберта).

Их нравы

Первые уроки чтения и письма дала своему воспитаннику, вероятно, мадам Жилль, однако, как и полагалось в те времена, «дабы обучить принцев (то есть Жана и его младшего брата Филиппа) чтению часов» приглашён был капеллан по имени Ламбер де Соммевуар. Случилось это в 1352 году, когда Жану было 12 лет. По неизвестным причинам, его имя год спустя исчезает из дворцовых счетов, и учителем принцев становится Жан де Брей, по чьему приказу немедленно были закуплены книги, письменные приборы и «иные принадлежности» для продолжения обучения на сумму в 24 ливра золотом (сумма по тем временам очень немалая — для сравнения стоит напомнить, что члены Парижского парламента получали всего лишь 10 су в день). Возможно, именно в детстве был привит будущему герцогу вкус к чтению и собиранию книг. Вообще, королевский двор, где приветствовали поэтов — Гийома Машо, Гаса де ла Биня, Филиппа де Витри, самого великого Петрарку, вряд ли мог оставить королевского сына равнодушным к литературе и поэзии. Здесь же постоянно подвизались жонглёры и менестрели, развлекавшие гостей во время пиров и длинными зимними вечерами. У короля, королевы и дофина имелись собственные шуты, кроме того настоящий фурор вызвал подаренный королевской чете негр с шутливым именем Жан Белый.

К моменту смерти герцога Беррийского его библиотека насчитывала три сотни томов. По оценке специалистов, собрание книг Жана Беррийского хотя и уступало в объёме библиотеке Карла V (около тысячи томов), в художественном отношении не имело себе равных. Однако герцог интересовался не только иллюминированными манускриптами, но и их текстами: в его собрании было немало книг без миниатюр. Ныне его библиотека хранится в музее Шантийи. Собрание религиозных книг герцога было самым многочисленным и самым изысканным по оформлению, а сам он заслужил прозвище «король часословов»

Известно,что он был заказчиком шести часословов, выполненых в соответствии с его инструкциями: под его патронажем были созданы: Малый часослов (Petites Heures, Национальная библиотека, Париж), Брюссельский или Прекраснейший часослов (Tres Bellers Heures, Королевская библиотека в Брюсселе), Прекрасный часослов Богоматери (Tres Bellers Heures de Notre Dame), Большой часослов (Grandes Heures, Национальная библиотека, Париж), Прекрасный часослов (Bellers Heures, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и, наконец, самый знаменитый — Великолепный или Роскошный часослов. Художники, работавшие над созданием иллюминированных рукописей на протяжении многих лет, сменяли друг друга, совершенствуя своё мастерство и осваивая новые художественные течения. Требовательный вкус герцога и его неустанный поиск новых талантливых художников сделали значительный вклад в развитие изобразительного искусства той эпохи.

При его дворе трудились знаменитые архитекторы Ги (Guy de Dammartin) и Друэ де Даммартен (Drouet de Dammartin), великий скульптор Андре Боневё, художники братья Лимбурги, Жакмар де Эден, Жан Ле Нуар и т. д.


Казель-Ратхофер

Стародубова — Братья Лимбурги — осилено

https://www.metmuseum.org/toah/hd/berr/hd_berr.htm   — перевести

Мисс, Миллард, само собой — но его не найти. Нигде. Совсем. Никак.

https://en.wikipedia.org/wiki/John,_Duke_of_Berry

https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean_Ier_de_Berry

http://www.louvre.fr/sites/default/files/medias/medias_fichiers/fichiers/pdf/louvre-dossier-thematique-france-1400.pdf  — стр.4

https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-kultura-xv-v-velikolepnyy-chasoslov-gertsoga-berriyskogo-i-ego-miniatyury-vremena-goda-kak-istochnik

 

  • Philippe Bon (dir.), Le Château et l’art, à la croisée des sources, t. I, Mehun-sur-Yèvre, Éd. Groupe Historique et Archéologique de la région de Mehun-sur-Yèvre, ill., n. et coul., pl., 2011.
  • Thomas Rapin, « La maîtrise d’ouvrage de Jean de France, duc de Berry (1340-1416). Reconstitution et analyse critique d’une documentation dispersée », Tabularia « Les sources comptables, méthodologie, critique et édition »,‎  (DOI 10.4000/tabularia.1400lire en ligne [archive]).
  • Thomas Rapin, Les chantiers de Jean de France, duc de Berry : Maîtrise d’ouvrage et architecture à la fin du xive siècle, thèse, université de Poitiers, 2010.
  • Thomas Rapin, « Les horloges publiques : un aspect méconnu du mécénat du duc Jean de Berry », Livraisons de l’histoire de l’architectureno 25,‎ p. 97-108 (lire en ligne [archive]).
  • Alain Salamagne (dir.et al.Le palais et son décor au temps de Jean de Berry, Tours, Presses universitaires François-Rabelais, .
  • Françoise AutrandJean de Berry : l’art et le pouvoir, Paris, Fayard, , 552 p.
  • de Champeax A., Gauchery P. Les travaux d’art executes pour Jean de France, duc de Berry

Допы из виртуальной справки:

http://vhd.ksob.spb.ru — очень полезная штука для тех, кто таки делает сам, а не ищет в этих ваших интернетах.

Ответ подготовлен специалистом справочно-библиографической службы ЦБС Красногвардейского района.  (обращаем ваше внимание, что с указанного сайта есть доступ к авторефератам диссертаций):

Куклинова, Ирина Анатольевна. История музейного дела во Франции, XIU-XIX вв. : диссертация … кандидата культурол. наук : 24.00.03. — Санкт-Петербург, 1999. — 275 с.

Казакова, Вера Викторовна. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры : XVIII — первой половины XIX вв. : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Казакова Вера Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с. : ил.

Грицкевич, Валентин Петрович. История музейного дела (до конца XVIII в.) : диссертация … доктора культурологических наук : 24.00.03 / Грицкевич Валентин Петрович; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств]. — Санкт-Петербург, 2003. — 396 с.

Старикова, Ю. А. Музееведение : конспект лекций / Ю. А. Старикова. — Москва : Приор-издат, 2006 (Подольск (Моск. обл.) : Подольский филиал ЧПК). — 125 с. : ил.

Крылова, Юлия Петровна. Автор и общество в позднесредневековой Франции [Текст] = Auteur et societé en France au Moyen Age Tardif : «Книга поучений дочерям» Жоффруа де ла Тура Ландри / Ю. П. Крылова ; Ин-т всеобщей истории РАН. — Москва : Индрик, 2014. — 446 с., [8] л.

Юренева, Тамара Юрьевна. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции : учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений / Т. Ю. Юренева ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский ин-т культурологии. — Москва : Академический проект : Трикста, 2007. — 413, [1] с., [23] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

Юренева, Тамара Юрьевна. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. — М. : Рус. слово, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). — 532 с. [XXXII] с. цв. ил. : ил., портр.

Казель, Раймон. Роскошный часослов герцога Беррийского = Les très riches heures / Раймон Казель, Иоханнес Ратхофер ; Введ. Умберто Эко ; [Пер. с нем.: К. А. Светляков] ; [Введ. — пер. с итал. Л. И. Таруашвили]. — М. : Белый город, [2004?]. — 248 с. : цв. ил.;

Золотова, Екатерина Юрьевна. Французская живопись ХV в. после Столетней войны : На пути от Средневековья к Новому времени : диссертация … доктора искусствоведения : 17.00.04. — Москва, 2000. — 280 с.

Казакова, Вера Викторовна. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры : XVIII — первой половины XIX вв. : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Казакова Вера Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с. : ил.

Ворошень, Вероника Алексеевна.»Девять доблестных мужей» и «Девять доблестных жен» в западноевропейском изобразительном искусстве XIV-XVI веков : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ворошень Вероника Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.]. — Москва, 2014. — 334 с.

Акимова, Татьяна Александровна. Светские темы и образы в искусстве позднего средневековья : XIV — первая половина XV века : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04. — Москва, 2005. — 268 с.

Трощинская, Александра Викторовна. Взаимодействие и синтез художественных моделей Востока и Запада в искусстве фарфора в России конца XVII — начала XIX веков : диссертация … доктора искусствоведения : 17.00.04 / Трощинская Александра Викторовна; [Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет]. — Москва, 2009. — 336 с.

Полные тексты диссертаций доступны в локальной сети ЦГПБ им. В. В Маяковского (виртуальный  читальный зал библиотеки).

Научная библиотека eLibrary:

Мусурок М. Л. Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Жана Беррийского // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2012. — № 2. – С. 230-234 (Полный текст статьи доступен для скачивания после регистрации на сайте).

Открытая научная библиотека Киберленинка:

Смирнова Елена Дмитриевна Французская культура XV в.: «Великолепный часослов герцога Беррийского и его миниатюры времена года как источник // Веснік МДПУ імя І.
П. Шамякіна. — 2008. — №3 (20). — С.31-38